Казахстанская модель инновационного образования

Индустриализация на основе инноваций стала новым ценностным ориентиром общества. Мировые эксперты прогнозируют острый дефицит квалифицированных кадров. Согласно прогнозам, к 2020 году мировой рынок труда будет дополнительно нуждаться в 40 миллионах работников с высшим образованием и 45 миллионах специалистов с профессионально-техническим образованием. Дефицитными будут профессии инженеров, врачей, химиков, биологов и других «точных» и «естественных» наук. Таким образом, знания рассматриваются как экономический ресурс государства, фактор производства.

Сегодня национальная система образования модернизируется, приближаясь к международным стандартам. В течение последних трех лет Казахстан находится в четверке лидеров по Индексу развития образования ЮНЕСКО среди 129 стран мира.

Раскрытие юных талантов обеспечило стремительный рост количества наград, завоеванных казахстанскими школьниками на международных интеллектуальных состязаниях. Если в 1998 году они завоевали всего 8 медалей, то 2012 году уже 957, почти в 120 раз больше.

С 1993 годаработает программа «Болашак», ставшая первым краеугольным камнем в реализации казахстанской модели инновационного образования. В сфере дошкольного образования реализуется программа «Балапан».

Дошкольное образование — закладывает основу для формирования многогранной личности в будущем. Число дошкольных организаций увеличилось более чем на 3,5 тысячи, охват детей возрос с 36 до 65%. К 2020 году необходимо достичь 100-процентного охвата детей дошкольным образованием, модернизация которого должна продолжаться:

на основе передового международного опыта будут внедряться современные инновационные методики и креативные технологии обучения в дошкольном воспитании и обучении;

будут разработаны системные предложения на предмет охвата дошкольным образованием детей;

на уровне дошкольного образования будет внедряться трехъязычное обучение. Так будет выстраиваться система овладения языками: азы — на уровне детского сада, в школе — базовый уровень, в университете или колледже — профессиональный язык по специальности.

Среднее образование- внедрение 12-летнего обучения;разработка новых образовательных стандартов; улучшение инфраструктуры среднего образования, ликвидация трехсменки.

До конца 2014 года будет построено 522 новые школы. Активно развивается сеть Интеллектуальных школ, опыт которых поэтапно будет распространен на всю систему среднего образования.

Для продвижения передовых технологий в среднем образовании внедряется электронное обучение. В 2012 году оно внедрено в 581 школе. Дети из сельских школ, дети с ограниченными возможностями могут иметь доступ к учебным материалам. Особое внимание уделяется повышению квалификации учителей и их материальному стимулированию. Предусмотрена новая трехуровневая программа переподготовки педагогов, разработанная на основе лучших педагогических практик. В течение ближайших 5 лет 120 тысяч учителей пройдут обучение по новой программе повышения квалификации.

В Казахстане создается сеть колледжей мирового уровня — флагманов развития в профессионально-техническом образовании. На их базе будут апробированы корпоративная форма управления учебных заведений с участием бизнеса, новые образовательные стандарты и международная аккредитация учебных программ. В 2014 году должны начать свою работу новые колледжи в Астане и Алматы, Межрегиональный центр профессионально — технического образования в городе Атырау.

Высшее образование — успешные университеты, это, в первую очередь, те ВУЗы, которые имеют статус автономности, академической свободы и ориентированы на научно-исследовательскую деятельность.

В соответствии с этими принципамиосуществляет свою деятельностьНазарбаев Университет. Этот опыт необходимо транслировать и на другие ВУЗы страны. Назарбаев Университет должен стать интеллектуально — инновационным кластером (объектом, обдающим определенными свойствами). Для этого необходимо:

с учетом международного опыта создать при нем специальную экономическую зону;

активизировать работу по созданию индустриальной высокотехнологичной площадки с отраслевыми научно-исследовательскими институтами национальных компаний. Национальные компании «Казатомпром» и «Казкосмос» создают рядом с Университетом научно-производственные центры по солнечной энергетике, космическим технологиям;

для устойчивого развития кластера в долгосрочной перспективе необходимо выделить дополнительные площади для Университета;

активизировать сотрудничество науки и бизнеса — Центра инжиниринга, работающего по заказам индустриальных предприятий. В мире есть хорошие примеры такого сотрудничества. Так, в США в начале 80-х годов прошлого века была запущена программа Национального научного фонда по созданию совместных центров между индустрией и университетами. В настоящее время успешно работают около 50 таких центров, в которых задействовано более 700 профессоров, порядка 800 аспирантов и 200 студентов. За время работы центров в них были разработаны порядка 1000 прорывных технологий;

создать такие элементы инновационной инфраструктуры, как технопарк, бизнес-инкубатор, центр коммерциализации и трансферта технологий, венчурных фондов.

Необходимо продолжить работу по развитию исследовательских вузов в Казахстане. В развитом мире большая часть инноваций приходится на университетскую науку и результаты работы офисов коммерциализации при университетах. В университетах обучают молодых людей курсам предпринимательства, инновационного менеджмента, что необходимо любому ученому, желающему получить финансовую выгоду от результатов своих исследований. Забота университета — создать всю необходимую эффективную инфраструктуру для коммерциализации результатов науки.

Именно такой подход станет источником качественного человеческого капитала, основой формирования экономики и общества знаний.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Казахстанская модель инновационного образования