Панорама культуры периода Независимости

Музыкальное искусство

Казахстанские исполнители не раз достигали успехов на крупнейших международных конкурсах в различных точках мира. Гастролируя по странам и континентам, отечественные артисты знакомят публику с культурой Казахстана. Известные музыканты республики прилагают много усилий в области международной музыкальной деятельности. Например, Жанна Аубакирова, ректор Алматинской консерватории им. Курмангазы, была награждена французским орденом литературы и искусства, а лауреат международных конкурсов, профессор, ректор Казахской академии музыки Айман Мусаходжаева в 1998 году была удостоена высокого звания «Артист мира».

Наряду с исполнительским искусством происходили изменения и в области профессионального музыкального образования. За последнее десятилетие в республике открылся ряд учебных заведений этого профиля и были созданы новые музыкальные коллективы:

Благодаря музыкальному агентству «Классика», созданы 24 музыкальных фильма, снятых в разных странах, где проходили гастрольные выступления казахстанских музыкантов. Замечательным событием в музыкальной жизни Республики Казахстан стали «Казахские сезоны во Франции», организованные агентством «Классика» в 1988–1999 годах. Наряду с сольными концертами Ж. Аубакировой свое мастерство во Франции демонстрировали М. Бисенгалиев (скрипка), АК. Бурибаев (виолончель), Т. Урманчеев (рояль), М Мухамедкызы и Н. Усенбаева (вокал).

Были проведены различные музыкальные международные фестивали и конкурсы, в том числе традиционной музыки, Евразийский фестиваль:

Сегодня исполнительская школа Казахстана занимает передовые позиции среди стран ближнего и дальнего зарубежья. Благодаря таким музыкантам, как М. Бисенгалиев, А. Аюпов, Н. Каримов, Г. Несипбаев, В. Тебенихин и др. воспитывается новое поколение музыкантов, которые выступая на Международных конкурсах, завоевывают почетные звания лауреатов и дипломантов (Ж. Сулейменова, Т. Урманчеев, А. Альпиев, Ж. Бекишев и др.). Они составляют творческий потенциал блестящих музыкантов XXI века.

В 2000 году Союз композиторов Казахстана отметил свое 70-летие. За этот период сменилось несколько поколений композиторов. В настоящее время Союз составляют свыше 120 композиторов: Е. Рахмадиев, С. Еркимбаев, Н. Мендыгалиев, Э. Богушевский и др.

Одним из крупнейших центров классического искусства на территории Евразийского пространства является Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая. Его сцену прославили К. Байсеитова, Р. Джаманова, Е. Серкебаев, Б. Тулегенова и др., ряд постановок был связан с именами композиторов Е. Брусиловского, Л. Хамиди, А. и Г. Жубановыми, М. Тулебаевым, Е. Рахмадиевым. На сегодняшний день артисты ГАТОБа Н. Усенбаева, С. Байсултанов, Ж. Беспакова, М. Мухамедкызы, лауреаты различных международных конкурсов С. Ишанова, У. Кенжебеков и др. продолжают широко представлять отечественную оперу на различных сценах мира.

Казахстан стал местом проведения традиционного Международного оперного фестиваля. Например, в 2000 году одиннадцатый фестиваль прошел в Алматы и Астане. В нем участвовали артисты из России, Кыргызстана, Турции, Монголии и других стран.

Казахская национальная музыка представлена:

Эти коллективы достойно несут своеобразие степного мелоса, пришедшего из глубины веков, дают возможность прикоснуться к самобытным творениям великих казахских композиторов. Начатые А. Жубановым, Н. Тлендиевым, Ш. Кажгалиевым традиции коллективного казахского инструментального искусства продолжают А. Жайымов, Ж. Бегендиков, Ы. Нургалиев, Б. Тулегенов. Сольные инструментальные и вокальные традиции успешно развивают артисты А. Ескалиев, К. Ахмедьяров, Е. Шакарим, К. Бекбосын и др.

Эстрадное и цирковое искусство

За годы независимого развития эстрадный жанр музыкального искусства Казахстана был представлен именами Р. Рымбаевой, Н. Ескалиевой, М. Жунусовой, Б. Тайлакбаева и др.

В 1980-е годы образовалась алматинская группа «А-Студио», получившая признание далеко за пределами республики.

Эстрадное искусство Казахстана 1990-х годов представлено группами «Уркер», «АБК», «Дуэт Л» и другими. В это же время получили развитие и группы авангардного направления, среди которых «Рэп зона», «Металлик», «Драматик» и др. Популярности таких групп способствовали их нестандартность и новизна музыкального стиля — рэп, рэйв, металл, рок, тяжелый рок.

Новые технические средства и возможности современности открыли простор для проявления творческой активности и художественной фантазии молодого поколения. Они послужили основой появления нового вида искусства — дискотеки, новой формы организации досуга молодежи. Возникновение и совершенствование студийной музыки — одно из условий развития дискотеки на современном этапе.

Крупным событием в области популярной музыки в Казахстане является фестиваль «Азия дауысы» («Голос Азии»). Международный конкурс популярной музыки «Азия дауысы» родился в 1990 году. Эмблемой конкурса стал наскальный рисунок, найденный в урочище Тамгалы: Митра — бог солнца в окружении двенадцати пляшущих человечков. «Азия дауысы» был принят во Всемирную федерацию конкурсов и фестивалей. К настоящему времени участниками конкурса стали представители более чем 50 стран мира, песни которых звучат на казахстанской эстраде. Лауреатами и дипломантами столь престижного конкурса становились молодые казахстанские исполнители М. Жунусова, Б. Исаев, Б. Шадаев, М. Байтасов, Б. Хаджимуханов, В. Ступин, Г. Оразымбетова, группы «Роксонаки» и «Жеруйык».

За годы независимости в Казахстане появились различные конкурсы молодых исполнителей эстрадной песни: «Жас канат», республиканский конкурс песни имени А. Байсеуова «Армандастар», республиканский конкурс песни имени Ш. Калдаякова и др. Ежегодным стало проведение республиканского фестиваля «Золотой диск» среди исполнителей эстрадного жанра.

