Немногим поэтам удается совместить такие начала, как открытая гражданственность и пронзительная лиричность, чистота и благородство человеческих отношений и трагичность неразделенной любви, строки о священной дружбе и мудрые мысли о ремесле поэта. Поэтессе Фаризе Онгарсыновой это удается. Ее стихи – впечатляющая картина современной действительности.
Ф. Онгарсынова родилась 25 декабря 1939 года в ауле Манаш Новобогатинского района Гурьевской области. В 1961 году окончила филологический факультет Гурьевского (Атырауского) педагогического института и до 1966 года работала сначала учительницей, а потом директором в сельских школах. Мать Фаризы, неграмотная казашка, любила народные сказания, старинные казахские песни. Долгими зимними вечерами дети читали вслух книги, учили на память поэтические произведения. Многим Фариза обязана матери, стремившейся, чтобы дети росли свободными, не скованными цепями давних традиционных запретов.
Старинная классическая поэзия с детства стала природным строительным материалом для стихов Фаризы. А современное звучание они обрели потому, что с 1966 года в редакции Гурьевской областной газеты «Коммунистік еңбек» началась ее журналистская деятельность в должности литературного сотрудника. В 1969 году Ф. Онгарсынова переходит на работу в редакцию газеты «Лениншіл жас» в качестве собственного корреспондента по Гурьевской, Актюбинской, Уральской областям. С 1970 по 1977 год она – редактор республиканской пионерской газеты «Қазақстан пионері». В 1978 году – главный редактор журнала «Пионер».
Ранние стихи Ф. Онгарсыновой о преображении пустынных земель Казахстана, о проникновении жизни в самые заброшенные уголки обширной безводной степи, о людях, чьи смелость и отвага не уступают их сердечности. Так начинались стихи, так начиналась биография поэзии Фаризы Онгарсыновой – поэтессы, властно вошедшей в современную казахскую литературу. Ее первая поэтическая книга «Соловей» вышла в 1967 году. С тех пор издательством «Жазушы» выпущено несколько поэтических сборников: «Мелодия» (1970), «Беспокойная пора» (1972), «Гордое поколение» (1973), «Голуби мои» (1974), «Буйное русло» (1975), однотомник избранных стихов «Зной» (1978). Сборники стихов поэтессы на русском языке вышли в издательстве «Жалын» — «Нежность» (1977) и «Гончая птица» (1988), а также в Москве в издательстве «Молодая гвардия» сборники стихов «Тревоги» (1979), «Ожидание солнца» (1985) и в издательстве «Советский писатель» — «Озарение» (1980).
Перу Ф. Онгарсыновой принадлежат также сборник художественных очерков «Высота», выпущенный в 1976 году издательством «Казахстан», документальная повесть «Камшат», вышедшая в издательстве «Жазушы».
Первородные начала в человеке: любовь и ненависть, мужество и трусость, добро и зло являются тем прочным основанием, на котором держатся экспрессивные стихи поэтессы. Одна из ее книг названа «Полдневный жар» (1980). В ней впервые на русском языке наиболее полно представлено собрание стихотворений и поэм Фаризы Унгарсыновой. От ее произведений веет целительным жаром истины. Как подлинный художник она не терпит фальши в своем отношении к миру. Поэтому лирическое начало в ее стихах предстает в неразрывном единстве с активной гражданской позицией. Она с одинаковым накалом чувств говорит и о любви, и о самоотверженном труде людей, проникающих в безводные просторы степей, чтобы напоить их живительной влагой:
Нас не мало –
Земли населения треть.
Нам сегодня по двадцать,
И мы намечаем,
Где кончаться песку,
Где каналу кипеть.
Как росток из земли,
В глубине Каракумов
Всходит город,
И хлеба негромкая речь
Над пустыней летит,
Точно мудрая дума
И напутствие –
Землю от войн уберечь.
В книге «Полдневный жар» представлен прежде всего Казахстан – родина поэтессы, и как зримо, вещественно рассказано о ней! Здесь и зеленая весна Мангышлака, и жаркий желто-матовый ковер пустыни, и быстрый бег волн Каспийского моря…
Острая социальность, гражданственность свойственны поэмам «Проклятье» и «Окровавленная победа». Особой духовной силой покоряют размышления о назначении поэзии в современности в поэме «Алмазный клинок». Пронзителен и прекрасен образ женщины. Она мужественна, непреклонна, предана и отважна; принимает житейские тяготы и печали, горести и неудачи с высоко поднятой головой. Непокорность, неподвластность чужому уставу – вот суть характера самой Фаризы и ее неизменной лирической героини. Она страстно отстаивает чистоту и благородство человеческих отношений, возвращает мужчине мужественность и силу духа, а женщине – нежность и пленяющую власть любящего сердца.
В книгах поэтессы часто возникают фольклорные образы, старинные предания. Вкус древнего поэтического слова, сверкающего алмазным блеском, постоянно чувствуется в ее дерзких, напористых строках. Верность классическому наследию, русским и мировым лирическим и эпическим образцам помогает Ф. Онгарсыновой внести в лирику тонкий психологизм, свойственный нашему времени с его повышенным вниманием к духовной жизни человека, к самым малозаметным движениям его души. Вот почему многие творения Фаризы естественно воспринимаются в качестве подлинного документа, говорящего о нашем времени, нечаянной исповеди, лишь запечатленными поэтическим пером.
Талант Ф. Онгарсыновой – многосоставное целое. В нем и дух истинного патриота, и преданность отеческой земле, и сосредоточенность, и углубленность серьезного художника. Ее творчество – это сплав лирического и публицистического начал, проникнутых чувством интернационализма, сознанием высокого долга служения народу.
Ф. Онгарсыновой написаны и литературно-критические статьи о творчестве казахских поэтов А. Тажибаева, М. Макатаева, чилийского поэта Пабло Неруды и др.
Занимается поэтесса и переводами. Ею переведены на казахский язык повести для детей молдавского писателя С. Вангели «Приключения Гугуце», «Дедушкин министр», циклы стихов С. Капутикян, Е. Евтушенко, Р. Казаковой, арабского поэта Абдурахмана аль-Хамиси, книги П. Неруды «Четыре времени сердца» и др. Многие произведения Ф. Унгарсыновой переведены на языки народов СНГ и дальнего зарубежья.
Поэтесса занимается большой общественной деятельностью. Была депутатом мажелиса. За выдающиеся заслуги перед Родиной поэтесса награждена орденом «Знак почета», медалями, удостоена почетного звания «Народный писатель Казахстана».
Незауряден талант Ф. Онгарсыновой. Ее поэзия — одна из ярких и необходимых страниц литературы. Главное же в ней то, что она – личность. Всегда и везде, постоянно и неизменно она верна себе, остается самой собою.
Стихи не стареют – стареют поэты,
да разве поэты жалеют об этом?
Из клетки морщин, как мечта золотая,
жар-птица бессмертной любви вылетает.
О вечный венец во владении стужи
снега на висках, а горячие души,
как прежде, как в двадцать, способны гореть.
Поэты душой не умеют стареть.