Карасай Батыр (1598–1671 гг.)

Карасай Батыр (1598–1671 гг.)

Карасай Алтынайулы родился в 1598 году в Жетысу. Его отец Алтынай, по преданиям, обладал даром предвидения. Говорят, однажды он предсказал холодную зиму и джут, но в ханской ставке ему не поверили. Тогда юный Карасай, по совету отца, угнал весь свой скот в прибалхашские степи, богатые тугайные низовья рек Или и Каратал. Зима, действительно, оказалась страшной. Во время джута погиб почти весь скот. Карасай же весной пригнал многочисленные стада с приплодом. Мудрый Алтынай сказал сыну: «Нельзя оставлять людей в беде. Садись-ка, сын мой, на своего аргамака и проедь три раза через стадо овец, косяки лошадей и верблюдов. По правую сторону будет наше, по левую – хана, а среднюю часть отдай сородичам». Все произошло так, как сказал отец, и семья Алтыная не осталась в накладе.

Батыр Карасай Алтынайулы приходился правнуком бесстрашному батыру Шапрашты и происходил из племени шапрашты рода Ескожа, которые считались самыми воинственными в Жетысу. На знамени и доспехах воинов этого рода была изображена голова волчицы, которая согласно тюркской легенде, спасла и выходила истекающего кровью воина.

Карасай батыр совершил много подвигов и был хорошо известен не только в казахской степи, но и за ее пределами. Первый свой подвиг совершил Карасай, когда ему было семнадцать лет. На быстроногом тулпаре ворвался он, во время одной из битв, в стан врага, и водрузил знамя на горе Суыктобе. После этой победы боевым кличем у казахов племени шапрашты стал Карасай. В 1643 году Карасай принял участие в Орбулакском сражении, возглавленном ханом Жангиром и Жалантос батыром. В войнах 1652 он был одним из командующих казахскими войсками. Немало джунгарских воинов нашли смерть от меча Карасая. Он был главным военным советником хана Есима. Именно Карасай вместе с другими батырами впервые разработали военную стратегию и тактику ведения оборонительной войны в пределах собственной территории. Они создавали подвижные отряды из отборных молодых воинов, способных сутками скакать на конях, не сходя с них ни для сна, ни для еды. Каждый воин имел при себе по два запасных коня и продукты в виде вяленого мяса, курта и кумыса.

Территория казахских земель была условно разделена на четыре сектора. За юго-восточный сектор отвечал отряд Карасай батыра, за северо-восточный сектор – отряд Агынтай батыра, за северо-западный сектор – отряд Аманжол батыра, за юго-западный сектор – отряд Жалантос батыра. Карасай осуществлял координацию всех отрядов. Кроме того, батыр отвечал за то, чтобы по всему периметру границ казахских земель были возведены высокие сторожевые курганы, которые служили для сигнального оповещения населения об опасности: в случае приближения противника на них зажигали костры. Карасай батыр изучил всю территорию, чтобы предусмотреть наиболее вероятные места концентрации сил противника в случае агрессии, а также скрытые удобные для неожиданного появления подходы к этим местам. Он неизменно придерживался «тактики стрелы», о которой говорил: «Поражать противника, как стрела, неожиданно прилетевшая из неведомого далека». Карасай предпочитал прежде изучить все особенности местности и только потом ввязываться в бой.

Карасай батыр оставил после себя блестящую школу военных топографов-стратегов. Их талант особенно развернулся в 20–30-е годы XVIII века, когда война с джунгарами развернулась в полную силу. Отряды Жанибек тархана и Наурызбай батыра не знали поражения. Они прекрасно использовали знание местности, что позволяло наносить внезапные удары по врагу и неожиданно исчезать на глазах изумленного противника. Это позволяло выигрывать решающие сражения, несмотря на превосходящие силы джунгар и наличие у них большего количества огнестрельного оружия.

Карасай батыр не различал казахов по жузам, родам и общинам. Для него существовали единый народ, единое Отечество, священные рубежи Родины, сохранности которых он посвятил свою жизнь. И состарившись, батыр жил чаяниями своего народа. Он учил молодых военному искусству, решал мирские споры. В 1669 году в составе казахского посольства Карасай отправился в Россию. Целью переговоров было установление добрососедских отношений с Российской империей и покупка оружия.

В 1671 году, в возрасте 73 лет, Карасай батыр переселился в мир иной, оставив достойных сыновей: Ауеза, Отепа, Кошека, Туркпена…

Мощь и безудержная отвага Карасай батыра передались и его потомкам. Батыры XVII-XIX веков: Кастек, Сураншы, Караш, Саурык, Самсы, Жапек, Сыпатай, Даулет, Каумен – прямые потомки Карасай батыра. Их воспел в эпосе «Карасай батыр» акын Суюнбай и акын Жамбыл в эпосе «Сураншы батыр».

Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Исторические личности
Карасай Батыр (1598–1671 гг.)