Сотрудничество Казахстана с международными организациями

За последние годы Казахстан в целом завершил процесс вхождения во все авторитетные и влиятельные международные организации. В настоящее время стоит задача перевода в плоскость практического воплощения стратегических интересов Республики Казахстан на международной арене.

Казахстан и Организация Объединенных Наций (ООН)

2 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН.

Первым форумом, в котором казахстанская делегация приняла участие в качестве полноправного члена ООН, стала 47-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, проходившая осенью 1992 года. На этой сессии с развернутой речью о международной политике Казахстана выступил Президент Н. А. Назарбаев.

За прошедшее с 1992 года время Казахстан сумел не только успешно интегрироваться в международное сообщество государств, но и занять в нем заметное место. Участие Казахстана в работе системы ООН является одним из главных направлений казахстанской многосторонней дипломатии, способствует укреплению суверенитета и независимости нашей страны, создает благоприятные международные условия для осуществления дальнейших преобразований в социально-политической, экономической и других сферах общественной жизни.

Наработан огромный потенциал сотрудничества Республики Казахстан с Программой развития ООН (ПРООН), Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ), Организацией ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), Международным валютным фондом (МВФ), Программой ООН по окружающей среде и другими учреждениями в деле привлечения в Казахстан экспертной, технической и финансовой помощи ООН на этапе становления государственности.

Признавая главенствующую роль ООН в решении важнейших вопросов современного мира, Казахстан не может быть сторонним наблюдателем происходящих в этой организации процессов.

За годы независимости он внес огромный вклад в поддержание международного мира и безопасности. Отказ от ядерного оружия, создание мер доверия в Азии, укрепление интеграционных процессов на пространстве Евразии, поощрение диалога цивилизаций и религий – вот шаги, предпринятые Казахстаном в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Республика заслужила широкое признание в ООН как государство, имеющее взвешенный и конструктивный подход к решению мировых проблем.

Казахстан всецело поддерживает миротворческую деятельность и усилия ООН по укреплению своего миротворческого потенциала. Свидетельством активного участия Казахстана в этой деятельности является создание Казахстанского миротворческого батальона (Казбат), подразделения которого несли службу в составе стабилизационных сил в Ираке, Афганистане и других горячих точка планеты, участвуя в операциях по поддержанию мира.

Республика Казахстан выступает за расширение взаимодействия и за укрепление партнерских связей между ООН и региональными организациями в борьбе с организованной преступностью, наркоугрозой, незаконной миграцией, религиозным экстремизмом, бедностью и распространением ВИЧ/СПИДа.

Казахстан намерен целенаправленно использовать возможности ООН и организаций ее системы по принятию конкретных мер, направленных на смягчение негативных экономических и гуманитарных последствий таких техногенных и экологических катастроф, как высыхание Арала, радиоактивное заражение Семипалатинского полигона, загрязнение источников питьевой воды и общее их сокращение. В этой связи особое внимание необходимо уделять активному участию Казахстана в деятельности, связанной с реализацией Целей развития тысячелетия и принципов устойчивого развития. Приверженность Казахстана своим обязательствам по реализации данных целей и принципов является краеугольным камнем в основе дальнейшего расширения сотрудничества Республики с ООН и организациями ее системы.

С февраля 1992 года в Казахстане открыты и активно работают представительства ряда спецучреждений, фондов и программ системы ООН. Их деятельность направлена на оказание широкой технической, консультативной и финансовой помощи Казахстану.

В настоящее время система Организации Объединенных Наций в Казахстане представлена 15 организациями: ПРООН (Программа развития ООН), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), ЮНФПА (Фонд ООН по народонаселению), УНП (Управление ООН по наркотикам и преступности), УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев), ДООН (Добровольцы ООН), ЮНИФЕМ (Фонд развития женщин ООН), МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ЮНИДО (Организация промышленного развития ООН), ВБ (Всемирный банк), МВФ (Международный валютный фонд), ООН/СПИД (Совместная Программа ООН по ВИЧ/СПИДу) и ДОИ (Представительство Департамента общественной информации).

Казахстан и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Начиная со вступления в ЮНЕСКО 22 мая 1992 года, Казахстан проводит активную политику укрепления сотрудничества с этой международной организацией и взаимодействия в ее рамках с другими государствами. За это время Республика Казахстан стала участником одиннадцати международных конвенций, заключенных под эгидой ЮНЕСКО (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Всемирная конвенция об авторском праве, Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и др.).

Бюро ЮНЕСКО в РК функционирует с декабря 1994 года. В 1995 году ему был придан статус регионального Представительства по вопросам коммуникации в странах Центральной Азии, Кавказа, Иране и Монголии.

В декабре 2001 года открыто Постоянное Представительство Республики Казахстан при ЮНЕСКО. Постоянным Представителем Казахстана при ЮНЕСКО является О. О. Сулейменов.

Реализации интересов и влияния Республики Казахстан в ЮНЕСКО служит избрание Казахстана в ходе 35-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Исполнительный совет Организации на период 2009–2013 годы, а также других вспомогательных органов ЮНЕСКО: Межправительственный совет Международной программы Развития Коммуникации (IPDC), Международный координационный совет программы «Человек и Биосфера» (MAB) и др.

Избрание в эти органы стало в значительной мере результатом активного целенаправленного диалога Казахстана с другими государствами.

Казахстан, приверженный политике диалога культур и цивилизаций, выступил с инициативой провозглашения 2010 года «Международным Годом сближения культур» (далее — МГСК). Этим мировое сообщество сделало акцент на культурном разнообразии и показало, что понимание и межкультурный диалог являются важнейшими факторами для построения более спокойного мира, обеспечения международной стабильности, межконфессионального и межэтнического согласия..

Во внутренней и внешней политике Казахстаном последовательно проводятся в жизнь идеи Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, а также диалога между цивилизациями, поддержание и развитие которого является одним из главных приоритетов ЮНЕСКО. Три проведенных в Астане Съезда мировых и традиционных религий (2003, 2006, 2009) закрепили за Казахстаном репутацию активного борца за мир и укрепление международной безопасности – целей, положенных в основу создания ЮНЕСКО.

В 2001 году ЮНЕСКО был утвержден представленный правительством Республики Казахстан «Предварительный перечень объектов культурного и природного наследия». Среди них Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи (был включен в Список Всемирного Наследия) и петроглифы археологического ландшафта Тамгалы.

В июле 2008 года в перечень уникальных памятников природы был включен объект «Сары-Арка – степь и озера Северного Казахстана», ставший первым природным объектом Центральной Азии в Списке Всемирного Наследия. Во Всемирный регистр документального наследия ЮНЕСКО «Память мира» по предложению Казахстана включены рукописи Ходжи Ахмеда Яссауи и его учеников, и архивные материалы о деятельности международного антиядерного Движения «Невада – Семей».

Среди мероприятий, вошедших в календарь памятных и юбилейных дат ЮНЕСКО: 150-летие со дня рождения Абая Кунанбаева, 100-летие Мухтара Ауэзова, 500-летие Мохаммада Хайдара Дулати, 1500-летие города Туркестан, 100-летие К. Сатпаева, 2000-летие со дня основания города Тараз, 100-летие Сабита Муканова, 100–летие Габита Мусрепова, 200-летие Махамбета Утемисова, 100-летие Абылхана Кастеева, 100-летие Алкея Маргулана, 100-летие Ахмета Жубанова. В Календарь Памятных дат и событий ЮНЕСКО на 2008–2009 годы Генеральная конференция ЮНЕСКО включила 500-летие создания эпоса «Кыз-Жибек».

Приоритетным в сотрудничестве с ЮНЕСКО в области образования является оказание поддержки обновлению и укреплению национальных систем образования. В этой связи положительно оценивается помощь оказываемая ЮНЕСКО в обеспечении информационными материалами и данными, организации учебных семинаров, пропаганде и внедрении новейших информационных технологий.

Учитывая большое значение выработки единых стандартов учебных программ в вузах, развития межуниверситетских связей в целях взаимного признания дипломов, улучшение доступа к образованию и переподготовке для граждан всех возрастов и профессий, ЮНЕСКО поддержала инициативу Казахстана об открытии Университета или факультета дистанционного обучения на базе одного из вузов Казахстана (например, КазГНУ им. Аль-Фараби или Евразийского Университета им. Гумилева). ЮНЕСКО также приветствовала создание при КазГНУ им. Аль-Фараби Международного научно-образовательного Центра «Менеджмент в образовании», рекомендовав ему установить тесный контакт с Международным институтом планирования образования в Париже.

Во взаимодействии с государственными и общественными структурами ведется активная работа по поддержке программ специального образования в рамках проекта ЮНЕСКО «Содействие базовому образованию детей со специальными нуждами».

