Новый Шелковый Путь

Проект «Новый Шелковый Путь» (Программа «Казахстан – Новый Шелковый Путь»)

«Новый Шелковый путь» — проект, в котором Казахстан совместно с зарубежными мировыми корпорациями, региональными партнерами стремится создать и развить сухопутную транспортировку товаров и услуг. Этот маршрут предоставит безопасный транзитный коридор, который позволит составить альтернативу другим вариантам для торговли между Востоком и Западом. Казахстан должен стать «своеобразным мостом между Европой и Азией», возродив тем самым «свою историческую роль» (Н. Назарбаев).

В 2010 году транзит грузов по территории Казахстана составлял 15 миллионов тонн, в 2011 году — 16,5 миллионов тонн. Согласно проекту «Новый Шелковый Путь», к 2020 году объем транзитного грузопотока по территории республики должен возрасти в два раза и в дальнейшем вырасти до 50 миллионов тонн.

Казахстан занимает геостратегическое положение в Евразии, обладая доступом, как к близлежащим, так и отдаленным рынкам. Это способствует развитию транспортно-логистической системы. Транспортно-логистическая система — это система конкурентного транспортного сервиса, предполагающая свободу выбора потребителями необходимых им услуг. Такая система включает в себя несколько участников, действия которых должны быть скоординированы и направлены на получение наиболее эффективного общего результата для удовлетворения интересов потребителей услуг и каждого участника системы. Так проект «Новый Шелковый Путь» будет основан на реализации «принципа 5С — скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность».

Для реализации проекта «Новый Шелковый Путь» есть все условия:

  1. Выгодное географическое положение;
  2. Постоянный рост грузопотоков;
  3. Прямой доступ к рынкам стран Таможенного союза;
  4. Благоприятный инвестиционный климат.

Современный Новый Шелковый Путь — это своего рода «дорожная карта», нацеленная на активизацию инфраструктурного строительства, и развитие взаимовыгодных торговых отношений.

Транспорт и логистика (наука, занимающаяся организацией рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, созданием инфраструктуры товародвижения) являются важной составляющей экономического пояса Шелкового пути.

Если в древности грузы перевозили караваны верблюдов, то теперь инфраструктура современная — авиалинии, железные дороги, автотрассы и нефтегазовые трубопроводы.

К примеру, экономические перспективы железнодорожной инфраструктуры – это:

  1. Возле железных дорог всегда процветает жизнь, люди находят работу, развивается собственная страна.
  2. Развивается торговля между тремя странами (Казахстан, Россия, Китай).
  3. Развивается транзит во все другие страны мира.

Протяженность железнодорожной линии по территории Казахстана составляет 146 км. Это линия представляет не только улучшение транспортной инфраструктуры, но и влечет за собой создание возможности для стран эффективной торговли и обмена.

Одним из значимых шагов в этом направлении является создание на базе АО «Казахстан темiр жолы» национальной транспортной логистической компании международного уровня – базового оператора программы «Казахстан – Новый шелковый путь». Транспортная отрасль должна стать ключевым драйвером экономического роста, как для Казахстана, так и для всего Евразийского региона.

Для достижения поставленной цели правительством уже разработана программа развития транспортной инфраструктуры до 2020 года. Проводятся мероприятия по интеграции в единый комплекс железнодорожной, автодорожной, портовой и аэропортовой инфраструктур. Ведется работа по строительству новых автомобильных и железнодорожных линий, оптимизирующих конфигурацию международных коридоров по направлению Восток – Запад и Север – Юг".

Одним из стратегических звеньев «Нового Шелкового Пути» станет транспортный коридор, который соединит Китай, Туркменистан, Иран и страны Персидского залива посредством новой железнодорожной линии Узень – Горган. Согласно предварительным оценкам, потенциал этого направления превышает 15 млн. тонн грузов в год. Таким образом, планы по реализации стратегии «Нового Шелкового Пути» предполагают развитие сотрудничества с железнодорожными и морскими администрациями Азербайджана, Грузии, Турции, Ирана и странами Балканского полуострова. Потенциал транспортных коридоров, проходящих по территории этих стран, значительно возрастает с учетом реализации проекта строительства железной дороги Жезказган – Бейнеу, расширения порта Актау, завершения сооружения железнодорожного участка Карс – Ахалкалаки, а также ввода в эксплуатацию туннеля через пролив Босфор.

На II Международном транспортно-логистическом бизнес-форуме (07.11.2013, Астана) было подписано соглашение о создании Коалиционного комитета, главная задача которого — развитие транскаспийского международного транспортного маршрута с участием железнодорожных и морских администраций Казахстана, Азербайджана и Грузии.

Как сказал президент Н. Назарбаев: «Возрождение древнего Шелкового пути будет способствовать экономическому, социальному развитию, политической стабильности и, в конечном итоге, прогрессу, процветанию, миру во всех странах, расположенных вдоль его маршрута».

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Новый Шелковый Путь