Померанцев Юрий Борисович (1923)

Он всегда был рыцарем без страха и упрека, Дон Кихотом от театра. Жизнь подвергала его испытаниям: его коснулись сталинские репрессии, опалила, но не сломила война. Он был рожден актером и с завидным упорством, наперекор всему шел к своему призванию. Не имея театрального образования, стал знаковой фигурой в театральном мире Казахстана.

Юрий Борисович Померанцев родился 11 февраля 1923года в г. Киеве на Украине. А творческая карьера старшеклассника Юры Померанцева началась в Москве в 1937 году, в день, когда отмечалось столетие со дня смерти Пушкина. Тогда он впервые вышел на публику и под музыку Чайковского прочитал сцену дуэли из «Евгения Онегина». После этого выступления Юрий Померанцев понял – его жизнь будет связана с театральным искусством. Интерес юноши к сцене заметили и родители, ведь вечерами Юра пропадал в Московском художественном театре, не пропуская ни одной премьеры. Про себя Померанцев говорит: «Я — счастливый человек, в юности я все время ходил в свой любимый художественный театр — МХАТ. И вМалый — он был на втором месте. И там я видел всех великих актеров. Вот это была моя школа. Потому что я никакого высшего учебного заведения не заканчивал. Я — самоучка. И еще была Наталья Ильинична Сац. Она учила меня театру и жизни».

Вскоре его отца, инженера-строителя по профессии, направили работать на ответственный пост в тресте «Карагандашахтстрой». Семья переехала в Караганду. Но в 1938 году отца объявили врагом народа и расстреляли. После этого все боялись иметь дело с семьей «врага народа», знакомства прекратились, и, оказавшись в изоляции, Юрий с матерью вынуждены были уехать в Москву, где жили их родственники.

Десятый класс Юрий Померанцев окончил летом 1941 года. И как для многих его сверстников, выпускной бал совпал с началом войны. После мобилизации в ряды Красной Армии прошел в Казани курс краткого обучения бойца, получил звание ефрейтора и был направлен в лыжный батальон. 1941 год был самым тяжелым периодом Великой Отечественной войны, когда от батальона в 900 бойцов после сражения оставалось несколько десятков солдат. После ранения и длительного лечения в 1943 году Померанцев приехал Алма-Ату, здесь в эвакуации находилась его мама.

Именно в Алма-Ате началась его актерская карьера: сначала он устроился в хор оперного театра, а затем появились небольшие роли в кино и театре: Юрию Борисовичу удалось сыграть в массовке ленты «Иван Грозный» С. Эйзенштейна.

Кто знает, сколько бы Померанцев еще исполнял эпизодические партии на сцене театра оперы и балета, если бы не случай. На одном из спектаклей его заметила Наталья Сац. В тот период она создавала в Алматы ТЮЗ и формировала труппу. Наталья Ильинична решила, что лучшего Волка для спектакля «Красная Шапочка» по Е. Шварцу не найти. Ей понравилась игра молодого актера, она предсказала ему успешное театральное будущее.

«Эпоха ТЮЗа» продолжалась для Померанцева почти 10 лет. В 1954 году Я. С. Штейн, будучи художественным руководителем Русского театра драмы, так тогда назывался Государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова, пригласил его к себе работать. С тех пор сцена лермонтовского театра, на которой сыграно более 300 ролей, стала для него вторым домом.

В 1957 году ШакенАйманов снял Померанцева в кинофильме «Наш милый доктор», который обошел экраны всего Советского Союза. А Юрий Озеров, приступая в 1969 году к съемкам фильма-эпопеи «Освобождение», увидел Померанцева совсем в противоположной роли – генерала Андрея Власова. Были и другие фильмы: «Перекресток» (1962), «Орлята Чапая» (1968), «Родины солдат» (1975), «Чужое счастье» (1978) и пр. Но, по мнению Юрия Борисовича, его взаимоотношения с кино так и не сложились.

Другое дело театр. Сыграны острохарактерные роли Шута («Король Лир» Шекспир) и Космо («Дама-неведимка» П. Кальдерона), Ивана Грозного («Василиса Мелентьевна» А. Н. Островского) и Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Дзержинского («Шестое июля» М. Ф. Шатрова) и Абая («Абай» М. О. Ауэзова), Дон Кихота (в одноименной пьесе по Сервантесу), Тристана («Собака на сене» Лопе де Вега), Князя («Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского), Гаева («Вишневый сад» А. П. Чехова) и многие другие. В свои 90 лет Померанцев сыграл одну из главных ролей в спектакле «Факультет ненужных вещей» по роману Юрия Домбровского, писателя, которого четырежды арестовывали и которого он хорошо знал по его пребыванию в Алма-Ате.

Как режиссер Ю. Б. Померанцев поставил спектакли «Волынщик из Стракониц» Й. Тыла, «Старые друзья» Л. Малюгина, «Живой портрет» А. Морето, «Собака на сене» Лопе де Вега, гдеярко выражены чувство стиля художественной правды и умение раскрыть драматургический конфликт.

«Он и театр – единое целое», – так говорят о нем коллеги-лермонтовцы. Сотни ролей, работа с разными режиссерами, любовь и признание зрителей, запоминающиеся характеры в фильмах, вошедших в золотой фонд советского кинематографа, яркие режиссерские работы…

Все это – актер и режиссер Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова Юрий Борисович Померанцев, народный артист Республики Казахстан, лауреат Государственной премии Республики Казахстан, Лауреат независимой премии «Тарлан», участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, двух – «Знак Почета», высшего ордена Казахстана «Отан», множества медалей. Занесен в Золотую книгу казахстанской культуры.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Исторические личности
Померанцев Юрий Борисович (1923)