Наша страна активно участвует в глобальном процессе обеспечения устойчивого развития, содействие которому является также одним из приоритетов деятельности ЮНЕСКО. Начиная с 1995 года, кода был принят Меморандум «За возрождение и устойчивое развитие Отечества», в политику Казахстана внедряются принципы устойчивого развития, предусматривающие комплексное решение социально-экономических проблем. Казахстан отказался от военного ядерного арсенала и закрыл крупнейший в мире Семипалатинский полигон.

В научной сфере сотрудничество с ЮНЕСКО осуществляется также по линии трех Национальных научных комитетов, работающих в контексте глобальных программ – «Человек и Биосфера», «Международная гидрологическая программа» и «Международная программа по геонаукам». Наиболее заметным является сотрудничество по изучению водных ресурсов бассейна Аральского моря. При содействии стран региона ЮНЕСКО разработала Долгосрочное видение бассейна Аральского моря, направленное на организацию управления водными ресурсами с целью достичь к 2025 году существенного улучшения ситуации.

Казахстан полностью поддерживает инициативы ЮНЕСКО, направленные ну углубление сотрудничества с Центральноазиатским регионом по всем направлениям деятельности Организации. Сотрудничество Казахстана и ЮНЕСКО — это взаимовыгодный процесс, благодаря которому республика вносит все более признаваемый вклад в глобальное развитие мира в XXI веке.

Международное сообщество является свидетельством все большего укрепления позиции Казахстана в качестве независимого и самостоятельного государства. В этой связи для Казахстана представляется весьма важным и далее осуществлять плодотворное сотрудничество с ООН, приобретая уникальный опыт многостороннего универсального форума.

Казахстан и Европейский Союз (ЕС)

Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (ЕС) установлены 2 февраля 1993 года.

Актуальность отношений с Европейским Союзом определяется опытом его успешного развития на мировой арене как крупнейшего политико-экономического объединения. Создание в регионе единого европейского экономического и валютного пространства, расширение Евросоюза, разрабатываемая им стратегия по выходу на передовые рубежи в мировой экономике, формирование общей системы обороны и безопасности являются составными частями процессов интеграции и глобализации и определяют приоритетность полномасштабного взаимодействия Казахстана с Евросоюзом.

В 1997 году вступил в силу базисный договор по Европейской энергетической хартии. Этот документ имеет для Казахстана первостепенное значение прежде всего потому, что гарантирует недопущение дискриминации на рынке энергоносителей и способствует интеграции в мировое экономическое сообщество с соблюдением национальных торгово-экономических интересов.

Учитывая, что Европейский Союз — это объединение равноправных и независимых государств, Казахстан строит двухуровневую систему сотрудничества: с ЕС в целом и по линии двусторонних отношений.

23 января 1995 года в Брюсселе Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Генеральный секретарь Совета ЕС Ален Жюппе подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Казахстаном и ЕС. На основе этого Соглашения стало возможным наладить сотрудничество по вопросам торговли, инвестиций, общих экономических отношений, а также в таких областях, как энергетика, транспорт, экология и финансы.

В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 18 февраля 2005 года Европейский Союз был впервые поставлен в один ряд со стратегическими партнерами Казахстана — Россией, Соединенными Штатами Америки и Китаем. Таким образом, было подчеркнуто, что Казахстан намерен уделять взаимоотношениям с ЕС приоритетное внимание, и на этом будет основываться дальнейшая внешнеполитическая деятельность Казахстана на европейском направлении.

Казахстан является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером ЕС в Центральной Азии. Доля стран Евросоюза в товарообороте составляет в среднем 34–35% от общего объема внешней торговли Республики Казахстан. Товарооборот Республика Казахстан — ЕС превосходит совокупный показатель торговли между Евросоюзом и другими странами Центральной Азии и государствами Южного Кавказа. За годы сотрудничества страны ЕС инвестировали в экономику Казахстана более 10 млрд долларов США, что составляет примерно ¼ от общего объема иностранных инвестиций в казахстанскую экономику.

Стратегическая роль Казахстана в регионе способствует активной реализации в республике различных программ ЕС, таких как ТАСИС (оказание технической и консультативной помощи со стороны ЕС), затрагивающая вопросы дальнейшей демократизации казахстанского общества и построения рыночной экономики. Следует подчеркнуть, что техническая помощь, предоставляемая в рамках ТАСИС, охватывает все основные сектора экономики, социальную сферу и государственное администрирование, открывая Казахстану доступ к накопленному европейскими странами опыту и знаниям в этих сферах. Ключевыми областями реализации проектов, финансируемых в рамках программы, являются выполнение положений СПС, налогообложение, экология, сельское хозяйство, энергетика, государственное управление и образование (вступило в силу Соглашение о сотрудничестве в области ядерной безопасности (2004); подписано Соглашение о мирном использовании ядерной энергии (2006); с космодрома Байконур запущен экспериментальный спутник Европейского космического проекта ГАЛИЛЕО (2008); подписаны соглашение о развитии транспортных сетей (2009) и соглашение о взаимопонимании и сотрудничестве в области энергетики (2010) и др. Состоялись заседания по правосудию, свободе и безопасности, правам человека, торговле, инвестициях и др.).

По программе ТАСИС за 1993–2005 годы на осуществление проектов в различных областях Казахстаном получено около 200 млн евро безвозмездной помощи (больше половины всей технической помощи Республике Казахстан со стороны Запада).

В 2007 году на смену ТАСИС пришел более мощный и гибкий «Инструмент содействия развитию и экономического сотрудничества» (ИСРЭС). Действие ИСРЭС будет распространяться на страны Африки, ЦАР, Азиатско-Тихоокеанского региона (без заморских территорий европейских стран), Карибского бассейна, Латинской Америки и Восточную Иорданию.

Стратегическое значение для Казахстана имеет взаимодействие с ЕС в рамках межгосударственных проектов, направленных на реализацию транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан: ТРАСЕКА (транспортный коридор «Европа-Кавказ-Азия») и ИНОГЕЙТ (диверсификация существующей системы транспортировки углеводородного сырья из региона Центральной Азии в Европу). Указанные проекты рассматриваются как важнейшие шаги по развитию диалога с ЕС в энергетической и транспортной сферах, улучшению экспортных возможностей республики и расширению доступа казахстанской продукции на европейский и мировой рынки сбыта, а также интеграции в международные хозяйственные связи в целом.

В целях активизации сотрудничества и усиления многопланового диалога с Казахстаном и другими государствами Центральноазиатского региона 28 июля 2005 года Совет ЕС учредил должность специального представителя по странам Центральной Азии, назначив на этот пост бывшего генерального секретаря ОБСЕ Яна Кубиша.

Характеризуя развитие политического процесса в Казахстане, Евросоюз подтвердил свое позитивное отношение к введению бессрочного моратория на смертную казнь, а также с удовлетворением отметил расширение полномочий и активности омбудсменов (должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан), усилия Казахстана по продвижению реформ судебной и пенитенциарной систем, борьбе с трафиком людей и наркотиков.

Совет Европы (СЕ) и Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) рассматриваются как один из ключевых институтов демократической безопасности на Европейском континенте. Высоко оценивается деятельность Совета Европы по оказанию помощи странам Восточном Европы и СНГ в реализации и закреплении правовых и конституционных реформ параллельно с экономическими преобразованиями.

Учитывая, что ПАСЕ является одним из авторитетных европейских органов, отвечающим за развитие демократических ценностей в Европе, сотрудничество с ним важно в плане укрепления имиджа Казахстана как государства, соблюдающего нормы демократического, гражданского общества. Внимание, придаваемое государствами СНГ членству и сотрудничеству с ПАСЕ (Россия, Молдова, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан), свидетельствует о высоком политическом авторитете данной организации.

Сотрудничество Республики Казахстан и Совета Европы в настоящее время в основном ограничивается взаимоотношениями Парламента Республики Казахстан с Парламентской ассамблеей СЕ (ПАСЕ). Эти отношения основаны на подписанном 28 апреля 2004 года Соглашении о сотрудничестве. Однако делегации казахстанского Парламента принимают участие в сессиях ПАСЕ уже с 2003 года.

Казахстан и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

В 1975 году было созвано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) — многосторонний форум для налаживания диалога между Востоком и Западом. Хельсинкский заключительный акт зафиксировал основные принципы поведения государств-участников СБСЕ по отношению к своим гражданам, а также между собой.

