Священная независимость

1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Нурсултан Абишевич Назарбаев. 16 декабря 1991 года принят закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Этот день был объявлен Днем независимости Республики Казахстан. Объявление государственной независимости страны стало величайшим событием в жизни казахского народа.

Портрет Президента Н. А. Назарбаева, К. Муллашев

Первый Президент Республики Казахстан — живое олицетворение новой эпохи в национальной истории. Он — частица этой истории. «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние — дружбу народов. Многое переосмысливая заново в нашей истории, казахстанцы не вправе растрачивать это богатство, забывать добрые традиции» Н. Назарбаев.

Памятник Н. А. Назарбаеву, г. Анкара, Турция

В 2010 году за вклад в развитие тюркского мира в Анкаре открыт памятник Н. Назарбаеву. Он находится в исторической части Анкары, напротив молодежного парка Генчилик, заложенного в свое время самим Ататюрком. Скульптура сделана из бронзы и достигает в высоту 2,6 м. Высота гранитного постамента 2,5 м. Общая высота памятника 5,1 м.

Памятник Н. А. Назарбаеву, Иссык-Куль

Памятник Нурсултану Назарбаеву на территории культурно-этнографического комплекса «Рух-Ордо имени Чингиза Айтматова» на берегу Иссык-Куля. Открыт в Чолпон-Ате в 2005 году.

Памятник Кайрату Рыскулбекову, участнику Декабрьских событий 1986 года в Алматы, г. Семей

Кайрат Рыскулбеков — это символ свободы Республики Казахстан. Он оказался среди активных молодых людей страны, попавших в жернова репрессий, последовавших вслед за событиями на алматинской площади в декабре 1986 года. Кайрат погиб в семипалатинской пересыльной тюрьме при невыясненных до конца обстоятельствах.

Монумент Независимости, г. Алматы

В Алматы на площади Республики на пересечении улиц Байсеитовой и Сатпаева установлен величественный Монумент Независимости. Комплекс представляет собой целостное художественное произведение – синтез архитектуры, скульптуры, текстов изречений выдающихся деятелей науки, культуры и государства. Экспозиция комплекса растянута горизонтально на 180 метров. Центром является стела высотой 28 метров. Она завершается шестиметровым «Золотым человеком», который, стоя управляет крылатым барсом и символизирует твердую государственную власть на земле казахов. Образ «Золотого человека» воссоздан на основе конкретных археологических находок в кургане Иссык близ Алматы, где был похоронен сакский воин (VIII-IV вв. до н. э.). В нижней части стелы высечены слова на казахском и русском языках: «25 декабря 1990 года провозглашен государственный суверенитет Казахстана», «16 декабря 1991 года объявлена государственная независимость Казахстана». У подножия стелы – аллегорические фигуры «Мудреца неба», «Матери-земли» и детей-всадников, символизирующих молодость и большое будущее нашей республики. Отец, мать и дети составляют семью – основу государства и рода человеческого. Монумент установлен по инициативе президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Разработан авторской группой под руководством заслуженного архитектора РК Шоты Валиханова.

Фрагмент монумента независимости, фигура — «Мудрец неба»

Фрагмент монумента независимости, фигура — «Мать-земля»

Фрагмент монумента независимости, фигура — «Дети-всадники»

По обеим сторонам стелы на расстоянии восемнадцати метров подковообразно по кругу размещены десять рельефно – скульптурных стенок.

Рельеф 1

Рельеф 1 отражает эпоху Томирис – царицы массагетских саков. Здесь отражены элементы сакской культуры, дошедшие до нас из глубины веков.

Рельеф 2

Рельеф 2 изображает эпоху аль-Фараби, во времена которой получили развитие астрономия, философия, медицина. Рядом с фигурой аль-Фараби изображен казахский историк Мухаммед Хайдар Дулати и родоначальник казахской музыки Коркут – ата с кобызом. В левом нижнем углу — легенда о происхождении тюркских народов от небесного волка.

Рельеф 3

Рельеф 3 посвящен образованию Казахского ханства в XV веке. Основателями ханства были ханы Аз-Жанибек и Керей.

Рельеф 4

Рельеф 4 отражает самый печальный период в истории казахского народа – 1723 год. Этот год в истории считается годом «великого бедствия» – нашествия калмыков. Печальная песня о том времени «Елим-ай» («О, родина моя») звучит и по сей день.