Профессиональный казахский цирк был создан на базе Республиканской студии эстрадно-циркового искусства в 1970 году. С обретением Казахстаном независимости Большой казахский цирк не растерял своих достижений. За последнее десятилетие были созданы программы «Волшебная юрта», «Звезды Азии», «Компьютерные игры Деда Мороза», «Цирковой Ералаш», «Новогодняя заварушка» и «Три толстяка».

Коллектив цирка неоднократно выезжал в КНР, а отдельные номера с успехом гастролировали в Польше, Франции, Бельгии, Японии, Германии, США, Австралии. В 1983 году на Международном конкурсе в Праге клоуны Мурат и Елизавета Джумагалиевы стали лауреатами. Артисты Досбатыровы являются лауреатами Международных фестивалей циркового искусства в Вероне (Италия), Бельгии, Монте-Карло и Китае. Артисты Т. Трестин и Ж. Бакенова выиграли золотой приз за первое место на европейском конкурсе в Польше. Лауреатами и призерами конкурса в Китае стали артисты номеров «Воздушный полет» (1993) под руководством А. Кириченко, джигиты под руководством К. Кунгужинова, «Ренские колеса» в исполнении В. Гашуты, группы под руководством Р. Симоненко.

На протяжении десяти лет успешно выступает в американском цирке труппа казахских джигитов-наездников под руководством Каната Чалабаева. Около пяти лет в цирке Австралии работает известная группа под руководством Серика Абишева.

Коллектив Большого казахского цирка уделяет огромное внимание повышению творческого мастерства артистов Создаются новые номера и программы, идет кропотливая работа над повышением профессионального и исполнительского мастерства. В 1998 году под руководством художника-модельера Н. Абдрахмановой была открыта мастерская «Серсо» по изготовлению костюмов для артистов Большого казахского цирка, для театрализованных представлений, карнавалов и шоу, эксклюзивных коллекций модельных агентств и артистов казахстанской эстрады. Мастерская «Серсо» является организатором акции «Казахстан — мода — XXI век» (1999) и «Звезды против СПИДа» (2000).

В 2000 году на территории цирка был открыт развлекательный центр «Арлекино», где расположен детский игровой комплекс. В 2001 году здесь была основана школа верховой езды (рук. К. Кунгужинов).

При Казгосцирке действует ансамбль национального танца «Ерке» под руководством А. Р. Измайловой. Он является лауреатом первого международного фестиваля юных талантов «Айналайын» (1996), дипломантом международного фестиваля «Netz Carnaval Club» (Франция, 1999), лауреатом международного конкурса «Азия дауысы», ансамбль — постоянный участник международного фестиваля «Fomged» в Турции и культурной программы Walt Disneu (США, 2000). В 1999 году создается экспериментальная школа циркового искусства (рук. М. В. Куватова), где педагогами работают ветераны Казахского цирка. В том же году были созданы цирковой балет «Фарандоль» (рук. М. Редько) — лауреат многочисленных конкурсов; танцевальная школа (рук. Е. Рудикова), объединившая три коллектива — группы «Бэби-Дэнс» (лауреат конкурса «Азия дауысы»); «Дэнс-Класс» и шоу-балет «Просто так»; детский эстрадный театр "Мюзик-холл «Улыбка», участники которого стали лауреатами конкурсов «Анши балапан» «Азия дауысы».

В целом, музыкальное искусство Казахстана, являясь «мобильным» жанром искусства, за годы независимости достигло значительных результатов.

Театральное искусство

Проявлением проводимых демократических реформ в культурной жизни республики стало предоставление театрам свободы творческого выбора и направления деятельности. Театры стали самостоятельны в выборе актерского ансамбля, определении маршрутов гастролей и решении внутренних проблем.

С 1995 года Казахский государственный академический театр имен М. О. Ауэзова проводит традиционные театральные фестивали «Театр көктемі» («Театральная весна»). Во время фестиваля, который длится одну неделю, коллектив театра представляет на суд специалистов и зрителей спектакли, поставленные за последний год. Вклад всей творческой группы, работавшей над спектаклем, оценивается в различных номинациях («Лучшая режиссерская работа», «Лучший актер», «Оригинальный грим» и т. д.). В масштабе республики проводятся ежегодные театральные фестивали, на которые приезжают со своими лучшими постановками театральные коллективы из разных регионов страны. Такие фестивали проходили в Алматы, Жезказгане, Семипалатинске.

Расширение международного сотрудничества в области культуры способствовало организации и проведению международных театральных фестивалей в Казахстане. Зарубежные театральные труппы и отдельные деятели театрального искусства принимали участие в фестивалях «Ветер Восток-Запад» (1997), «Человек и сознание» (Первый кукольный международный фестиваль, 1998), «Современный театр» (2000). Казахстанские театральные коллективы неоднократно выступали на сценах театров ближнего и дальнего зарубежья.

Достижение Казахстаном суверенитета содействовало значительным изменениям в содержании театральных постановок. Сцены казахстанских театров стали тем звеном, которое помогло донести до народа правду о ранее неизвестных героических страницах и «белых пятнах» отечественной истории. Эти спектакли были вызваны объективными требованиями и запросам времени.

Среди постановок первого десятилетия независимости особо выделяются спектакли, посвященные образу Абылай хана — «Абылай ханның ақырғы күндері» («Последние дни Абылай хана»), «Абылай хан». Истокам казахской истории и государственности был посвящен спектакль «Томирис». Теме Семипалатинского ядерного полигона была посвящена постановка драматурга Р. Мукановой «Мәңгілік бала бейне» («Ангел с дьявольским лицом»). Тема сталинских репрессий нашла отражение в драме А. Тасымбекова, К. Искакова, Б. Атабаева «Кебенек киген арулар» («Мадонны АЛЖИРа»). Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане, в частности его семиреченский очаг, получили сценическое воплощение по произведению М. О. Ауэзова «Қилы заман» («Лихая година»).