В 1994 году по итогам Будапештского Саммита, в целях дальнейшей институционализации, Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

ОБСЕ по праву считается крупнейшей из существующих на сегодняшний день региональных организаций, занимающихся вопросами безопасности и предотвращения конфликтов. В ОБСЕ входят страны Европейского континента, Закавказья, Центральной Азии и Северной Америки. Организация тесно сотрудничает со своими партнерами из числа средиземноморских и азиатских государств. Таким образом, ОБСЕ объединяет евроатлантическое и евроазиатское сообщество на географическом пространстве от Ванкувера (Канада) до Владивостока (Россия).

Основной принцип ОБСЕ — это широкий и всеобъемлющий подход к безопасности с обеспечением тесной взаимосвязи трех основных направлений: военно-политического, экономико-экологического и гуманитарного. Защита фундаментальных прав и свобод человека, сотрудничество в области экономики и охраны окружающей среды рассматриваются как важнейшие составляющие мира и стабильности.

Казахстан вступил в ОБСЕ 30 января 1992 года. 8 июля того же года республика подписала Хельсинкский заключительный акт СБСЕ, а 23 сентября — Парижскую хартию для новой Европы.

Казахстан в первые годы независимости нуждался в поддержке мировых держав и авторитетных международных организаций, в том числе ОБСЕ. Одновременно, мировое сообщество также было заинтересовано в конструктивной внешнеполитической линии молодого государства, оказавшегося обладателем четвертого по мощи ядерного арсенала. Учитывая это, страна сделала осознанный выбор в пользу сбалансированных подходов во внешней и внутренней политике. Их стержнем стала стратегия многостороннего партнерства, либерализации экономики и общества.

Приглашение вступить в Организацию, сделанное ведущими западными странами, было воспринято в Казахстане как шаг, направленный на формирование новой архитектуры европейской безопасности, в условиях равноправия и отсутствия разделительных линий.

Став полноправным участником общеевропейского совещания, Казахстан принимал активное участие в процессах его дальнейшего развития, в том числе преобразования в международную организацию. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев участвовал в работе саммитов ОБСЕ, состоявшихся в Хельсинки (1992), Будапеште (1994), Лиссабоне (1996) и Стамбуле (1999). Ежегодно на заседаниях Совета Министров ОБСЕ Казахстан представлен главой внешнеполитического ведомства. Казахстанские парламентарии активно участвуют в работе Парламентской ассамблеи Организации.

В 1995 году было основано Постоянное Представительство Казахстана при международных организациях в Вене, которое обеспечивало непосредственное участие страны в ОБСЕ. А с 2008 года, в свете предстоящего председательства, функционирует самостоятельное Постпредство Казахстана при ОБСЕ, которое возглавляет Посол Кайрат Абдрахманов.

В 1995 году было открыто региональное Бюро ОБСЕ в Центральной Азии с офисом в Ташкенте. В 1999 году открыт Центр ОБСЕ в Алматы, который в 2007 году был переименован в Центр ОБСЕ в Астане. Ныне Центр возглавляет Посол Александр Кельчевски (Франция).

За последние несколько лет Казахстаном был проведен ряд крупных мероприятий ОБСЕ, среди них:

В ноябре 2007 года на Мадридской встрече Совета министров иностранных дел ОБСЕ было принято решение о председательстве Казахстана в Организации в 2010 году. Кандидатуру Казахстана единогласно одобрили все 56 стран – участниц организации, которые, тем самым, признали реальные достижения Казахстана в сфере построения демократического общества и либеральной рыночной экономики. Председательство в ОБСЕ – это в значительной степени следствие высокого авторитета Президента Н. А. Назарбаева, чья активная международная, реформаторская и миротворческая деятельность явилась весомым активом казахстанской заявки. Вместе с тем новый международный статус предоставляет возможность более успешно продвигать казахстанские инициативы, представляющие интерес для всего международного сообщества.

«Путь в Европу»

Государственная программа «Путь в Европу» утверждена 29 августа 2008 года Президентом Республики Казахстан и рассчитана на 2009–2011 годы.

Эта программа появилась в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики». Она должна вывести нашу страну на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами, что предусматривает значительное увеличение товарооборота, разработку совместных планов по развитию транспортных сетей, приведение технических регламентов и стандартов в соответствие с требованиями стран Европейского Союза (ЕС), совершенствование казахстанского законодательства с учетом европейских норм и так далее.

Для этой цели Казахстан должен решить ряд задач, объединенных в несколько групп. Первая группа включает в себя сотрудничество по таким направлениям, как технологии, энергетика, транспорт, техническое регулирование и метрология, малый и средний бизнес. При этом особое внимание будет уделено сближению казахстанских условий жизни с европейскими стандартами: улучшение состояния окружающей среды, охрана водных ресурсов, предупреждение климатических изменений, сохранения биоразнообразия и т. д.

Кроме того, будет повышаться качество медицинских услуг населению на основе внедрения информационных технологий, улучшения качества диагностики, лечения и профилактики заболеваний, повышения доступности и качества лекарств, внедрения стандартов питания, развития системы кадровых ресурсов. Также предусматривается развитие сотрудничества в сфере образования, социальной поддержки, занятости и трудовой миграции.

Вторая группа задач предусматривает совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта. Основной упор будет сделан на дальнейшее развитие казахстанской модели государственного устройства, внедрение эффективных систем управления государственной службой и кадровыми ресурсами, либерализацию политической жизни страны. В частности, это найдет свою реализацию на основе совершенствования законодательства о выборах, политических партиях, средствах массовой информации, реформировании государственной службы, судебной системы и других сфер.

Третья группа – это собственно подготовка к председательству Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Как было заявлено на состоявшейся 23 октября 2008 года в Астане презентации данной программы, Казахстан создаст благоприятные условия для увеличения товарооборота с европейскими странами, совершенствования национального законодательства с учетом европейских норм, осуществит нововведения путем претворения в жизнь 86 новых мероприятий, которые будут финансироваться из бюджета.

Успешная реализация государственной программы «Путь в Европу» позволит в значительной степени повысить конкурентоспособность казахстанской экономики, стимулирует рост благосостояния граждан и обеспечит устойчивое развитие страны в целом.

Сегодня ОБСЕ является уникальной и единственной общеевропейской организацией, выступающей в качестве главного инструмента раннего предупреждения и урегулирования конфликтов, а также постконфликтной реабилитации на евразийском пространстве.

Руководством Казахстана постоянно подчеркивается необходимость развития центральноазиатского направления деятельности ОБСЕ. В немалой степени это обусловлено тем, что именно Азия стала сейчас источником новых конфликтов, вызовов и угроз безопасности. Поэтому регион Центральной Азии, имеющий свою историю и специфику развития, стал одним из важнейших направлений деятельности Организации.

В декабре 1998 года были подписаны меморандумы о взаимопонимании между Правительством РК, ОБСЕ и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ), открыт Центр ОБСЕ в г. Алматы.

С участием ОБСЕ в Казахстане реализуются проекты по совершенствованию института уполномоченного по правам человека, выборного законодательства, реформированию судебной системы, противодействию торговле людьми, наркотрафику, финансированию терроризма и отмыванию преступных доходов, повышению роли гражданского общества в жизни страны, обеспечению независимости СМИ.

Казахстан и Организация Североатлантического договора (НАТО)

Не последнее место во внешнеполитической деятельности Казахстана занимает углубление взаимоотношений с Организацией Североатлантического договора (НАТО). Актуальность данного сотрудничества обусловлена, прежде всего, решением ряда задач приоритетного характера по поддержанию национальной безопасности, включая реформирование Вооруженных Сил Республики Казахстан, а также необходимостью осуществления комплексных, скоординированных мер по противодействию новым вызовам современности — международному терроризму, наркотрафику и др.

Обмен опытом, обучение офицерского состава Вооруженных сил Казахстана, проведение совместных учений, семинаров и конференций, осуществляемых в рамках партнерства с альянсом, способствуют повышению их профессионализма, общему уровню подготовки ВС Республики Казахстан, а также совершенствованию оборонного планирования и приведения их к общепринятым международным стандартам.

В настоящее время заложен прочный фундамент для расширения и качественного углубления сотрудничества Казахстана с НАТО.

Вступление Казахстана в Совет Североатлантического сотрудничества в 1992 году, позже преобразованного в Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП), позволяет Казахстану осуществлять плодотворный диалог со странами-членами НАТО и странами евразийского пространства по наиболее актуальным вопросам международной безопасности. С целью расширения политического диалога и военного сотрудничества с НАТО в 1994 году Казахстан присоединился к программе «Партнерство во имя мира» (ПИМ). Участие Казахстана в ПИМ охватывает широкий спектр взаимодействия с НАТО, включая гражданское чрезвычайное планирование, антикризисное регулирование, демократический контроль над вооруженными силами и оборонными структурами, оборонная политика и стратегия, военные учения и военное образование и др.