Рельеф 5

Рельеф 5 изображает поединок молодого Абылай хана с калмыкским нойоном Шарышем, в котором победителем вышел Абылай. С этого дня народ поднялся на защиту своего отечества.

Рельеф 6

Рельеф 6 посвящен памяти великих сыновей России и Украины, сосланных в Казахстан в годы царизма, Ф. М. Достоевскому, Т. Г. Шевченко, а также Абаю, Биржану, Ч. Валиханову.

Рельеф 7

Рельеф 7 отражает один из эпизодов многократных восстаний против режима насилия: выступление, по свидетельству очевидцев, под предводительством султана Садыка – сына Кенесары.

Рельеф 8

Рельеф 8 посвящен Второй мировой войне. В центре – фигуры генерала И. В. Панфилова и полковника БауыржанаМомышулы. Справа изображена АлияМолдагулова в момент смертельного ранения. Слева – годы репрессий, за тюремной решеткой – АлиханБукейханов, АхметБайтурсынов, Магжан Жумабаев. Также дана сцена расстрела.

Рельеф 9

Рельеф 9 повествует о декабрьских событиях 1986 года. Выступление молодежи с политическими и гражданскими требованиями.

Рельеф 10

Рельеф 10 — провозглашение независимости Республики Казахстан. Клятва первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева.

Фрагмент монумента независимости, К. Суранши

«Презентация Астаны», К. Муллашев

20 октября 1997 года город Акмола объявлен столицей Республики Казахстан, на карте мира появилась новая столица — Астана. Отныне и навеки здесь, в центре огромной страны, будут приниматься решения, судьбоносные для народа. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. Здесь Казахстан сегодня определяет свою историческую судьбу в преддверии третьего тысячелетия. (Н. Назарбаев)

«Астана таны», К. Ажибеков

«Акорда», Б. Заурбекова

«Наша Астана», В. Семизоров

Монумент «Байтерек», г. Астана

Символом и главной достопримечательностью Астаны является величественный монумент Байтерек, воздвигнутый по инициативе президента Нурсултана Назарбаева. Байтерек — символ всего государства, мира и жизни, символ, берущий истоки в фольклоре казахского народа. Байтерек — это сказочное дерево, которое нашел герой древнего казахского эпоса Ер-Тостик. По поверьям казахов в его ветвях раз в год откладывает золотое яйцо легендарная птица Самрук. На берегу Мировой реки растет Дерево жизни Байтерек, корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Корни этого дерева находятся в подземном мире, ствол — в земном, а крона — в небесном. Байтерек означает молодое, крепкое, мощное дерево, символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющие прочную опору и стремление к будущему процветанию. Высота монумента 97 метров символизирует год провозглашения Астаны новой столицей государства и новую точку отсчета в истории страны. Высота с шаром, венчающим конструкцию – 105 метров. В 2002 году на открытии монумента президент Казахстана сказал: «Любой, кто сюда поднимется, впитает в себя степную ширь Казахстана и огромность нашего государства». Диаметр позолоченного шара 22 метра. В центре панорамного зала находится деревянный глобус с 17 лепестками, подписанными 17 представителями различных мировых религий. Рядом с глобусом стоит «машина исполнения желаний», внутри медного полушария находится слепок ладони Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Астана-Байтерек отвечает соответствующим высоким требованиям архитектуры, является символом вновь развивающегося Казахстана. Авторы: А. Рустембеков, С. Базарбаев, Ж. Айтбалаев.

Монумент «Қазақ елі», г. Астана

К 10-летию Астаны приурочено важнейшее событие – открытие монумента «Қазақелі» — памятника, посвященного истории становления независимости современного Казахстана. Новый архитектурный шедевр является напоминанием непростого исторического пути, пройденного казахским народом, раскрывает священные страницы национальной истории, которые нельзя забывать. Чистоту помыслов и прочность дружеских связей народов Казахстана представляет мраморное основание, а стела, уходящая в синюю высь, показывает стремление казахстанцев к дальнейшему развитию. На ее вершине гордо возвышается священная птица Самрук как символ свободы и независимости. В монументе переплетается прошлое, настоящее и будущее нашей страны. Но прежде всего это дань уважения предкам, в течение многих веков отстаивавшим родную землю, свободу и независимость казахского народа. На 91 метр стела устремляется ввысь, символизируя 1991 год, когда была объявлена независимость нашей страны. В скульптурную группу входят фигуры батыров, борцов за свободу, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю казахского народа. В центре монумента изображена Конституция Казахстана, охраняемая снежными барсами. Авторы: архитектор С. Бокебай, художник С. Смагулов.