В авангарде режиссерской школы современного казахстанского театрального искусства творили и продолжают творить А. Мамбетов, Р. Андриасян, Ж. Хаджиев, Б. Атабаев, Р. Сейтметов, Е. Обаев и др. В годы независимости в реализацию творческих планов казахстанского театра внесли свой вклад и создали незабываемые образы народные артисты Х. Букеева, А. Ашимов, А. Умурзакова, С. Оразбаев, Т. Жаманкулов, Ф. Шарипова и многие другие.

Театр участвовал в международных театральных фестивалях. Летом 1996 года со спектаклем «Последние дни Абылай хана» театр посетил Египет. Весной 2000 года спектакль «Каин — сын Адама» был удостоен почетного приза «За лучшую работу режиссера» на III международном театральном фестивале тюркоязычных стран «Туганлык», проходившем в городе Уфа (Россия). Этот спектакль трижды приглашался на Эдинбургский фестиваль (Шотландия). В октябре 2000 года театр посети Германию со спектаклем «Естайдың Корланы» по пьесе И. Гайыпа, где принял участие в работе международного театрального фестиваля, проходившего в городе Мюльхайм.

Значительный вклад в развитие театрального искусства Казахстана вносит Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая (ГАТОБ). Разнообразный оперный репертуар театра включает около сорока спектаклей — шедевров мировой и национальной классики. За последнее десятилетие театром осуществлен ряд новых постановок среди которых «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Турандот» Дж. Пуччини, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Брачный вексель» Дж. Россини, «Норма» В. Беллини, «Тангейзер» Р. Вагнера.

В Казахстане происходит сложный процесс «адаптации» новых идей, которые привносятся на театральную сцену извне. Театральное искусство Казахстана как никогда ранее открыто для взаимодействия с другими сценическими культурами, для освоения нового мирового театрального опыта. На пути развития современного театрального искусства оживилась творческая деятельность. Новое звучание получила национальная классика. Новую жизнь обрели пьесы мирового репертуара по произведениям М. Метерлинка, Б. Брехта, Г. Ибсена и др.

На современном этапе одной из важных тенденций развития театральной режиссуры являются попытки использовать выразительные средства других видов искусства, что отражает стремление драматического театра освоить новые приемы и формы. Соединение разнородных сценических компонентов передает всю разнохарактерность жизни.

Годы суверенитета были отмечены открытием казахских драматических театров в Уральске, Усть-Каменогорске, Петропавловске, Павлодаре и театра оперы и балета имени К. Байсеимтовой в Астане. Основной костяк актерского состава этих театров составили выпускники Казахской государственной академии искусств имени Т. Жургенева.

Несмотря на интересные достижения последних лет и заметное расширение репертуаров театров, в области современного театрального искусства Казахстана нет оснований для самоуспокоения. Здесь много нерешенных проблем, нереализованных идей и проектов. Театр Казахстана являет собой сценическое продолжение жизни, которая была вчера, есть сегодня и будет завтра.

Хореографическое искусство

В богатом, многогранном казахском народном творчестве большое место занимают танцы. Изучение быта, религии, языка, памятников культуры, фольклора казахского народа дает основание утверждать, что танец сопровождал весь его исторический процесс развития духовной и художественной культуры.

В течение многих лет в Казахстане сложился огромный творческий потенциал балетного искусства. Кадры для хореографического искусства страны готовятся в государственном хореографическом училище им. А. Селезнева, а также в Академии искусств им. Т. Жургенева.

Традиции московской хореографической школы восприняли и продолжают развивать на казахстанской сцене ее выпускники — народный артист СССР Р. Бапов, Д. Накипов, Б. Джантаев, народные артистки Республики Казахстан Р. Байсеитова и З. Кучербаева-Кастеева, заслуженная артистка Республики Казахстан Р. Унгарова, призер международного конкурса артистов балета «Пермь-92» С. Кокшинова. Их имена ныне известны далеко за пределами Казахстана. В Санкт-Петербурге и Москве совершенствовали свое мастерство известные артисты казахского балета Сара Кушербаева и Булат Аюханов, Гульжан Туткибаева и Заур Райбаев. У прославленных мастеров ГИТИСа им. А. Луначарского прошли школу балетной педагогики К. Андосов, Р. Курпешева, К. Жакипова, Д. Фадеева, С. Косманов, Р. Мусин и др. Сегодня они — ведущие специалисты в области казахского балета. Каждый из них, имея свой оригинальный почерк хореографа, следует высоким принципам балетного искусства. Они формировали казахстанскую хореографию 1930–1990-х годов, и в новом тысячелетии казахский танец сохранил традиции, преемственность и приобрел перспективу на долгую сценическую жизнь.

Продолжают свою творческую деятельность коллективы: бывший Государственный ансамбль классического танца «Молодой балет Алматы», а ныне — Государственный академический ансамбль классического танца Республики Казахстан Б. Аюханова, Государственные ансамбли народного танца «Гульдер», «Алтынай», «Салтанат». В 1991–2000 годах зарождаются новые танцевальные формы и стили, получает широкое развитие жанр современного танца.

Союз хореографов, основанный в 1995 году Д. Накиповым, становится учредителем традиционных международных балетных фестивалей «Приз традиций», «Приз Галины Улановой»; «Казахстанцы — звезды мирового балета», республиканский конкурс казахского танца имени Шары Жиенкуловой. Подобные фестивали вывели казахстанский балет на международную орбиту. Благодаря участию в них в последнее десятилетие родились молодые звезды казахского балета: Г. Туткибаева, Б. Смагулов, Г. Усина, Д. Сушков и многие другие.

В ноябре 2005 года в Астане и Алматы прошел VIII международный фестиваль «Приз традиций». Благодаря этому славному начинанию и его инициатору Е. Канапьянову за годы независимости Казахстан посетила целая плеяда звезд мирового балета: от М. Плисецкой, современных прим и премьеров звезд Большого и Мариинского театров, до модерн-балета из Сан-Франциско, «Степ-Данса» из Лос-Анджелеса и артистов театра балета Юрия Григоровича. Подобные события способствуют не только росту потенциала хореографического искусства и культурного уровня казахстанцев, но свидетельствуют, что Казахстан входит в число центров балетной культуры мира.

В развитие хореографии Казахстана значительный вклад вносят мастера с мировым именем из других стран мира. Примером этого может служить постановка в 2007 году балета «Легенда о любви» на сцене театра оперы и балета имени Абая. Если учитывать, что этот спектакль Ю. Григорович ставил на всех балетных подмостках мира: в США, Франции, Англии и в Стамбуле, то для культурной жизни Казахстана это событие стало историческим.

Художественными принципами современного хореографического искусства Казахстана являются высокий профессионализм, широкое развитие выразительных средств танцевально-пластического языка. Эти критерии предъявляются в решении не только балетных спектаклей, но и современной многожанровой хореографии, а также народно-сценических танцев.

Киноискусство

Со второй половины 1980-х годов в казахском художественно-игровом кино обретает место так называемая «новая волна». Основателями этого направления в казахском кинематографе стали выпускники ВГИКа, выходцы их экспериментальной мастерской известного режиссера Сергея Соловьева. Один за другим его выпускники делали феноменальные фильмы: Серик Апрымов — «Конечная остановка», Рашид Нугманов — «Игла», Дарижан Омирбаев — «Шилде». Так появилась Новая волна. У нового поколения кинематографистов имелись свои художественные и идейные принципы. Их работы отличались новизной творческого подхода, социальной напряженностью, стали заметным событием в культурной жизни республики. Острой проблематичностью, правдивостью выделяются и работы кинодокументалистов.

Новое поколение начало создавать новую ментальность — синтез Запада и Востока, Европы и Азии. Появился новый тип режиссера, пытающегося отразить в кино космос традиционной казахской культуры. Авторы «новой волны» творят с пониманием того, что национальное — это не только внешняя форма, а, прежде всего, содержание, суть этнического мировосприятия, и что невозможно осуществить творческий прорыв, не вписавшись в контекст общемировой культуры. Картины «новой волны» казахстанского кинематографа получили высокую оценку в отечественной прессе и кинокритике.

В начале 1990-х годов наряду с киностудией «Казахфильм» в жизнь пришли 28 частных киностудий. Спустя 3–4 года, вопрос выживания стал не только главным для них, а в силу переходного времени — и главной темой самих фильмов, их сюжетной основой. Первая половина 1990-х годов была ознаменована рядом значительных работ кинорежиссеров среднего поколения и «новой волны», которые уже по настоящему открыли миру кинематографический Казахстан.

Это картины «Кайрат» Дарежана Омирбаева (Приз «Серебряный леопард» МКФ, Турин, Италия; главный приз ФИПРЕССИ — Международной ассоциации прессы, Локарно, Швейцария; приз за лучшее изобразительное решение, МКФ, Ашгабад, Туркмения; Гран-при МКФ, Страсбург, Франция). «Разлучница» и «Голубиный звонарь» Амира Каракулова (Приз ФИПРЕССИ, Москва, РФ; Диплом МКФ, Венеция, Италия; Гран-при МКФ, Таорамин, Италия). «Последние холода» Болата Калымбетова (Приз за режиссуру ФИПРЕССИ — МКФ, Турин, Италия; Диплом жюри — МКФ, Берлин, ФРГ; Диплом МКФ, Киото, Япония; Приз за операторскую работу — МКФ, Миннесота, США) и др. фильмы.

В середине 1990-х годов частным студиям, на которых снималось около половины всех фильмов в республике, стало трудно находить средства. Многие из них были вынуждены свернуть свою деятельность, а государственная политика в области кино пришла к ожидаемому и вполне логичному финалу — заказному кино на историческую тематику.

В 1990–1993 годах в Казахстане выпускалось около 20 художественных фильмов в год. С середины 90-х годов наблюдается спад в производстве фильмов. Однако, несмотря на их небольшое количество, почти все они получили общемировое признание. Среди них — «Жизнеописание юного аккордеониста» С. Нарымбетова, «Слабое сердце» Е. Шинарбаева, «Кардиограмма» Д. Омирбаева, «Тот, кто нежнее» А. Карпыкова, «Последние каникулы» А. Каракулова, «Стрелок Хомучи» В. Пусурманова, в основном снятые на внебюджетные средства и высоко оцененные общественностью. Эти фильмы спасли престиж казахстанского кино в этот период.

Международное признание получило и документальное кино Казахстана. Призерами мировых смотров документального кино стали фильмы «Счастье» Сергея Дворцового (Гран-при в Лейпциге) и «Опыт креста» Владимира Тюлькина (Гран-при в Каннах).

В октябре 1998 года в Алматы проходил 1-й международный кинофестиваль «Евразия», на котором были представлены последние работы казахстанских кинематографистов. Среди документальных фильмов особо выделялась картина режиссера И. Гонопольского «Эйзенштейн в Алма-Ате», которая представляла собой тщательное исследование периода жизни великого кинорежиссера в 1942–1945 годах в Казахстане. Обладателем Гран-при фестиваля стала кинокартина «Бешкемпир» кыргызских авторов — режиссера Актана Абдыкалыкова и оператора Хасана Кыдыралиева. Фильм говорит о том, что, вступая в новое тысячелетие, народные традиции человечества должны приобрести новую окраску. Это фильм о преемственности поколений, нерасторжимых узах родства, роли старшего поколения в духовном становлении своих наследников.

В последнее десятилетие казахское кино развивается в условиях, для которых характерны свобода самовыражения отечественными кинематографистами своего творческого и жизненного кредо.

Сегодня Национальная компания «Казахфильм» имени Шакена Айманова (образована в 2000 году) способна выпускать ежегодно около десяти полнометражных художественных фильмов, способных конкурировать с продукцией других стран на престижных международных фестивалях. Она осуществляет и широкомасштабные международные проекты по совместному производству фильмов с крупнейшими кинокорпорациями, чтобы занять достойное место на кинорынке — внешнем и внутреннем. Но мешают и отсутствие Закона о кино, позволяющего вести равноценный диалог с партнерами и регламентирующего вообще весь кинопроцесс, и отсутствие системы отечественного кинопроката.

Значительным событием кинематографической жизни Казахстана стал выпуск в 2006 году фильма «Кочевник». Режиссеры Сергей Бодров-старший, Иван Пассер, Талгат Теменов представили киноверсию об историческом прошлом казахского народа, связанном с эпохой казахско-джунгарского противостояния. Эпическая лента о драматических страницах истории казахского народа была принята тепло и с пониманием как в Казахстане, так и далеко за его пределами.

В феврале 2007 года компания «Kazakh Cinema Distribution» и банк «ТуранАлем» впервые в Казахстане представили «Золотую коллекцию» казахского кино в подарочном коллекционном сборнике на DVD. Коллекция состояла из 30 восстановленных фильмов, в которых задействованы ярчайшие звезды кинематографа Казахстана и стран СНГ (в коллекции есть фильмы, созданные в сотрудничестве с «Мосфильмом», «Ленфильмом» и «Киргизфильмом»), сотрудничавших с «Казахфильмом» в разное время. «Золотая коллекция казахского кино» — настоящее сокровище, бесценное наследие кинематографистов, спасенное и кропотливо восстановленное после развала Советского Союза. Среди создателей фильмов «Золотой коллекции» Н. Михалков, А. Карсакбаев, К. Ходжиков, Е. Арон, Б. Шамшиев, Б. Мансуров, А. Михалков-Кончаловский, С. Бодров, Р. Нугманов. В фильмах «Золотой коллекции» задействованы актеры Меруерт Утекешова, Асанали Ашимов, Наталья Аринбасарова, Олег Табаков, Виктор Цой, Алика Смехова и многие другие.

Сегодня на смену славной казахской «новой волне» пришли молодые режиссеры. Они пытаются найти пути к массовому зрителю, не жертвуя художественным уровнем. Их имена известны не только в Казахстане: Болат Шарип снял «Святой грех» по Магжану Жумабаеву, Дамир Манабай — «Кек» по повести Абиша Кекилбаева, Рымбек Альпиев экранизировал рассказ Мухтара Ауэзова. Кинокартина «Сардар» Болата Калымбетова участвовала на кинофестивале в Америке и заинтересовала американских прокатчиков. Казахстанскому киноискусству не хватает профессионального менеджмента для продвижения фильмов на международном кинорынке.

На протяжении всех лет независимости Казахстана отечественная кинематография, обладающая немалыми достижениями, вправе рассчитывать на всемерную государственную заботу, как это делается во многих странах, что непременно скажется и на престиже республики, и обернется благом для искусства и всех казахстанских зрителей.

Архитектура

В развитии архитектуры суверенного Казахстана выделяют два периода:

  1. Охватывает первые пять лет (1991–1996) после объявления Независимости и связан с сооружением в Алматы — «Южной столице» — ряда памятников и современных архитектурных комплексов;
  2. Связан с переносом в 1997 году столицы из Алматы в Астану, с широкомасштабным обустройством и перспективным проектированием нового центра государства.

Процесс восстановления государственности в Казахстане нашел отражение в новых архитектурных и мемориальных памятниках в городах Атырау, Туркестан, Семей, Костанай, Караганда, Тараз и др.

Среди архитектурных комплексов конца второго тысячелетия, символизирующих приход независимости и суверенитета на казахстанскую землю, особо выделяются Резиденция Президента (1995) и Монумент Независимости (1996), воздвигнутые на площади Республики в городе Алматы.

Монумент Независимости был открыт 16 декабря 1996 года. Авторами его стали Ш. Валиханов, А. Жумабаев, Н. Далбаев, К. Жарылгапов, К. Сураншиев. Появление столь важного исторического памятника было закономерным явлением. В истории других стран и народов, как правило значительные или судьбоносные исторические события фиксировались возведением колонн, триумфальных арок, монументов (колонны и триумфальные арки в Египте, Вашингтоне, Париже, Риме, Лондоне, Санкт-Петербурге и др.). Монумент Независимости, воздвигнутый на площади Республики в Алматы, отличается тем, что он вобрал в себя судьбоносные страницы казахской истории и отражает прошлое, настоящее и будущее суверенного Казахстана.

На формирование современного облика города Алматы оказали значительное влияние воздвигнутые за годы независимости пятизвездочный отель «Анкара», гостиницы «Рахат-палас», «Астана» и др.

Переход экономики республики на рыночные отношения засвидетельствован в современной архитектуре банков, офисов, торговых комплексов, домов и супермаркетов. Среди последних особо выделяются здания торговой сети «Рамстор», два из которых находятся в Алматы, один — в Астане.

В 2000 году завершена начатая в 1996 году реконструкция одного из интереснейших архитектурных сооружений Казахстана — здания театра оперы и балета имени Абая. В этом здании, которое продолжает быть центром отечественной культуры, уже проведены несколько международных фестивалей и конкурсов.

Согласно задачам, поставленным Президентом страны перед архитекторами, в современном облике новой столицы — городе Астане должны найти отражение все наилучшие достижения культуры Евроазиатского континента.

К первоочередным проектам, осуществленным в Астане относятся: окрестности Центральной площади, включающие резиденцию Президента, администрацию Кабинета Министров, здания парламента и Министерства внутренних дел, комплекс Министерства финансов, жилой микрорайон «Самал», аэропорт, архитектурные комплексы вокруг озера Есиль и др. Здесь возведены здание Дома Правительства, торговый центр «Сити маркет», Дворец спорта, Национальный музей, корпуса Евразийского университета и др.

С целью всестороннего охвата процесса воздвижения новой столицы суверенного Казахстана, в 1998 году был объявлен международный конкурс графических идей для Генерального плана развития Астаны. На конкурс поступило 40 заявок и 27 проектов из разных стран мира. Согласно решению жюри конкурса первое место занял проект известного японского архитектора Кисе Курокавы и его коллег.