Ежегодно увеличивается количество мероприятий, осуществляемых в рамках реализации Индивидуальной программы партнерства Республики Казахстан с НАТО (в 2005 году было проведено более 100 совместных мероприятий).

Кроме этого, в 2005 году Казахстан приступил к реализации практических мер по расширению формата сотрудничества с Североатлантическим альянсом, выводу его на новый уровень — в формат Индивидуального плана действий партнерства (ИПДП). По завершению серии консультаций и переговоров как на многостороннем уровне, так и в двустороннем формате, ИПДП Казахстана с НАТО был окончательно согласован и принят 31 января 2006 года. Основной упор в ИПДП сделан на практические аспекты взаимодействия с целью повышения оперативной совместимости, сотрудничества в области науки, чрезвычайного гражданского планирования, борьбы с терроризмом. Принятие ИПДП знаменует собой вывод взаимоотношений Казахстана с НАТО на качественно новый уровень и призван способствовать углублению всеобъемлющего диалога с Североатлантическим альянсом по актуальным проблемам международной и региональной безопасности.

Другой важной составляющей процесса укрепления диалога с альянсом является регулярное участие казахстанских парламентариев в работе сессионных заседаний Парламентской ассамблеи НАТО (ПА НАТО). В ноябре 2004 года после соответствующего обращения председателей обеих палат Парламента Республики Казахстан постоянный Комитет ПА НАТО принял решение о предоставлении высшему законодательному органу Казахстана статуса наблюдателя в ПА.

Участие казахстанских парламентариев в работе ассамблеи способствует налаживанию тесных отношений партнерства и прямого диалога с НАТО, а также позволяет создать дополнительные возможности для обмена опытом в рамках международной парламентской деятельности.

Основные направления сотрудничества:

Сотрудничество в сфере безопасности

Из состава воздушно-десантных сил Казахстан выделил миротворческий батальон, который может быть развернут для проведения операций по поддержанию мира под руководством НАТО и в соответствии с мандатом Совета Безопасности ООН. Подразделения миротворческого батальона приняли участие совместно с государствами НАТО в ряде войсковых учений. Один из важнейших проектов в рамках ПАРП состоит в том, чтобы расширить состав этих сил до бригады (КАЗБРИГ). Таким образом Казахстан сможет обеспечить участие контингента численностью до батальона.

Недавно Казахстан вместе с Россией, Украиной, Узбекистаном и Беларусью заключили с НАТО соглашение, позволяющее осуществлять железнодорожные перевозки в Афганистан нелетальных грузов ИСАФ. Перевозка первой пробной партии грузов была успешно осуществлена в июне 2010 года, и сейчас грузы перевозятся регулярно.

Казахстан играет активную роль, организуя на своей территории учебную подготовку и учения ПРМ, а также участвуя в подобных мероприятиях, проводимых в других странах. По согласованию с государствами-членами НАТО Казахстан ведет работу по созданию регионального учебного центра ПРМ и продолжает взаимодействовать со странами НАТО и с региональными партнерами в сфере методики военной подготовки и обучения иностранным языкам.

Участвуя в Плане действий партнерства по борьбе с терроризмом (ПАП-Т), Казахстан вносит свой вклад в эту борьбу. Это предполагает обмен разведданными и аналитическими разработками с НАТО, совершенствование национального потенциала, необходимого для контртеррористической деятельности, и упрочение безопасности границ.

В 2006, 2007 и в 2009 годах Казахстан при взаимодействии со странами НАТО провел на своей территории крупные контртеррористические учения «Степ Игл» («Степной орел»). Эти учения способствовали повышению оперативной совместимости КАЗБРИГ и сил Североатлантического союза.

Реформа сектора обороны и безопасности

НАТО помогает в осуществлении процесса демократических и институциональных реформ, который идет в Казахстане и изложен в документе ИПАП. В частности, в области реформы сектора обороны и безопасности НАТО и отдельные страны-члены имеют значительный опыт и навыки, которыми Казахстан может воспользоваться.

Консультируясь с государствами-членами НАТО, Казахстан продолжает разрабатывать концептуальные рамки для реформы сектора безопасности и обороны и продвигать основные проекты реформ в Министерстве обороны. Тот факт, что Казахстан принял цели Плана действий партнерства по строительству оборонных институтов, стал хорошим подспорьем в этой работе. Программа помогает создавать систему эффективного судебного надзора и надлежащие механизмы управления для различных органов в сфере обороны и безопасности.

Начиная с 2002 года, участие Казахстана в Процессе планирования и анализа ПРМ (ПАРП) помогало развивать способность вооруженных сил страны взаимодействовать с НАТО. Казахстан стремится к тому, чтобы подразделения его вооруженных сил и ВС стран НАТО были оперативно совместимы. В настоящий момент упор делается на аэромобильные силы и ВМС. Продолжается совместная работа над дальнейшим развитием миротворческого батальона, который будет действовать совместно с государствами-членами Североатлантического союза.

Гражданское чрезвычайное планирование

В сотрудничестве с НАТО и посредством участия в мероприятиях, организуемых Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (ЕКЦРСБК), Казахстан развивает национальный потенциал реагирования на гражданские чрезвычайные ситуации (ЧС) и ликвидации последствий бедствий и катастроф.

Развивая сотрудничество в этом направлении, в 2008 году Казахстан назначил своего представителя в ЕКЦРСБК. В 2009 году в Казахстане, недалеко от Алматы прошли учения ЕКЦРСБК «Жетысу».

Наука и окружающая среда

По линии программы «Наука ради мира и безопасности» Казахстан получил гранты на реализацию около двадцати проектов сотрудничества в сфере науки и экологии. Проекты включают: сотрудничество в исследовании радиологической опасности в Центральной Азии, комплексное управление водными ресурсами и разработку новых технологий строительства сейсмостойких зданий.

Казахстан также участвует в проекте «Виртуальная шелковая магистраль», цель которого – улучшить доступ к Интернету для сотрудников высших учебных заведений и научных работников в странах Кавказа и Центральной Азии за счет использования спутниковой сети. В настоящий момент большое число учреждений в Алматы пользуются этой сетью. Ведется подготовительная работа для расширения возможностей подключения в других городах по всей стране.

В мае 2010 года ученые и инженеры из Казахстана, а также других стран Содружества независимых государств (СНГ) приняли участие в научной программе НАТО, предназначенной для обучения участников навыкам защиты кибернетических сетей. Главная цель учебной программы – укрепить кибернетические сети научно-образовательных кругов в регионе СНГ.

Информирование общественности

Еще одним важным направлением сотрудничества является повышение осведомленности общественности о НАТО и о пользе сотрудничества НАТО и Казахстана. В 2007 году НАТО и Казахстан провели совместный семинар, внесший свой вклад в подготовку казахстанских работников сферы СМИ и информирования общественности. В 2007 году в Университете имени аль-Фараби был открыт Информационный центр НАТО, в котором ежегодно проводится ряд мероприятий по тематике НАТО, а также визиты представителей НАТО. Помимо этого в 2008 году в Астане состоялось торжественное открытие депозитарной библиотеки НАТО. Ведется совместная работа над обширной стратегией информирования общественности.

Казахстан и азиатские региональные структуры

Происходящие в мире динамичные процессы глобализации международной экономики, расширения торгово-экономической интеграции и формирования единого рынка капиталов, товаров, услуг, рабочей силы, технологий и информации определяют стремление Казахстана к активному и конструктивно прагматичному участию в деятельности многофункциональных структур межрегионального сотрудничества.

Казахстан и Организация Исламской Конференции (ОИК)

Вступление Республики Казахстан 12 декабря 1995 года в Организацию Исламской Конференции (ОИК) в качестве полноправного члена явилось значительным событием внешнеполитической жизни страны.

Оформление членства Республики Казахстан в этой международной организации, которая объединяет 57 мусульманских государств, включая все арабские и тюркоязычные страны, составляющие треть членов ООН, было нацелено на интеграцию Казахстана в мусульманское сообщество. При этом учитывался политико-экономический и финансово-инвестиционный потенциал ОИК. Цели и задачи, закрепленные в Уставе ОИК, полностью соответствуют принципам ООН и международного права. Организация заслужила уважительное отношение к себе со стороны мирового сообщества сбалансированностью, сдержанностью и объективностью своей политики.

Данная организация демонстрирует серьезную попытку мусульманских стран утвердиться в качестве самостоятельной силы в системе современных международных отношений. Значительный пропагандистский эффект оказывает принцип мусульманской солидарности на общественное сознание как мусульманского, так и западного мира. Участие в ОИК дает возможность многим мусульманским государствам решать свои конкретные экономические, внутри- и внешнеполитические задачи.

