Научные труды Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А.:

«Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана» (1993 г.).

Обретение Казахстаном независимости потребовало и выработки новой философии — идеологии суверенного Казахстана, в которой были бы четко определены ориентиры построения нового государства. В условиях Казахстана, где большинство населения мыслило категориями «казарменного социализма» и у многих была развита философия социального иждивенчества, крайне важно было параллельно с внедрением рыночных основ проводить и воспитательную работу. Исходя из этого, Национальный Совет рекомендовал Н. А. Назарбаеву выступить перед гражданами Республики со своей концепцией. Президент Республики Казахстан свои взгляды изложил в работе «Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана». В ней Н. А. Назарбаев подробно остановился на проблеме: нужна идеология современному Казахстану или нет? Он отметил, что идеология — это целый комплекс взглядов и идей, которые вырабатываются в любом государстве, особенно развивающемся, в ней четко определяются принципы внешней и внутренней политики, дальнейшего развития культуры, образования. В работе дается оценка общественно-политической ситуации в Казахстане, раскрывается сущность переходного периода и цель Казахстана достичь реальной независимости и сохранить стабильность. Появление такой работы было тем более значимым, потому что общественная мысль Казахстана оказалась не готовой к огромным преобразованиям и слабо реализовала свой мощный потенциал.

«Идеи евразийства» (1994 г.)

Центральная часть континента всегда являлась особым местом на карте планеты. Здесь формировалась уникальная по своей природе евразийская общность народов. Евразия рассматривалась и как огромная естественная крепость, которую занимают континентальные державы, и как труднопреодолимая пустыня, разделяющая народы. В геополитической мысли двадцатого столетия активно разрабатывалась концепция Heartland’a — сердца континента — в противовес прибрежному краю материка. Новейшие времена и последние геополитические изменения в мире по-новому поставили проблему сердцевины континента, где находится и земля Казахстана. Именно этим обусловлен возродившийся интерес к евразийской идее, как стержню, на котором будет основано развитие региона. Но, будучи евразийским народом, по мысли Н. Назарбаева, невозможно остаться с этим наедине. Евразийство вовлекает в обширный круг понятий, культур, составляющий особую категорию — евразийскую цивилизацию, которая по природе своей — цивилизация-мост. Мост между материками, культурами, народами. И столкнувшись с этим, Н. Назарбаев логично пришел к идее евразийской интеграции, которая больше чем просто объединение это возвращение к истокам. Президент Н. Назарбаев говорит о сути евразийской идеи как о неизбежности и необходимости — культурной и политической.

«На пороге XXI века» (1996 г.)

Одной из важнейших проблем в начале 1990-х гг. для Казахстана стала необходимость выбора пути в переходный период. Вышедший в это время книга Н. Назарбаева «На пороге ХХI века» стала достойным ответом оппонентам, причем в ней охватывался основной круг вопросов того времени, включавший позицию автора по советскому прошлому, формулировку собственного видения реформ в политике и экономике и взгляд на роль Казахстана в регионе и в мире, на его «цивилизационную дислокацию».

В главе книги «Между Востоком и Западом», автор делает своеобразный экскурс в настоящее наших соседей и международных партнеров, о которых в то время общество имело сравнительно небольшое впечатление, и размышляет о цивилизациях и новых идеях, которые ждут человечество на пороге ХХI века. Здесь же он вспоминает о проблемах современности — бедности, фатальном различии в развитии государств и о новой информационной реальности, которая в то время, на заре внедрения новых технологий, когда Интернет еще не встал на ноги, а рынки еще не столкнулись с масштабным «цифровым бумом», только зарождалась. Н. Назарбаев расценивает глобальные проблемы и новые условия как вызовы, на которые мы должны адекватно отреагировать, чтобы не остаться в стороне, но в то же время остаться самими собой. Так Н. Назарбаев писал в книге: «Весь мир предлагает поразительное сочетание базовых принципов демократии и рынка с очень устойчивыми национальными традициями. Главное — правильно найти эту золотую середину между вызовом современности и тем, что делает тебя самим собой».

«В потоке истории» (1999 г.)

Президент Казахстана Н. А. Назарбаев в своей книге подчеркнул, что «принципиально важно, что мы строим новый Казахстан не как этнократическое государство (общественный строй, при котором власть принадлежит элите, сформированной из представителей одной национальности по признаку этнической принадлежности), а как гражданское общество, которое основано на принципах равенства свобод, прав и обязанностей». Книга Н. Назарбаева, во многом является результатом осмысления проблем национальной культуры, истории, связи прошлого и настоящего. Н. Назарбаев в «Потоке истории» отмечает: «Для казахских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичности и динамичных императивов истории. Это ведь не только политическая проблема, но и научная». Здесь мы видим то направление в творчестве автора, которое остается неизменным на протяжении уже многих лет, и оно связано с Казахстаном. Рассматривая любую проблему, Н. Назарбаев остается в первую очередь представителем своей страны, патриотом, сыном казахского народа. Так что главная тема его творчества — Казахстан, его прошлое, его настоящее и пути будущего развития.

«Критическое десятилетие» (2003 г.)

Мы живем в эпоху глобальных перемен, когда становится реальностью парадокс — непонимание своего времени. Н. Назарбаев в своей книге осмысливает это неизвестное настоящее. В «Критическом десятилетии» он пишет: «У современной истории очень плотный график. То, что раньше длилось столетиями и десятилетиями, сегодня длится мгновение». Книга стала обобщением размышлений и опыта Президента страны. Обострение ситуации в регионе, локальные конфликты, теракт 11 сентября в Нью-Йорке — эти события можно рассматривать по-разному, применяя, если можно так сказать, тактическое мышление и анализируя проблему во всей ее глубине — стратегически. Угрозы безопасности должны быть четко осознаны, и нужно найти их

первопричины: глобальные угрозы не могут быть вызваны цепью случайностей — их причины так же глубоки и серьезны. Вместе с уходом в прошлое великого противостояния времен холодной войны, когда одна половина мира грозила уничтожением другой, изменились и условия. Современный мир стал миром коммуникаций, что означает в конечном смысле — диалог. Новое мышление, демократизация, мирные

инициативы — во многом они были велением времени, которое первым услышали наиболее чуткие к новому люди. Будущее не подкрадывается тихо — его шаги гремят, все ближе и ближе, но люди либо не слышат их, либо не желают слышать. Прислушаться к этим шагам и строить свою жизнь, а не плыть безвольно по течению вражды и разобщенности — вот что предлагает Н. Назарбаев.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Научные труды Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А.: