Анахарсис (Анарыс) (VI век до н. э., ок. 605–545 гг.)

Анахарсис (Анарыс)

Анахарсис, Анарыс — сакский ученый. Жил в VII — IV вв. до н. э. В истории известен как «Скиф Анахарсис». Мать Анахарсиса была родом из Эллина. В Эллине он освоил многие известные в то время отрасли науки и искусства. Анахарсис прославился как мудрец, философ и сторонник умеренности во всем. Об Анахарсисе написано в труде Геродота «История». Платон в своем труде «Государство» ставит Анахарсиса в один ряд с Гомером и Фалесом, а в произведении «Протагор» признает «одним из семи ученых мира». Анахарсис был близким другом знаменитого афинского полководца Солона. Его имя упоминается во второй книге «Аналитики» Аристотеля — «Этника Никомах». Сведения об Анахарсисе встречаются и у Лукиана. Художественный образ Анахарсиса создан Плутархом. В его работе «Отдых семи ученых» Анахарсис называется в одном ряду с Фалесом, Солоном, Периандром, Питтаком, Биантом, Хилоном, Клеобулдаром. Имя Анахарсиса упоминается в «Опытах» Мишеля Монтеня. Диоген Лаэртский в книге «Жизнь, учения, слова назидания философов» приводит афоризмы Анахарсиса. По его мнению, якорь корабля был изобретен Анахарсисом. По легенде он также изобрел усовершенствованные гончарный круг и парус. До наших дней дошли афоризмы Анахарсиса: «Беда голове от языка», «Один верный друг лучше тысячи неверных друзей», «Базар — это место, созданное для того, чтобы люди друг друга обманывали и воровали», «В Элладе слова говорят умные люди, а вопросы решают глупые». Как знак признания ораторского мастерства Анахарсиса в Афинском светском обществе получила распространение поговорка «Так сказал скиф». Анахарсис умер у себя на родине. По поводу смерти Анахарсиса Геродот сообщает: «Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в её честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев; низовья Днепра или Дона). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны (медные тарелки). Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донес царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне ещё скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи». Лежа на смертном одре, Анахарсис сказал: «В Элладе меня оберегал мой ум, а на родной земле я стал жертвой зависти».