В 2000 году по решению ЮНЕСКО отмечалось 1500-летие города Туркестана. К этой дате была приурочена реконструкция всемирно известного мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, создана площадь Есим хана, сооружена гостиница «Яссы», а также открыт комплексный памятник «Караван», символизирующий Великий Шелковый путь.

По мнению специалистов, архитектурные памятники, воздвигнутые за годы независимости Казахстана, можно подразделить на четыре группы:

  1. Памятники предкам и историческим деятелям прошлого. Среди них — мемориальный комплекс Коркыт-ата (Кызылорда), минарет Домалак-ана (Южно-Казахстанская область), мечеть Бекет-ата (Мангистау), мавзолеи Сарайчик, Карасай и Агынтай батыров (Северо-Казахстанская область). Памятники героям казахской истории: Султану Бейбарсу (Атырау), Мухаммеду Хайдару Дулати (Тараз), Абылай хану (Алматы), Абулхаиру (Актобе), Шакщаку Жаныбеку (Аркалык), Каракерею Кабанбаю (Астана), Толе би, Казыбек би и Айтеке би (Астана), Абаю-Шакариму (Семей), Абаю (Астана), мемориал, посвященный подвигам казахов в Отечественной войне против джунгар (трасса Алматы-Ташкент) и др. Появление этих памятников способствует складыванию устойчивого интереса к национальной истории казахского народа.
  2. Тема второй группы памятников периода независимости — Сыны народа. Сюда вошли памятники А. Байтурсынову (Костанай), М. Жумабаеву (Северо-Казахстанская область), С. Торайгырову (Павлодар), Кажымукану (Южно-Казахстанская область), К. Сатпаеву (Алматы).
  3. Третью группу памятников можно обозначить — Герои. К ним относятся ставшие историческими памятники: Б. Момышулы (Тараз, Алматы), Маншук и Алие (Алматы), А. Молдагуловой (Актобе), С. Нурмагамбетову (Кокшетау). К этой же группе относят Мемориальные комплексы памяти жертв политических репрессий в Астане, Таразе, Шымкенте.
  4. Четвертую группу памятников объединяет тема Литература и искусство. За годы независимости воздвигнуты памятники Жамбылу Жабаеву (Алматы), Н. Байганину (Актобе), М. Ауэзову (Шымкент) А. С. Пушкину и Т. Г. Шевченко (Алматы).

Частью реального содержания независимости стало создание новой столицы Казахстана — набирающего темпы города будущего — Астаны. В июле 2008 года Астана отметила свой 10-летний юбилей. Празднование стало событием мирового значения, о чем свидетельствуют многочисленные визиты гостей из стран ближнего и дальнего зарубежья, информационные блоки мировых телеканалов, радио и периодической печати.

За последние годы принят ряд мер по улучшению культурной инфраструктуры столицы Казахстана. В Астане открыты Казахский музыкально-драматический театр, Президентский центр культуры, включающий в себя музей, библиотеку и концертный зал. Символами новой эпохи в истории столицы стали строительство Ак Орды, Дворца мира и согласия, Национальной библиотеки, киноконцертного зала, цирка — в целом современный архитектурно-культурный ансамбль Астаны.

Заметно изменился за последние годы архитектурный облик многих городов и сел Казахстана, особенно в Алматинской и Акмолинской областях. Появилось множество административных зданий, жилых комплексов, отражающих в своем облике реалии и перспективы развития страны в будущем.

Изобразительное и прикладное искусство

Культурно-экономические преобразования, происходящие в казахстанском обществе, повлекли за собой изменения и в современном казахском изобразительном и прикладном искусстве. Наряду с традиционными, здесь наблюдаются новые течения: авангардизм, модернизм, неоавангардизм и другие.

Школа изобразительного искусства Казахстана представлена творчеством К. Тельжанова, М. Кенебаева, Н. Нурмухамедова, Е. Сидоркина, Н. Гаева, Х. Наурызбаева, С. Мамбеева, С. Романова и других художников старшего поколения. В настоящее время продолжают интегрировать связь с традиционным искусством известные художники: Д. Алиев, К. Дуйсенбаев, А. Дузельханов, К. Каметов, Г. Маданов, А. Есимбаев и др.

Одними из культурных непреходящих ценностей являются народные ремесла. Ярчайшими представителями декоративно-прикладного искусства в свое время были М. Ниязов, С. Салыкбаев, С. Азербавеа, А. Акылбекова, А. Аблаева, К. Сатанова, которые продолжали традиции предков. В годы независимости достойно продолжает развивать эти традиции целая плеяда современных художников-прикладников, в том числе Д. Чокпаров, Б. Заурбекова, А. Бапанов, С. Бапанова, Б. Алибаев, Ж. Турдыгулов и другие.

За последние годы были проведены различные выставки и конкурсы мастеров прикладного искусства: традиционный конкурс музыкальных инструментов «Укили домбра», республиканский конкурс «Дизайн вчера, сегодня, завтра», конкурсы-выставки «Зергер-», городские конкурсы декоративно-прикладного искусства, а также выставки декоративно-прикладного искусства и дизайнеров Средней Азии и Казахстана, лауреатами которых стали Ж. Турдыгулов, Б. Алибаев, Н. Оканов, А. Тежекенов и многие другие.

В истории мировой культуры особое место занимает мода. Она, как правило, балансирует на грани высокого искусства и утилитарного использования в повседневной жизни. В годы независимости художники-модельеры Казахстана обратились к принципам активного творческого поиска. Союз «искусство-мода» стал осмысливаться с точки зрения социальных потребностей общества, где на первый план вышли идеи неповторимости и своеобразия культурного наследия казахского народа. С 1995 года в Казахстане существует свой международный фестиваль моды — «Сезон Востока», который собирает ведущих модельеров с разных концов мира. В то же время «Сезон Востока» создает значительные возможности для раскрытия талантов и способностей начинающих модельеров. Участие в фестивале для них стало стимулом для того, чтобы стать кутюрье с мировым именем. Фестиваль стал служить делу взаимодействия и взаимообогащения культур различных народов планеты, он является символом открытости миру культуры и богатых традиций казахского и других народов Республики Казахстан.

