Казахский советский артист балета, хореограф и балетмейстер. Доктор искусствоведения, профессор Академии искусств им. Т. Жургенова. Народный артист Казахстана (1973), лауреат Государственной премии Казахстана (1972), лауреат независимого Клуба меценатов Казахстана «Платиновый Тарлан» (2000), член общественной организации «Международная академия информатизации» (2004), лауреат международной Сократовской премии в области культуры и искусства (International Socrates Prize, 2010), обладатель Золотой премии международного фестиваля танца «Фомгед» (Турция, 2008).
Основатель и бессменный руководитель Государственного Ансамбля классического танца Казахской ССР (1967 — «Молодой балет Алма — Аты», с 2003 года — «Государственный Академический Театр Танца Республики Казахстан»). Живая легенда казахстанского балета, культурный брэнд Казахстана.
Булат Аюханов родился 13 сентября 1938 года в Семипалатинске. Отец — Куватов Газиз был репрессирован. Мать — Рахиля Аюханова после войны переехала в Алма-Ату с тремя детьми. Здесь в 1955 году Булат окончил Алматинское хореографическое училище (класс А. В. Селезнева), а затем уехал совершенствоваться в Ленинградское хореографическое училище им. А. Вагановой (1955—1957), где он подружился с будущим выдающимся танцовщиком конца ХХ века Рудольфом Нуреевым. В те годы их объединяла фанатическая влюбленность в классический танец. Но Нуреев после училища стал солистом Мариинки, а в 1961 году не вернулся в СССР из Парижа, откуда начал путь к высотам мирового балета, а Аюханов уехал домой в Казахстан.
В 1957—1959 годах Булат Аюханов — солист балета Государственного Академического театра оперы и балета им. Абая. С 1959 по 1964 год обучался на балетмейстерском отделении Московского государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС) на курсе профессора Захарова, которое закончил с отличием.
В 1964 году Аюханов в возрасте 26 лет возглавил Алма-Атинское хореографическое училище, одновременно работает как балетмейстер и танцовщик в театре оперы и балета им. Абая. Параллельно совместно с ведущей балериной Инессой Манской выступает в организованном ими «Театре двух актеров» (1965). Большая часть программ этого театра впоследствии вошла в репертуар «Молодого балета Алма-Аты» основанного Аюхановым в 1967 году. Эта труппа стала первым в истории культуры и искусства не только в Казахстане, но и в Советском Союзе ансамблем хореографических миниатюр. Булат Аюханов был его бессменным руководителем, педагогом, исполнителем и концертмейстером ежедневного тренажа труппы. Развивая традиции мирового балета, Аюханов сыграл выдающуюся роль в становлении и мировом признании искусства классического танца созданного им коллектива солистов балета, в котором нет традиционного для трупп кордебалета, где практически каждый артист имеет собственный репертуар, что позволяет Аюханову расширять жанровые возможности искусства балета. Ансамбль исполнял хореографические миниатюры, композиции, народные танцы, одноактные балеты («Болеро» М. Равеля, «Казахский сувенир» В. Булгаровского, «Гамлет» А. Исакова, «Кармен-сюита Ж. Бизе — Р. Щедрина» и др.). Б. Аюханов талантливо поставил на сцене «Кыз Жибек» Е. Брусиловского (вместе с Ш. Жиенкуловой), «Преступление и наказание» на музыку 4-й симфонии Д. Шостаковича, «Евгений Онегин» П. Чайковского и М. Плетнева, «Шопениану» Ф. Шопена, Гран па из балета «Пахита».
Созданный им ансамбль (в труппе 35 солистов) с триумфом много гастролировал по Европе и Азии, был удостоен почетного и регулярного участия в фестивалях искусства «Русская зима» (Москва), «Белые ночи» (Ленинград). В 1971 году ансамбль был удостоен звания «Лауреат премии Ленинского комсомола Казахстана». В 1975 году коллектив был переименован в «Государственный ансамбль классического танца Республики Казахстан». В 1998 году коллектив Б. Аюханова получил звание «Академический», а в 2003 году труппа Аюханова стала «Государственным Академическим театром танца Республики Казахстан».
Б. Аюханов поставил более 30 балетных постановок на музыку казахстанских композиторов (1965—2010), в том числе на сценах кремлевского Дворца съездов и Большого театра СССР (Дни Казахстана в Москве, 1966), в канадском Монреале в дни ЭКСПО-67, во Франции (Дни Амре Кашаубаева в Париже) и лондонском театре Бернарда Шоу и Кадоган Холле (в дни фестиваля «Из сердца Средней Азии», 2006). Среди них такие, как: «Айтыс Биржана и Сары» (музыка М. Тулебаева), «Поединок Карлыга батыра и Биршимбая» (музыка С. Мухамеджанова), «Сцена у мазара Козы Корпеш – Баян Сулу» (музыка Б. Ерзаковича), известные под общим названием «Страницы казахского эпоса». В 1997–1998 годах Б. Аюханов поставил балеты «Еще не вечер» (музыка А. Мелоди-Кузьмина), «Эдит Пиаф – дух Франции» (музыка французских композиторов), «Азия даусы» (музыка А. Бестибаева). В 2010 году Аюханов поставил балет «Белое облако Чингисхана» по одноименной книге Чингиза Айтматова.
Б. Аюханов – автор книг «Мой балет» (1988), «Биография чувств» (2001), «Витражи балета, или па-де-бурре по жизни» (2008). Большой вклад Булат Аюханов внес в воспитание артистов отечественного балета. Его ученица Л. Альпиева в 1997 году была удостоена 1-й премии Международного конкурса в Варне, стала дипломантом Международного конкурса им. М. Плисецкой.
О Б. Аюханове сняты документальные фильмы «Репетиция» (1967), «Рисунок мелом», «Вдохновение». Ему принадлежат слова: «Важно, чтобы слава не опередила меня, чтобы я не увидел ее спину».