Активное взаимодействие с исламским миром является одним из приоритетов внешней политики Республики Казахстан. Со своей стороны исламский мир рассматривает Казахстан как неотъемлемую часть мусульманского сообщества. В свое время генеральный секретарь ОИК Азеддин Лараки (1996–2000), выразил удовлетворение вступлением Казахстана в ОИК в качестве полноправного члена авторитетной организации исламского сообщества, отметил, что «Казахстан со своим природным, экономическим, культурным и интеллектуальным потенциалом, сбалансированной и взвешенной внутренней и внешней политикой является бесценным вкладом в общую сокровищницу мусульманских народов, а также мирового сообщества».

Участие Казахстана в работе ОИК и положительный имидж республики в мусульманском сообществе в свою очередь является важной предпосылкой для дальнейшего укрепления двусторонних отношений с ведущими странами исламского мира: Турцией, Саудовской Аравией, Иpаном, Пакистаном, Малайзией, Индонезией, Египтом, странами Персидского залива.

Членство в ОИК дает возможность выверять позиции Республики Казахстан по таким ключевым вопросам международной жизни, как положение на Ближнем Востоке, ситуация вокруг Ирака, вопросы постконфликтного восстановления Афганистана, борьбы с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков.

В условиях возросшей актуальности проблем сближения культур и диалога цивилизаций немаловажным представляется трансформация ОИК в сторону демократизации и либерализации как внутри организации, так и в ее отношениях с внешним миром. В этом процессе, в силу своего геополитического положения, мог бы сыграть позитивную роль и Казахстан, находящийся на стыке Европы и Азии, Юга и Севера, Запада и Востока.

В 2011 году Казахстан, после ОБСЕ, вступил в председательство Организации Исламской Конференции.

Казахстан и Исламский банк развития (ИБР)

Значительные преимущества дает сотрудничество Казахстана с Исламским банком развития (ИБР). Финансовая помощь по линии ИБР и арабских фондов — важный вклад мусульманских стран в экономику республики и представляет собой один из наиболее значительных сегментов иностранной финансовой помощи. За прошедшие годы благодаря усилиям казахстанской дипломатии были подписаны следующие соглашения:

Одним из важных направлений деятельности Казахстана по привлечению инвестиций в национальную экономику является укрепление сотрудничества с различными инвестиционными фондами стран-членов ОИК, такими как Саудовский фонд развития (СФР), Кувейтский фонд арабского экономического развития (КФАЭР) и т. д. Так, в 1999 году в городе Алматы был проведен круглый стол с участием Правительства Республики Казахстан и координационной группой ИБР и арабских фондов, на котором были достигнуты договоренности о финансировании этими институтами конкретных инвестиционных проектов в республике на общую сумму 230 млн долларов США. В 2011–2012 годах Исламский банк развития инвестировал в экономику Казахстана более 1 млрд. 200 млн. долларов. Эти деньги направлены на развитие сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, исламского финансового сектора.

Основная задача ИБР — это развитие не только индустрии промышленности, это развитие многих социальных проектов. Задача ИБР, используя свой огромный, более чем 40-летний опыт деятельности, актуализировать его в Казахстане. Одним из крупных является проект по налаживанию и обновлению модернизации оросительных систем в Казахстане.

Работа по укреплению торгово-экономического, научно-технического и культурно-гуманитарного сотрудничества в рамках ОИК ведется посредством участия Казахстана в таких специализированных структурах ОИК, как Постоянный комитет по торгово-экономическому сотрудничеству (СОМСЕС), Постоянный комитет по научно-техническому сотрудничеству (COMSTECH), Постоянный комитет по информации и вопросам культуры (COMIAC), Исламская организация по образованию, науке и культуре (ISESCO).

Относительно политических аспектов деятельности Казахстана в ОИК следует отметить необходимость выхода на более высокую степень активности в рамках Организации, что в свою очередь должно тщательно соизмеряться с возможностями республики брать на себя обязательства по резолюциям, принимаемым на форумах ОИК.

В этой связи состоявшееся в ноябре 2000 года в городе Дохе первое участие Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в работе саммита ОИК рассматривалось как важное внешнеполитическое событие.

Также 7–8 декабря 2005 года в Мекке состоялся 3-й Чрезвычайный саммит ОИК, в ходе которого была принята «10-летняя программа действий ОИК». Данный саммит способствовал принятию эффективных совместных решений исламского мира по противостоянию современным вызовам и угрозам. Подписание итоговых документов этого саммита — Совместного коммюнике, Меккской декларации и 10-летней программы действий ОИК — имеют особое значение для всего мусульманского сообщества и являются основой для дальнейшего развития и формирования взаимовыгодных отношений с международным сообществом в целом.

В целом сотрудничество Казахстана с ОИК развивается достаточно успешно. Казахстан за последние годы был представлен практически во всех крупных мероприятиях ОИК, в том числе в саммитах, конференциях министров иностранных дел, министров туризма, совещаниях генеральных секретарей национальных комиссий ИСЕСКО, совещаниях представителей частных секторов исламских стран.

Данное обстоятельство послужило дополнительным фактором дальнейшего укрепления двусторонних отношений с ведущими странами мусульманского мира.

Одним из сегодняшних приоритетов внешнеполитической деятельности Казахстана является подключение к деятельности таких региональных структур, как форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), саммит Азия-Европа (АСЕМ), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Региональный форум АСЕАН по безопасности (РФА) и другие, которые реально содействуют взаимовыгодному экономическому сотрудничеству и решению проблем безопасности в регионе.

Намерение Казахстана по участию в работе форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества продиктовано лидирующей ролью этой организации в развитии региональной и мировой экономики и ее нацеленностью на создание в регионе системы открытой торговли и свободного движения инвестиций.

В деятельности Ассоциации стран Юго-Восточной Азии интересам Казахстана соответствует реализация Ханойского плана действий, принятого на 6-м саммите АСЕАН в декабре 1998 года. Казахстан стремится найти взаимоприемлемые пути сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в запускаемых согласно этому плану зонах регионального сотрудничества АСЕАН по свободной торговле (AFTA), инвестированию (AIA) и промышленному сотрудничеству (AICO).

Выступая инициатором идеи и организатором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Казахстан заинтересован в налаживании связей с Региональным форумом АСЕАН по безопасности. Основная цель данного форума состоит в создании механизма по предотвращению военных конфликтов и утверждению предсказуемых и конструктивных межгосударственных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Процесс развития Региональный форум АСЕАН по безопасности (РФА) состоит из трех этапов: выработка и продвижение мер доверия; развитие механизмов превентивной дипломатии; урегулирование конфликтов.

Сотрудничество со странами тюркского мира

Важное значение для Казахстана имеет сближение со странами тюркского, тюркоязычного мира — Турцией, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Азербайджаном. Основой тесных взаимоотношений с этими странами является языковое и конфессиональное родство, схожесть исторического и культурного наследия.

Отношения Казахстана и Турции отличаются тесным сотрудничеством в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах, взаимоуважением и доверием.

С 1992 года, по предложению Тургута Озала, Президента Турецкой Республики, заложившего современную традицию тюркоязычных контактов, стали проводиться встречи глав тюркоязычных государств. Весной 1992 года в Стамбуле на I Встрече министров культуры тюркоязычных государств было создано содружество по развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ).

В июле 1993 года в Алматы шестью странами — Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Турцией и Узбекистаном — был подписан «Договор о создании и принципах функционирования ТЮРКСОЙ».

В рамках ТЮРКСОЙ было проведено множество мероприятий по развитию сотрудничества в области культуры тюркоязычных государств. На турецкий язык были переведены известные произведения казахских авторов и поэтов, проводятся дни искусств.

Большое значение имеют двусторонние казахско-турецкие отношения. В 1994 году подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Турцией.

В ходе визита Президента Республики Казахстан в Турцию в мае 2003 года было заявлено о долгосрочных дружественных отношениях между Астаной и Анкарой. Саммит НАТО в Стамбуле в июне 2004 года и встреча президентов в Баку 25 мая 2005 года, в связи с запуском нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», еще раз показали динамичное развитие отношений между странами.

Во время встречи с президентом Турции Абдуллой Гюлем в октябре 2007 года в Казахстане Н. А. Назарбаев предложил идею о создании Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран. В широком евразийском контексте находится инициатива Президента Казахстана (выдвинутая в 2009 году) о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркского совета).

В октябре 2011 года в Алматы под председательством Н. А. Назарбаева состоялся I Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств. На Саммите были обсуждены вопросы расширения торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества между тюркоязычными государствами.

