Тлепбергенулы Казангап (1854–1921 гг.)

Казахский народный композитор и исполнитель кюев Казангап Тлепбергенулы родился в 1854 году на территории нынешнего Челкарского района Актюбинской области.

С детства Казангап проявлял интерес к песням и кюям. Еще ребенком он пас скот и в течение десяти лет, находясь при отаре, не расставался с домброй. Будущий композитор научился выражать свои чувства и восприятие мира языком музыки. Его отец, заметив это, изготовил для сына домбру. На формирование жизненного мировоззрения и творческого кредо Казангапа Тлепбергенулы оказали влияние его встречи со многими известными композиторами и исполнителями казахской степи. Казангап, путешествуя по Казахстану, посетил такие города, как Актюбинск, Костанай, Оренбург, Троицк, Челкар, где он выступал перед народом. Эти выступления помогали Казангапу развивать свое композиторское и исполнительское мастерство. Все это способствовало расцвету его таланта, вдохновляло на дальнейшее творчество.

Первый свой кюй Казангап создал в 1875 г., и назвал его «Гнедой конь». В 1894–1895 годах, странствуя по Мангыстау, Казангап сложил кюй «Приди, славный багыр», носивший отпечаток влияния туркменской музыки.

Произведение, в создании которого принимал участие Казангап, — фундаментальный цикл кюев «Ақжелең». Этот цикл представляет собой комплекс инструментальной музыки, состоящий из кюев различных композиторов. 62 кюя принадлежат самому Казангапу, и отличаются художественным совершенством, глубиной идейного содержания и необычностью ритмико-интонационного построения. На основе кюев данного цикла, отвечающих своим названиям и содержанию, Казангап создал «Заглавный кюй», объединяющий все кюи в единое целое.

Значительное место в творчестве Казангапа занимает серия кюев «Жыры». Из этой серии наиболее известны: «Ногайский жыр-кюй», «Кюй скорби», «Жыр-кюй Бекета» и другие.

Тематика кюев Казангапа разнообразна. Многие произведения композитора прославляют человеческое достоинство («Большой Каратос», «Балжан», «Малый Каратос»), другие описывают лирические переживания («Непостоянство мира», «Петля», «Не жалоби меня»), или животный мир («Майқоңыр», «Кеқіл», «Бөгелек»).

В ряде кюев Казангапа («Окопы», «Остался в народе», «Айтыс») отображены события 1916 года.

Кюи «Моя эпоха», «Красный караван», «Учитель», «Красная юрта» посвящены событиям Октябрьской революции 1917 года и преобразованиям советского периода.

Казангап — эпический кюйши. В его произведениях глубоко представлены и прошлое, и настоящее, и будущее казахов. Несмотря на свой возраст, Казангап развивает новые направления в своем творчестве, стремится вперед к новым землям, людям, событиям.

Но знаменитый домбрист и талантливый композитор не успел осуществить свои новые творческие замыслы. В 1921 г. он скончался.

Славу Казангапу принесла не только его композиторская деятельность, но и талант исполнителя-импровизатора. Он виртуозно играл на домбре обеими руками, развил собственную манеру в системе исполнительского искусства, складывавшегося веками. Казангап оставил более десяти учеников.

Сочинения Казангапа вошли в репертуар Государственного оркестра казахских народных инструментов, широко используются современными композиторами и исполнителями.

Казангап являлся представителем реалистической школы искусства, сформировавшейся в социально-духовной жизни казахского народа в конце XIX-начале ХХ веков, талантливо изобразившим жизнь народа в скорбные времена.

История Нового времени (XIX – XХ в.в.)
Исторические личности
Тлепбергенулы Казангап (1854–1921 гг.)