Проект «Новый Шелковый Путь» (Программа «Казахстан – Новый Шелковый Путь»)
«Новый Шелковый путь» — проект, в котором Казахстан совместно с зарубежными мировыми корпорациями, региональными партнерами стремится создать и развить сухопутную транспортировку товаров и услуг. Этот маршрут предоставит безопасный транзитный коридор, который позволит составить альтернативу другим вариантам для торговли между Востоком и Западом. Казахстан должен стать «своеобразным мостом между Европой и Азией», возродив тем самым «свою историческую роль» (Н. Назарбаев).
В 2010 году транзит грузов по территории Казахстана составлял 15 миллионов тонн, в 2011 году — 16,5 миллионов тонн. Согласно проекту «Новый Шелковый Путь», к 2020 году объем транзитного грузопотока по территории республики должен возрасти в два раза и в дальнейшем вырасти до 50 миллионов тонн.
Казахстан занимает геостратегическое положение в Евразии, обладая доступом, как к близлежащим, так и отдаленным рынкам. Это способствует развитию транспортно-логистической системы. Транспортно-логистическая система — это система конкурентного транспортного сервиса, предполагающая свободу выбора потребителями необходимых им услуг. Такая система включает в себя несколько участников, действия которых должны быть скоординированы и направлены на получение наиболее эффективного общего результата для удовлетворения интересов потребителей услуг и каждого участника системы. Так проект «Новый Шелковый Путь» будет основан на реализации «принципа 5С — скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность».
Для реализации проекта «Новый Шелковый Путь» есть все условия:
Современный Новый Шелковый Путь — это своего рода «дорожная карта», нацеленная на активизацию инфраструктурного строительства, и развитие взаимовыгодных торговых отношений.
Транспорт и логистика (наука, занимающаяся организацией рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, созданием инфраструктуры товародвижения) являются важной составляющей экономического пояса Шелкового пути.
Если в древности грузы перевозили караваны верблюдов, то теперь инфраструктура современная — авиалинии, железные дороги, автотрассы и нефтегазовые трубопроводы.
К примеру, экономические перспективы железнодорожной инфраструктуры – это:
Протяженность железнодорожной линии по территории Казахстана составляет 146 км. Это линия представляет не только улучшение транспортной инфраструктуры, но и влечет за собой создание возможности для стран эффективной торговли и обмена.
Одним из значимых шагов в этом направлении является создание на базе АО «Казахстан темiр жолы» национальной транспортной логистической компании международного уровня – базового оператора программы «Казахстан – Новый шелковый путь». Транспортная отрасль должна стать ключевым драйвером экономического роста, как для Казахстана, так и для всего Евразийского региона.
Для достижения поставленной цели правительством уже разработана программа развития транспортной инфраструктуры до 2020 года. Проводятся мероприятия по интеграции в единый комплекс железнодорожной, автодорожной, портовой и аэропортовой инфраструктур. Ведется работа по строительству новых автомобильных и железнодорожных линий, оптимизирующих конфигурацию международных коридоров по направлению Восток – Запад и Север – Юг".
Одним из стратегических звеньев «Нового Шелкового Пути» станет транспортный коридор, который соединит Китай, Туркменистан, Иран и страны Персидского залива посредством новой железнодорожной линии Узень – Горган. Согласно предварительным оценкам, потенциал этого направления превышает 15 млн. тонн грузов в год. Таким образом, планы по реализации стратегии «Нового Шелкового Пути» предполагают развитие сотрудничества с железнодорожными и морскими администрациями Азербайджана, Грузии, Турции, Ирана и странами Балканского полуострова. Потенциал транспортных коридоров, проходящих по территории этих стран, значительно возрастает с учетом реализации проекта строительства железной дороги Жезказган – Бейнеу, расширения порта Актау, завершения сооружения железнодорожного участка Карс – Ахалкалаки, а также ввода в эксплуатацию туннеля через пролив Босфор.
На II Международном транспортно-логистическом бизнес-форуме (07.11.2013, Астана) было подписано соглашение о создании Коалиционного комитета, главная задача которого — развитие транскаспийского международного транспортного маршрута с участием железнодорожных и морских администраций Казахстана, Азербайджана и Грузии.
Как сказал президент Н. Назарбаев: «Возрождение древнего Шелкового пути будет способствовать экономическому, социальному развитию, политической стабильности и, в конечном итоге, прогрессу, процветанию, миру во всех странах, расположенных вдоль его маршрута».