С 2000 года в Казахстане проводятся ежегодные выставки центра современного искусства фонда «Сорос-Казахстан». Выставка функционирует как исследовательская, образовательная и часть Международной сети ICAN (International Contemporary Art Network — Международная сеть современного искусства). Цель выставки — поддержка направлений, редко выставляемых в стране, требующих теоретических и практических исследований. К ним относятся видео- и арт-медиа как редкие виды искусства в нашей стране. Например, на второй выставке «Коммуникации: опыт и взаимодействия», состоявшейся 22–28 сентября 2000 года в Центре делового сотрудничества «Атакент» (г. Алматы), было представлено 43 казахстанских и 17 проектов художников из Венгрии, Украины, Болгарии, России и других стран. 12 арткритиков из 7 зарубежных стран участвовали в дискуссиях и «круглых столах».

К 10-летию независимости Казахстана была приурочена выставка «Жигер-2001», состоявшаяся 4 июля 2001 года в Музее искусств имени А. Кастеева. В экспозиции было представлено 150 произведений 112 молодых художников республики — из Алматы, Астаны, Атырау, Шымкента, Тараза. Среди множества представленных картин предпочтение отдавалось тем, в которых не было агрессии, а было много света и творческих открытий, прослеживалась преемственность классического направления и новых течений в изобразительном искусстве.

В 2005 году Государственный музей искусств имени А. Кастеева отметил свое 70-летие. В честь юбилея были обновлены старые экспозиции и открыты новые, такие как «Графика и скульптура Казахстана», «Современное прикладное искусство Казахстана», «Искусство Казахстана 40–90-х годов». В «Акварельном зале» была открыта выставка, на которой посетители смогли увидеть «Дворик», «Портрет художника А. Накисбекова», «Автопортрет» директора музея Б. Е. Уморбекова, «Облака», «Вечер» заместителя директора А. Ж. Джадайбаева, вышитых крестом динозавров Л. Е. Набиулиной, вышивки на войлоке Л. И. Калимовой. Современное искусство было представлено конструкциями Г. Трякина-Бухарова, таксидермией (изготовление чучел животных) Е. Мельдибекова, фризом (декоративная композиция в виде горизонтальной полосы) из фотографий Е. Воробьевой, работами Р. Хальфина, В. Воробьева и других.

К 15-летию независимости Казахстана была приурочена конференция «Современное прикладное искусство Казахстана», ставшая своеобразным итогом развития данного направления отечественной культуры. Приуроченная к юбилею выставка картин, произведений скульптуры, графики и изделий прикладного искусства проходила под названием «Художники Казахстана ко Дню Независимости». Материалы конференции и выставки свидетельствовали о достижениях и перспективах современного изобразительного и прикладного искусства Казахстана, для которого в последние годы стали характерны многообразие поисков и творческих решений.

Последние годы в развитии различных жанров и направлений отечественной культуры были отмечены новым рывком в понимании задач культурного развития как со стороны государства, так и народа Казахстана. Успехи Казахстана в области социально-экономических и политических реформ неминуемо сказались на культурных процессах. Если в первые годы независимости историческая миссия культуры была направлена на укрепление основ возрожденной государственности казахского народа, то сейчас ее задачи состоят в определении места Казахстана в системе современных мировых культурных процессов. Стратегия страны на вхождение в число 50 наиболее развитых стран мира определяет и горизонты перспектив культуры современного Казахстана.

Современная информационная культура. Средства массовой информации

Под средствами массовой информации понимаются периодические и непериодические издания, радио- и телепрограммы, адресованные массовой аудитории, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернет, мобильная связь, кабельное телевидение и пр.). Значение информации в жизни современного общества огромно. Средства массовой информации (СМИ) называют «четвертой властью» (после законодательной, исполнительной и судебной), так как они играют важную роль в эффективном функционировании политической системы в современном информационном мире.

Законодательной основой функционирования СМИ является Конституция Республики Казахстан 1995 года, гарантирующая свободу слова и массовой информации (Ст.20) и закон «О печати и других средствах массовой информации», принятый в 1991 и 1999 годах и определивший пути развития казахстанской прессы в новых условиях. Гарантируя свободу слова, Конституция Республики Казахстан не допускает пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

Если до обретения суверенитета выходило 5–6 республиканских газет, несколько ведомственных и официальных изданий, то сегодня их количество составляет более тысячи. К примеру, в 1998 году выходило 1334 газеты, 280 журналов, функционировало 202 телекомпании, 74 телерадиокомпании и 80 радиокомпаний. Негосударственных было: газет — 642, журналов — 149, радиокомпаний — 69. Только 26 республиканских изданий находятся на бюджете: это в основном детские, учебные и литературные издания, а также газеты малых народов — уйгурская, корейская, немецкая, украинская. Казахоязычные издания также нуждаются в государственной поддержке, так как у них нет возможности существования за счет региона.

В 2008 году в Казахстане зарегистрировано 8248 средств массовой информации (активно действуют 2513 СМИ), 212 электронных средств массовой информации, распространяются 2392 средств массовой информации иностранных государств, а так же зарегистрировано более 9000 доменных имен в домене KZ.

Казахстан придерживается мнения, что обеспечение прав и свобод граждан в получении и распространении информации является необходимым условием построения демократического государства. Сегодня можно констатировать, что в Казахстане сформированы основные, существенные элементы информационного рынка. К ним можно отнести появление доминирующего сегмента негосударственных СМИ, значительную дифференциацию информационного тематического поля, создание и работу достаточно крупных медиакомпаний.

85% СМИ являются неправительственными. Владельцами 159 СМИ являются общественные ассоциации. 11 изданий принадлежат политическим партиям и движениям и 10 — религиозным организациям.

Начало становления национального информационного пространства ознаменовалось активностью национальных движений за самоопределение. Внимание творческой интеллигенции было обращено на истоки национальной культуры, историческое прошлое народа. Приоритетными направлениями в освещении проблемы в СМИ были независимость, целостность территории Казахстана, языковая проблема и т. д.