Важной отраслью экономического сотрудничества является нефтегазовый сектор. Казахстан и Азербайджан, учитывая запланированное увеличение производства углеводородного сырья, нацелены на дальнейшее укрепление сотрудничества в сфере производства нефтегазового оборудования. Важной задачей является участие в международном автотранспортном проекте «Европа — Кавказ — Азия» (ТРАСЕКА).

Казахстан активно развивает сотрудничество со странами тюркского мира на взаимовыгодной основе, включая пути выхода на мировой рынок через Каспийское море.

Казахстан и Организация экономического сотрудничества (ОЭС)

Организация экономического сотрудничества (ОЭС) учреждена в 1985 году Ираном, Турцией и Пакистаном с целью обеспечения развития многопланового регионального сотрудничества и создания условий для устойчивого социально-экономического роста в этих странах.

Важным направлением внешней политики Казахстана является членство в Организации экономического сотрудничества (ОЭС), в ряды которой республика вступила в ноябре 1992 года.

В настоящее время в состав Организации входят Азербайджан Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туpкменистан, Турция и Узбекистан.

ОЭС преследует цель создания благоприятных условий для экономического развития региона, последовательной и поэтапной интеграции стран-членов в мировую систему хозяйственных отношений путем налаживания внутрирегионального экономического взаимодействия и взаимопомощи по различным аспектам развития. Общими приоритетами сотрудничества определены такие сферы, как транспорт и коммуникации, энергетика, торговля, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, туризм, образование, здравоохранение и др.

С момента членства в Организации Казахстан проявил себя как активный участник процесса сотрудничества по всем направлениям взаимодействия. Представители Республики Казахстан регулярно принимают участие в мероприятиях ОЭС на различных уровнях.

Приоритетами Казахстана в сотрудничестве с ОЭС являются транспорт и коммуникации, развитие торгово-экономических отношений и энергетика.

Казахстан рассматривает ОЭС как действенный инструмент по развитию социально-экономического и технического сотрудничества между ее странами-членами. Организация представляет собой надежную основу для многостороннего экономического сотрудничества, эффективную коммуникационную сеть и залог экономической стабильности Азиатского региона.

Стали носить регулярный характер рабочие встречи представителей железнодорожных администраций Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Ирана по вопросам взаимодействия и организации международных перевозок.

В ходе 2-й встречи министров транспорта и коммуникаций в марте 1998 года в городе Ашхабаде была принята Программа действий на десятилетие в области транспорта и коммуникаций (1998–2007).

Для развития транспортной магистрали по Великому Шелковому пути, который связывает ряд государств региона, в мае 1995 года было открыто грузовое движение на пограничном железнодорожном переходе Серахс (Туркменистан) — Серахс (Иран), после чего назрела необходимость в открытии и международного пассажирского движения по Трансазиатской железнодорожной магистрали для привлечения туристов и предпринимателей.

В соответствии с принятым на 4-м совещании руководителей железных дорог стран-членов ОЭС (октябрь 1999 года, Лахор, Пакистан) Планом действий по открытию международного пассажирского сообщения по маршруту Алматы-Ташкент-Туркменабад-Тегеран-Стамбул в период с 14 по 21 марта 2002 года осуществлен первый пилотный (технический) рейс поезда по этому маршруту.

Казахстан является инициатором крупнейшего регионального проекта — строительства Трансказахстанской железной дороги с европейской колеей, пролегающей через территории Казахстана, Туркменистана, Ирана, Турции и далее в Европу. Этот проект имеет стратегическое значение не только для указанных стран, но и всего региона в целом.

В целях развития регионального сотрудничества в области автомобильного транспорта Казахстаном заключены двусторонние соглашения по международным автомобильным перевозкам пассажиров и грузов со всеми странами-членами ОЭС.

Казахстаном также проводится соответствующая работа по развитию воздушных сообщений в рамках сотрудничества со странами ОЭС. Над территорией Казахстана пролегают наиболее выгодные по протяженности воздушные маршруты между Европой и Азией, что является хорошей возможностью для увеличения транзита по воздушным линиям. Республикой заключены межправительственные соглашения о воздушном сообщении со всеми странами-членами Организации.

Особое внимание заслуживает сотрудничество в области коммуникаций, в частности проект Трансазиатско-европейской оптико-волоконной кабельной системы (ТАЕФОС).

Повышение уровня транспортно-коммуникационного сотрудничества во многом будет способствовать эффективности расширения торговли в регионе. В настоящее время сфера торговли стала важнейшим инструментом развития региональной кооперации и выдвинулась на приоритетные позиции в деятельности Организации.

Важный элемент расширения региональной торговли — создание Банка торговли и развития ОЭС для финансирования различных региональных проектов.

Развитию экономического сотрудничества и системному и оперативному обмену информацией в рамках ОЭС должно способствовать и создание Центра экономических исследований и статистики.

Для Казахстана, обладающего значительными запасами нефти и газа, большое значение имеет проблема их транспортировки на международный рынок, определения оптимальных маршрутов будущих экспортных трубопроводов. С учетом намерений Республики Казахстан по увеличению добычи нефти и газа за счет интенсификации действующих и освоения новых месторождений и наличия у стран ОЭС достаточно богатого опыта в этой области, а также подготовки высококвалифицированных кадров, Казахстан заинтересован в расширении сотрудничества с членами Организации в сфере энергетики, включая вопросы взаимодействия энергетических систем государств региона.

Деятельность Казахстана в рамках ОЭС способствует продвижению республики по пути к современной либеральной рыночной экономике. В целом, Республика Казахстан неизменно выступает с позиций интенсификации взаимодействия стран-членов в рамках ОЭС.

Казахстан и Содружество Независимых Государств (СНГ)

Сотрудничество с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) является одной из приоритетных стратегических задач внешней политики Казахстана. Оно осуществляется как на уровне двусторонних отношений, так и в многостороннем формате в рамках Содружества.

В рамках СНГ функционируют около 70 отраслевых структур, которые координируют взаимодействие в формате заинтересованных государств в сферах экономки, военного сотрудничества, в охране границ и борьбе с организованной преступностью, в области транспорта, экологии, культуры, туризма, печати и др.

Первым практическим шагом по пути экономической интеграции стало подписание главами государств на Московском саммите 1993 года Договора об образовании Экономического союза. Все государства однозначно высказались за его образование и подписали Декларацию, в которой была зафиксирована решимость стран СНГ идти по пути глубокой интеграции, создания общего рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, поэтапно двигаться к Экономическому союзу.

Ближайшей задачей на пути к Экономическому союзу и углублению экономической интеграции на пространстве СНГ стало подписание главами правительств Казахстана, России и Беларуси 20 января 1995 года Соглашения о Таможенном союзе. В марте 1996 года к Таможенному союзу присоединилась Кыргызская Республика, а 26 февраля 1999 года — Республика Таджикистан.

В начале 1998 года Президент Казахстана Н. Назарбаев в рамках Таможенного союза выступил с инициативой, которая получила название «Десять простых шагов навстречу простым людям». В этом программном документе речь идет о принятии мер, которые облегчили бы повседневную жизнь народам Содружества, не создавали бы им проблем при передвижении из страны в страну, обретении гражданства, осуществлении ими других прав. Предложения Главы казахстанского государства были направлены на создание единого гуманитарного и информационного пространства СНГ. Заявление Президента РК «О десяти простых шагах навстречу простым людям» включает в себя 10 проектов соглашений и договоров, подписанных главами правительств Таможенного союза 24 ноября 1998 года в г. Москве.

26 февраля 1999 года Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в котором без конкретизации сроков определили следующие этапы интеграции:

1 января 2010 года был создан тройственный Таможенный союз, участниками которого стали Казахстан, Россия и Беларусь. Союз представляет собой единую таможенную территорию с единой таможенной границей и тарифами, его создание облегчило условия торговли между странами и способствовало развитию экономик.

1 июля 2010 года на территории России и Казахстана начал применяться Таможенный кодекс. С 6 июля 2010 года он вступил в силу на всей территории Таможенного союза. 1 апреля 2011 года на границе России и Беларуси был отменен транспортный контроль, а 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Беларуси был отменен таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. 19 октября 2011 года было заявлено о присоединении к Таможенному союзу Кыргызстана.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

Опыт развития многостороннего сотрудничества показал, что продвижение по пути интеграции невозможно без четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей обязательность выполнения принятых решений. 10 октября 2000 года в г. Астане президентами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Договор был ратифицирован всеми государствами-членами Сообщества и 30 мая 2001 года вступил в силу.