Скульптура «Барсы», г. Астана

В 1998 году в год официальной презентации столицы были открыты скульптуры «Барсы» на мосту через реку Ишим. Они установлены на высоких постаментах при въезде в город. Барсы как будто отворяют ворота города всем, кто с добрыми намерениями входит в него. Барс – это символ Казахстана, устремленного в будущее. Он придает силу, уверенность во всех предпринимаемых страной делах. Автор: скульптор Т. Досмагамбетов.

Скульптура «Бата», г. Астана

У казахского народа существует традиция: когда человек отправляется в дальнюю дорогу, он получает «бата» — благословения, которые обладают магическим свойством охранять и помогать. Скульптура украшает привокзальную площадь. Следуя доброй традиции, скульптура «Бата» – символ доброго напутствия всем, кто покидает город. Автор: А. Бектасов.

«Новое тысячелетие человечества», А. Бахтыгалиев

Монумент «Золотая девушка», г. Караганда

Стелла «10 лет Независимости Республики Казахстан», г. Караганда

Парк Победы. Вид на стелу 10 лет Независимости Республики Казахстан.

«Кокпар», Е. Тулепбаев

«Ловля лошади» (1961), М. Кенбаев

Монументальная композиция «Казахстан», г. Алматы

Монументальная композиция «Казахстан», г. Алматы

11 ноября 2011 года в парке Первого Президента в Алматы открылась скульптурная композиция, в центре которой — фигура главы государства Нурсултана Назарбаева. Монументальная композиция «Казахстан», посвящена 20-летию независимости страны. Она состоит из двух частей: гранитного монумента и фигуры Первого Президента (скульптор ШоханТулеш). Памятник выполнен из различных материалов — бронзы, гранита, мрамора. На переднем плане — скульптура главы государства. Сзади монумент в виде двух крыльев беркута, на которых изображены города Астана и Алматы как символы независимого Казахстана. На общем фоне присутствуют элементы национальных орнаментов и цитаты из речи Президента, выполненные из позолоченных букв. Монумент изготовлен с помощью техники под названием «кованая графика».
Памятник писателю Г.К.Бельгеру (1934-2015), г.Алматы

Памятник писателю Г. К. Бельгеру (1934–2015), г. Алматы

28 октября 2015 года в Алматы открыли памятник известному казахстанскому писателю и переводчику Герольду Карловичу Бельгеру. Памятник установлен на кладбище «Кенсай-2». Автором композиции стала творческая группа под руководством Амангельды Байгаторова. Эпитафия на могиле Герольда Бельгера гласит: «Речь немецкая, речь казахская, речь русская -­ как мелодия трех струн. Три струны моей души. Три круга моей жизни». Г. Бельгер — известный казахстанский прозаик, переводчик, публицист, автор свыше 60 книг и 2 тыс. публикаций на казахском, немецком и русском языках. Скончался на 81-м году жизни в феврале 2015 года. По итогам 2014 года были присуждены стипендии 100 деятелям культуры. Среди получивших президентскую стипендию и Г. Бельгер.
Памятник (мкмориал) Батырхану Шукенову (1962-2015), г.Алматы

Памятник (мемориал) Батырхану Шукенову (1962–2015), г. Алматы

8 ноября 2015 года на Кенсайском кладбище в Алматы был открыт памятник Батырхану Шукенову. Комплекс выполнен в форме полумесяца. С левой стороны: изображение скрипичного ключа. Над ним, 52 трубы музыкального инструмента органа — символизирующие духовые инструменты. Каждая труба — год жизни Батыра. Они выстроены по росту, в виде спирали стремящейся вверх и заканчивающейся на самой высокой ноте высотой 2,15 метра — года смерти певца. С правой стороны: стела с изображением Батыра с саксофоном. Перед ней надгробная плита, на которой будут установлены семь камней, присланных друзьями Батыра из разных стран. Перед комплексом — две скамейки для посетителей. Сзади, комплекс обнесен рядом вечнозеленых туй, чтобы создавать зеленый фон и тень. Комплекс наполнен смыслом и выполнен в выдержанном стиле. Архитектор мемориального комплекса — Асель Есжанова.