К общенациональным информационным СМИ относятся, прежде всего, ежедневные газеты «Егемен Қазақстан», «Казахстанская правда», «Жас Алаш», «Экспресс К», «Юридическая газета», еженедельники «Қазақ әдебиеті», «Туркестан», «Новое поколение», «Деловая неделя», «Ана тілі». К журналам, имеющим общереспубликанское значение, могут быть отнесены: «Простор», «Ақиқат», «Мысль», «Жұлдыз». К общереспубликанскому уровню электронных СМИ относятся «Казахстан-1», «Хабар», «КТК», «НТК», «Европа плюс — Казахстан», «Радио НS», «Караван».

В советский период СМИ, в частности печатная пресса, содержательно не очень отличались друг от друга. Сегодня происходит процесс резкой дифференциации печатных масс-медиа по их содержанию, направленности, качеству. Печатные СМИ в отличие от радио- и телеканалов освещают события и процессы менее оперативно, но более обстоятельно и полно.

В условиях рыночной конкуренции и демократизации информационной сферы многие негосударственные СМИ являются лидерами рейтинга по популярности на отечественном информационном рынке. К таким относятся печатные издания «Караван», «Время», «АиФ-Казахстан», «НП — новое поколение», «Деловая неделя», «Экспресс К», «Панорама», электронные СМИ — КТК, НТК, Агентство «Хабар», «Радио НS», «Европа плюс» — Казахстан. Заметно изменяется качественное состояние многих СМИ, усиливается содержательная направленность публикаций. Наряду с основными направлениями, общественно-политическим и информационным, значительно выросло количество детских, женских, рекламных, молодежных изданий. Впервые в стране появились СМИ религиозной тематики: «Ислам және өркениет» («Ислам и цивилизация»), «Иман» («Вера»), «Ислам», «Шапағат – Нұр» («Покровительство света»).

По состоянию на 20 марта 2006 года в Республике Казахстан действуют 212 электронных средств массовой информации. Пл данным АО «Казтелерадио» охват территории телевизионными и радиопрограммами республиканских каналов в настоящее время составляет: «Хабар» — 95,7%; «Казахстан» — 96,25%; «Ел арна» — 75,5%; «Первый канал — Евразия» — 78,6%; Казахское радио — 86,99%. Также национальный спутниковый канал «CaspioNet» распространяется на территории Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и северной части Африки. Потенциальная аудитория канала — 99 миллионов телезрителей. Канал вещает 24 часа в сутки — непрерывно.

Распространение областных теле- и радиопрограмм будет осуществляться по спутниковым каналам в рамках действующей на территории Республики Казахстан Национальной сети спутникового телерадиовещания (НССТ), до полного же его ввода в некоторых регионах подача программ областного телевидения и радио доставляется по сохранившимся наземным радиорелейным линиям.

В Казахстане динамично развиваются Интернет и кабельное телевидение. Современные информационные технологии широко используются на информационном рынке. Национальные ТВ и радиостанции транслируются через национальную спутниковую систему. На всей территории Республики посредством кабельного и спутникового каналов транслируются программы BBC, CNN, Deutsche Welle, радиостанции «Свобода», польского канала Polonia, российские и другие теле- и радиоканалы.

В Министерстве иностранных дел Республики Казахстан аккредитованы более 150 представителей зарубежных СМИ из 20 стран, включая такие самые крупные новостные агентства, как BBC, Associated Press, Интерфакс, France Press, Reuters, ITAR-TASS. Разнообразие тем, изданий и языков способствует быстрому развитию СМИ.

В стране плодотворно работают такие общественные объединения по защите прав журналистов, как Конгресс журналистов Казахстана, Союз журналистов Казахстана, Ассоциации телерадиовещателей Казахстана, представительства международных организаций: ОБСЕ, Международного бюро по правам человека, Internews network, «Әділ сөз» и другие.

В освещение тематики о правах человека в Казахстане вовлечены 60 республиканских печатных изданий, информационное агентство «Казинформ», телеканалы «Казахстан», «Хабар», «31 канал», «Эра ТВ», «Рахат ТВ», выполняющие государственный заказ на проведение государственной информационной политики. При формировании государственного заказа были предусмотрены следующие тематические направления:

Общий объем данных тематических направлений составлял 1110 часов на каналах «Хабар» и «Казахстан», 720 часов на Казахском радио, 830 часов по линии «CaspioNet».

В настоящее время с целью выработки оптимальной модели деятельности СМИ на основе принципов свободы слова и независимости, проводится целенаправленная работа по взаимодействию с общественными объединениями, ассоциациями, международными организациями, институтами масс-исследований по вопросам развития средств массовой информации.

Республика и ее организации и граждане активно представлены в сети Интернет, и уже существует устойчивый термин для обозначения казахстанского интернет-пространства – «Казнет» (Қазнет, Kaznet). Здесь кипит бурная жизнь: на форумах обсуждаются самые злободневные вопросы местного и общенационального масштаба, блогеры выкладывают свои дневники и видеоролики и обмениваются впечатлениями о последних событиях общественной и культурной жизни, однокашники и единомышленники находят друг друга через социальные сети, а на виртуальных форумах «тусуются» пользователи всех возрастов. В целом по итогам 2007 года каждый восьмой житель страны имеет доступ в Интернет.

Президент Н. Назарбаев и руководство страны – активные пользователи Всемирной сети. Достаточно упомянуть находящийся в открытом доступе официальный сайт Президента, его участие в ставших традиционными онлайновых интернет-конференциях, где он отвечает на вопросы соотечественников, и поистине революционное начинание – мониторинг работы государственных органов и организаций социальной сферы в режиме онлайн по карте страны на персональном компьютере президента. В ближайших планах – создание «электронного правительства», которое поможет установить прямой диалог населения с чиновниками и искоренить коррупционные проявления. Президент Н. Назарбаев инициировал и еще один интереснейший проект: в сентябре 2007 года первым среди лидеров СНГ он провел интернет-урок новейшей истории для учащихся 1000 школ Казахстана.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Панорама культуры периода Независимости