В рамках ЕврАзЭс действует Межгосударственный Совет (Межгосовет) — высший орган, заседания которого проводятся на уровне глав государств не реже одного раза в год и глав правительств не реже двух раз в год. Заседания проводятся под руководством представителя государства-члена, председательствующего в Межгоссовете. Образован Интеграционный комитет — постоянно действующий орган в составе вице-премьеров. Заседания Интеграционного комитета проводятся не реже одного раза в три месяца. В период между заседаниями работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей при ЕврАзЭс, назначаемых главами государств-членов. Сформирована Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭс, ключевая задача которой — гармонизация национального законодательства государств-членов. Создан Суд Сообщества, призванный рассматривать споры экономического характера по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и заключенных договоров.

Председательство в Межгосударственном Совете и Интеграционном комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом Сообщества в течение одного года. Высшее административное должностное лицо Сообщества — Генеральный секретарь. Назначается Межгоссоветом по представлению Интеграционного комитета сроком на три года.

Одно из центральных мест в деятельности ЕврАзЭС занимает вопрос по усилению координации действий стран-членов Сообщества при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Одним из приоритетов в функционировании Сообщества является его международная деятельность и взаимодействие с другими международными организациями. ЕврАзЭС получен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, заключены соглашения о сотрудничестве и взаимопонимании, осуществляются регулярные контакты с другими интеграционными объединениями.

Другим важнейшим направлением интеграционного сотрудничества государств ЕврАзЭС является реализация совместных инновационных проектов. В 2008 году странами ЕврАзЭС разработана межгосударственная целевая программа «Инновационные биотехнологии», которая позволит государствам Сообщества использовать самые современные высокоэффективные технологии в целях производства конкурентоспособной биопродукции для медицины, сельского хозяйства и охраны окружающей среды. 4 февраля 2009 года было принято решение о создании Центра высоких технологий, деятельность которого направлена на усиление конкурентных преимуществ стран Сообщества, модернизации и диверсификации национальных экономик.

В соответствии с Договором об учреждении ЕврАзЭС Сообщество открыто для всех государств, разделяющих его цели и принципы и готовых взять на себя соответствующие обязательства.

Единое экономическое пространство (ЕЭП)

Результатом поиска новых оптимальных путей и вариантов экономической интеграции на пространстве СНГ стало подписание 19 сентября 2003 года в г. Ялте президентами Беларуси, Казахстана, России и Украины Соглашения и Концепции о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Тем самым четыре наиболее развитых в экономическом отношении государства СНГ (90% ВВП стран СНГ) приняли решение о переходе к новому, более высокому уроню интеграции. Предполагалось, что данная организация:

Основная цель создания ЕЭП — обеспечение условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышение уровня жизни населения, содействие развитию торговли и инвестиций для обеспечения устойчивого экономического развития.

Реализация поставленной цели должна стать результатом решения задач по формированию зоны свободной торговли без изъятий и ограничений; гармонизации макроэкономической политики; формирования единых принципов регулирования деятельности естественных монополий.

Основным принципом функционирования ЕЭП является создание условий для свободного перемещения товаров, капитала, услуг и рабочей силы через границы государств-участников.

Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС)

Это экономическое сообщество (до июля 1998 года именовалось Центральноазиатским союзом) образовано на основе Договоров между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном о создании экономического союза (1993) и единого экономического пространства (1994). В марте 1998 года к этому объединению присоединился Таджикистан.

Координирующим органом ЦАЭС является Межгосударственный Совет (на уровне президентов), функционируют советы премьер-министров, министров иностранных дел и обороны, а также Исполнительный комитет как постоянно действующий рабочий орган Межгоссовета. Председательство в Межгоссовете и его органах осуществляется на ротационной основе.

Странами-участницами Сообщества учреждены: Центральноазиатский банк сотрудничества и развития, Межгосударственный совет по проблемам Аральского моря, а также комиссии по проблематике ЦАЭС.

В рамках ЦАЭС подписано более 160 многосторонних документов о сотрудничестве, принято свыше 50 экономических проектов. Рассматриваются возможности создания ряда транснациональных компаний и финансово-промышленных групп, единого аграрного рынка, введения полной взаимной конвертируемости национальных валют.

В марте 1998 года на заседании Межгоссовета были обозначены приоритетные области экономического взаимодействия — агропромышленный, водно-энергетический комплексы, транспорт, декларирована необходимость приступить к формированию в регионе зоны свободной торговли как первого этапа создания единого экономического пространства, проводить согласованную политику в аграрном секторе, по проблемам охраны окружающей среды, предпринимать совместные усилия по улучшению экологической обстановки в бассейне Аральского моря.

На заседании Межгосовета в Душанбе 14 июня 2000 года были одобрены Стратегия интеграционного развития Сообщества на период до 2005 года и Программа первоочередных действий по формированию единого экономического пространства до 2002 года. Намечено, в частности, принять меры по сближению национальных законодательств, разработать многосторонние соглашения о принципах совместного использования водно-энергетических ресурсов, о сотрудничестве в борьбе с экономическими преступлениями, о развитии добросовестной конкуренции, ряд соглашений в сфере таможни, антимонопольной политики, торговли. Было решено подготовить к рассмотрению Межгоссоветом Соглашение о создании международного водно-энергетического консорциума по совместному рациональному использованию ресурсов трансграничных рек.

На проходившем в Алматы в январе 2001 года саммите стран-участниц ЦАЭС рассмотрены актуальные вопросы деятельности Сообщества. Принято решение об организации экономического форума в рамках ЦАЭС, одобрен документ, предусматривающий проведение в странах Центральной Азии Международного года гор, которым ЮНЕСКО объявил 2002 год.

28 декабря 2002 года ЦАЭС было преобразовано в Организацию «Центрально-Азиатское Сотрудничество» (ОЦАС).

18 октября 2004 года Россия, имевшая с 1996 года статус наблюдателя в Межгоссовете и других уставных органах ЦАЭС, приняла решение о вступлении в полноправные члены ОЦАС и в полной мере участвовать в деятельности Организации..

В июне 1999 года статус наблюдателя в этой организации предоставлен также Грузии, Турции и Украине.

5–6 июля 2003 года в г. Алматы состоялось очередное заседание Совета глав государств-членов ОЦАС, на котором была актуализирована задача по созданию международных водно-энергетического, продовольственного и транспортного консорциумов с участием таких мировых финансовых институтов, как Международный банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и Развития, Исламский Банк Развития. Идея создания международных консорциумов в рамках ОЦАС с привлечением международных финансовых институтов вызвала интерес и в ООН. В этой связи Председателем Совета глав государств-членов ОЦАС, Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым были направлены письма главам государств ОЦАС с предложением рассмотреть возможность участия в разработке концепций консорциумов институтов ООН, имеющих опыт работы в регионе (ПРООН, ЭСКАТО, ЮНЕП и ЕЭК).

По инициативе казахстанской стороны в г. Алматы 5 мая 2004 года состоялась встреча парламентариев ОЦАС, посвященная вопросам обеспечения безопасности и стабильности в регионе. Особое внимание было уделено вопросу координации действий по предотвращению угроз распространения терроризма, экстремизма и незаконного оборота наркотических средств.

В сфере экономического сотрудничества было принято решение о создании Центрально-Азиатского общего рынка (ЦАОР), направленного на оптимизацию использования природных, водно-энергетических, минерально-сырьевых ресурсов, создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций и обеспечение устойчивого развития государств-членов ОЦАС.

6 октября 2005 года на саммите глав государств-членов ОЦАС в г. Санкт-Петербурге было принято решение об интеграции этого межгосударственного объединения в ЕврАзЭС. Данное решение отвечало политическим и социально-экономическим интересам государств ОЦАС с ЕврАзЭС. Расширение ЕврАзЭС способствовало более эффективной реализации задач формирования общего энергетического рынка, Транспортного союза, углубления взаимодействия в промышленности, аграрной сфере, проведения согласованной социальной политики, а также эффективному решению вопросов рационального использования водно-энергетических ресурсов, создания новых транспортных коридоров.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

ОДКБ — военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года в г. Ташкенте.

Основной целью ОДКБ — являются обеспечение национальной безопасности, защита суверенитета и территориальной целостности государств-участников, укрепление в военно-организационном отношении национальных вооруженных сил, сохранение объединенной системы ПВО, налаживание взаимодействия и сотрудничества в области совместной охраны границ с государствами, не входящими в СНГ, а также защита от природных катастроф крупного масштаба.

В настоящее время ОДКБ можно назвать составной частью системы европейской и азиатской безопасности, причем Организация открыта для вступления в нее других государств. В Декларации государств-участников ОДКБ говорится, что «объединяя свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства-участники видят создаваемую ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии». Сама суть ОДКБ, заложенные в нем принципы и формы сотрудничества, а также заявленные позиции предопределили реальную возможность для него стать составной частью системы общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии.

