Кожагулулы Биржан Сал (1834–1897 гг.)

Кожагулулы Биржан Сал (1834 — 1897 гг.)

Биржан сал Кожагулулы — видный казахский поэт, композитор, родился в окрестностях Кокшетау. Биржан как талантливый певец, прекрасно владеющий домброй, рано стал известен в народе. Он создал неповторимые музыкально-поэтические произведения, много ездил по аулам, участвовал во многих состязаниях. Собрав вокруг себя талантливую молодежь, поэт создал самостоятельный кочевой театр.

Биржан сал выступал против господствовавших патриархальных обычаев. Жизнь поэта была полна трудностей и лишений. Подвергшись преследованиям, став жертвой межродовых столкновений, он заболел и умер в 1897 году.

В произведениях Биржана главное место занимает тема любви. Среди таких произведений можно назвать «Ғашығым», «Ғашык жар», «Ләйлiм-шырақ» и др. В песне «Орынбор әнiнде» поэт воспевает домбру, своего духовного спутника. В песнях «Жанбота», «Адасқақ» поэт разоблачает таких волостных как Азнабай и Жанбота, притесняющих народ. Стихи поэта «Жамбас сипар», «Темиртас» и другие полны печали и тоски. До наших дней дошли свыше 40 стихотворений Биржана. Известно, что он был большой мастер в искусстве поэтических состязаний. К лучшим проявлениям творчества в этом жанре относится его состязание с Сарой Тастанбековой, для встречи с которой он специально приезжал в Жетысу. Стихотворения Биржана подняли национальное искусство на новый уровень. Народ, высоко оценивший поэтико-музыкальную одаренность Биржана, дал ему дополнительное имя — сал. Сал в своем творчестве объединил песенные, поэтические, драматические жанры искусства. Биржан сал оставил после себя известных учеников, таких как Акан сери Корамсаулы, Жаяу Муса Байжанов, Асет Найманбаев, Балуан Шолак Баймурзин, Доскей Алимбаев, Култума Сармуратов.

Поэты, путешествуя по аулам, поднимали дух и настроение людей, исполняя свои произведения то в одиночку, то дуэтом и даже хором.

Летний солнечный месяц 1865 года. На зеленой траве у подножья Кокшетау поставлены белые юрты, занимающие огромную площадь. Причиной тому был ожидавшийся приезд генерал-губернатора из Омска, тогдашней столицы Сары Арки. Эта весть достигла всех ближайших поселений, народ день-деньской был

в хлопотах. Особенно беспокоились волостные и старшины. Каждому хотелось выглядеть не хуже других, поставить юрту как следует, оказать гостям торжественный прием. Среди всех волостных этого края особо выделялись Азнабай и Жанбота. Азнабай — сын известного бая Коныркожи, а Жанбота, по словам Биржана сала, «самый важный чин из восьми волостных».

После обеда со стороны юрт Жанботы послышалось пение. Все люди, узнав голос Биржана сала, устремили в ту сторону взоры и слух. Не только простые люди, а все, особенно молодые парни и девушки, стали стекаться туда. Это не понравилось волостному Азнабаю, который хотел быть во всем «выше» Жанботы. Азнабай попробовал было уговорить Жанботу, что это, мол, ты затеял развлечения раньше, чем приехал генерал — губернатор? Соперничавший с ним Жанбота уперся: «Я здесь не причем. Биржан сал поет по просьбе молодежи». Посредники пробовали обратиться к хозяину юрты, где находился Биржан. «Пусть Биржан подождет приезда генерал-губернатора». Но тот тоже не соглашался: «Народ собрался, ждет. Что же им пыль пускать в глаза вместо песен?» Разозлившийся Азнабай послал вестового, известного своей грубостью и рукоприкладством, с требованием остановить Биржана. Вестовой попытался отнять у него домбру. Биржан не отдал домбру, на что вестовой ответил ему ударом плетки. Все это закончилось дракой. Биржан, достоинство, которого было задето, тут же, как крик души, сымпровизировал песню «Жанбота», В которой укорял Жанботу, что тот не защитил честь поэта, хотя сам же и пригласил его на торжество. Но даже после этого призыва Жанбота по принципу «ворон ворону глаз не выклюет» не предпринял никаких мер, чтобы заступиться за Биржана. Тогда Биржан написал свою знаменитую «Адасқақ», в которой говорится о том, что в этом мире нет справедливости, не надо угождать и пресмыкаться ни перед кем, каждый должен жить, уважая другого за знания и талант.

После этого события Биржан сал стал ездить по аулам, обошел все уголки казахской земли, как он сам пел: «Я — Биржан, объездил все три жуза». Он был красой и душой любого праздника, везде, где он был, оставлял сочиненные тут же вдохновенные стихи, которые составляют немеркнущую сокровищницу народа. Исполняемые ныне песни «Ләйлiм шырақ», «Teмipтac», «Жайма шуақ», «Айтбай», «Бурылтай», «Айбозым», «Асыл-Ақық», «Керкекiл», «Ақ серкеш», «Мәтi-Дәулен», «Алтын балдақ», «Телқоңыр», «Аққошқар», «Көкек» и другие — это произведения, которые будут жить вечно. Если раньше эти песни исполнялись сольно, то компoзитop Мукан Толебаев использовал многие из них в опере «Биржан — Сара». Также бессмертным народным достоянием является песенное импровизированное состязание великого поэта Арки Биржана и поэтессы Сары, прозванной жетысуйским соловьем.

Великий Абай, лично слушавший Биржана, посвятил его творчеству целый ряд бессмертных стихов.

История Нового времени (XIX – XХ в.в.)
Исторические личности
Кожагулулы Биржан Сал (1834–1897 гг.)