Сегодня членами ОДКБ являются: Республика Армения (с 15 мая 1992), Республика Беларусь (с 31 декабря 1993), Республика Казахстан (с 15 мая 1992), Киргизская Республика (с 15 мая 1992), Российская Федерация (с 15 мая 1992), Республика Таджикистан (с 15 мая 1992), Республика Узбекистан (с 15 мая 1992 по 2 апреля 1999 и с 16 августа 2006).

Одним из важных направлений деятельности ОДКБ является сотрудничество в области борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и другими сопутствующими им преступлениями — контрабандой наркотиков и оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией. На этом направлении создана многоаспектная база для координации действий и проведения согласованных специальных операций. Так, в рамках борьбы с контрабандой наркотиков создан Координационный совет руководителей компетентных органов стран-участниц ОДКБ, проводятся оперативно-профилактические мероприятия с участием сил и средств органов внутренних дел, национальной безопасности, пограничных и таможенных служб.

Одним из приоритетных направлений деятельности ОДКБ является работа по укреплению международного режима ядерного нераспространения. На Седьмой конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), прошедшей в мае 2005 года в Нью-Йорке, странами-участниками ОДКБ было распространено совместное заявление, в котором подчеркнута актуальность «угрозы распространения ядерного оружия, а так же материалов и технологий, требующихся для его создания, особенно в условиях роста террористической опасности.» Страны-члены ОДКБ особо отметили вклад Беларуси и Казахстана в укреплении режима нераспространения путем добровольного вывода ядерного оружия со своих территорий и призвали других участников ДНЯО подтвердить приверженность этому соглашению. В 2009 году было принято решение о формировании Коллективных сил оперативного реагирования.

Интеграция Казахстана в мировую экономику

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО)

Казахстан занимает достойное положение в мировой и региональной экономике. Одной из важнейших задач процесса формирования либеральной экономической системы и внедрения международных стандартов является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В 1990-х годах зарубежные инвесторы сопоставляли Казахстан с государствами Центральной Азии, в начале 2000-х годов — с Россией и Украиной, в настоящее время его сопоставляют с Восточной Европой. Однако данный общий показатель не снимает проблемы низкой конкурентоспособности казахстанских товаров на мировом рынке. А это — одна из важнейших характеристик экономики Казахстан, от которой зависит дальнейшее сотрудничество с такой влиятельной международной организацией, как ВТО, заявка на членство в которой была подана в 1996 году.

Во второй половине 2000-х годов Казахстан осуществил большинство рыночных реформ и преодолел переходный этап по преобразованию экономики в рыночную. ЕС и США признали, что Казахстан является страной с рыночной экономикой. Был достигнут необходимый уровень открытости экономики с минимальным вмешательством государства; внешняя торговля была практически либерализована; 80% собственности являлось частной; в стране была достигнута макроэкономическая стабильность; устойчивость обменного курса тенге. Таким образом, по основным критериям экономического развития республика в докризисный период была готова присоединиться к ВТО.

Существенное значение в процессе вступления в ВТО было согласование этого процесса с сопредельными странами, с которыми Казахстан имел товарооборот и через территорию которых проходили транзитные экспортные маршруты. В этом вопросе возможны были различные подходы, но в любом случае процесс вступления стран ЕврАзЭС в ВТО не должен противоречить процессу к региональной экономической интеграции.

Вступление Казахстана в ВТО является одной из важнейших задач стратегического курса на интеграцию в мировую и региональную экономику. В условиях действия Таможенного союза Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь в 2010 году вопрос о вступлении в ВТО перешел в плоскость совместных, согласованных действий стран союза.

Скорейшее вступление Казахстана в ВТО на условиях учитывающих интересы Казахстана, определено в Послании Президента Н. Назарбаева народу Казахстана на 2006 год одним из главных стратегических интересов республики во внешней политике.

Казахстан, как страна с рыночной экономикой, взявшая курс на достижение сильных позиций в международном сообществе, стремится повысить свой внешнеторговый потенциал. Членство в ВТО рассматривается как основной фактор для повышения доступа казахстанской продукции к мировым рынкам, ее конкурентоспособности, развития отечественного бизнеса, увеличения объемов инвестиций и стабилизации экономического роста.

В настоящее время 135 стран-членов ВТО являются торговыми партнерами Казахстана. Естественно, что Казахстан должен стремиться к урегулированию своих торговых отношений с этими странами на приемлемых и выгодных для себя условиях. Любая из этих стран в любое время может начать по отношению любых товаров, импортируемых из Казахстана, процедуру антидемпингового разбирательства (повышения импортных пошлин на товары страны-экспортера). Страна уже не первый год сталкивается с подобными расследованиями и мерами в отношении казахстанского экспорта стали, продукции цветной металлургии, ферросилиция, феррохрома, титановой губки, урана высокообогащенного и др. со стороны США, ЕС, Индии, Мексики, Бразилии, Колумбии и Венесуэлы.

Процесс вступления Республики Казахстан в ВТО начался 26 января 1996 года, когда Казахстан подал в Секретариат ВТО официальное заявление о вступлении в эту организацию. В феврале того же года Казахстану присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим была создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО, в состав которой в настоящее время входят 39 стран — основные торговые партнеры республики (США, ЕС, Канада, Япония, Австралия, Швейцария, Китай, Республика Корея и др.).

В целях координации процесса вступления в организацию в 1996 году Постановлением Правительства Республики Казахстан была создана ведомственная комиссия по вопросам ВТО (МВК). В настоящее время преобразована в МВК по вопросам таможенно-тарифной политики и участия в международных экономических организациях.

В рамках процесса вступления Казахстана в ВТО переговоры ведутся на многостороннем и двустороннем уровнях по четырем основным направлениям:

  1. Переговоры по системным вопросам;
  2. Переговоры по вопросам сельского хозяйства;
  3. Переговоры по доступу на рынок товаров;
  4. Переговоры по доступу на рынок услуг.

В ходе многосторонних переговоров проходят согласование такие вопросы в области экономической и торговой политики страны, как нормы и практика регулирования ценообразования, государственная собственность и приватизация, система налогообложения и применение налогов к импортным товарам, субсидии в отдельных экономических секторах, в частности, в сельском хозяйстве, режим иностранных инвестиций, система валютного обмена и платежей, импортный таможенный тариф, включая любые имеющиеся тарифные преференции, таможенные сборы, защитные меры и другие меры защиты национальных производителей (антидемпинговые и компенсационные меры), импортное лицензирование, регулирование экспорта, государственные торговые предприятия, система стандартизации и сертификации импортных товаров, санитарные меры, защита прав интеллектуальной собственности и т. п.

Основные положительные моменты вступления Казахстана в ВТО следующие:

  1. Помимо того, что Казахстан будет признан страной с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство и мировые структуры, содействующие ее развитию, он автоматически получает в отношениях со всеми странами-членами организации режим наибольшего благоприятствования.
  2. В связи с большой вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля для Казахстана большое значение в ВТО будет иметь условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе (благоприятный режим допуска продукции на рынок). Вступление в ВТО даст Казахстану ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства.
  3. От расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены должны выиграть казахстанские потребители. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения.
  4. Для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков — за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат — вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это, в общем, будет содействовать снижению себестоимости казахстанской продукции.
  5. Создание цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение структурных реформ и даст толчок для создания конкурентоспособной экономики. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в соответствие с нормами и правилами ВТО.
  6. Перспективы инвестиционного климата в связи с вступлением Казахстана в ВТО будут положительными. Приток иностранных инвестиций в экономику страны увеличится в силу таких факторов, как общее улучшение имиджа страны, открытости экономики Казахстана, улучшения законодательной базы, повышение прозрачности инвестиционных процедур, облегчение доступа на внутренний рынок зарубежных финансовых институтов, развитие фондового рынка. Инвестиционные потоки, несомненно, приведут к развитию отечественного производства, послужат мощным источником обновления производства и экономического роста страны, способствуют модернизации промышленного производства, росту экспорта, привлечению новых технологий и росту рабочих мест, повышению уровня квалификации местных специалистов.
  7. Ускоренное развитие получат отрасли, выпускающие конечную продукцию с высоким уровнем наукоемкости и добавленной стоимости, высокой и средней технологичностью. Рост производства такой продукции может поддерживаться только выходом Казахстана на внешний рынок, который компенсирует «узость» внутреннего рынка и ограниченность внутреннего спроса. В результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества будут созданы благоприятные условия для повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции.
  8. Членство в ВТО обеспечит Казахстану выход в унифицированное международное правовое пространство, которое создаст всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными интересами. Кроме того, появится возможность доступа к оперативной информации во внешнеэкономической политике и намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более эффективную торговую и экономическую политику.
Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Сотрудничество Казахстана с международными организациями