Амангельды Удербайулы Иманов — народный батыр, организатор национально-освободительного восстания казахского народа 1916 года против царизма и активный участник установления Советской власти в Казахстане. Родился 3 апреля 1873 года на территории современного Амангельдийского района Костанайской области в бедной семье. Вырос сиротой: батрачил, видел бедственное положение народа. До 12 лет учился в аульной школе, затем в медресе ишанов Тасыбая и Ташмагамбета. Здесь он проучился четыре года, освоил турецкий, персидский, арабские языки. В 1910 году в Терисбутаке, где жил род Амангельды, по его инициативе была построена школа.
Еще до восстания 1916 года Амангельды был известен в степи как поборник народной свободы, противник колониального режима. Под влиянием освободительных идей первой русской революции 1905–1907 годов он участвует в вооруженной борьбе бедноты против баев. Установив тесную связь с группой большевиков, А. Иманов прославился на всю Тургайскую степь как организатор национально-освободительной борьбы крестьянских масс. В 1896–1908 годы царское правительство неоднократно сажало его в тюрьму, считая неблагонадежным. Не раз А. Иманову пришлось ездить в Петербург по делам заключенных казахов.
Амангельды — типичный представитель передовых слоев казахского трудового шаруа (бедных крестьян) начала ХХ века. Благодаря активному участию в общественной жизни аула, способствовавшему его значительному политическому развитию, он стоял в передовой шеренге освободительного движения. В обстановке подъема революционного движения в царской России в 1916 году началось восстание в Казахстане и Средней Азии. Поводом к восстанию в Казахстане явился указ царя Николая II от 25 июня 1916 года, названный «реквизицией», о призыве казахов в возрасте 19–43 лет на прифронтовые окопные работы. В ходе восстания А. Иманов проявил себя как стойкий боец, убежденный в антинародном характере государственной власти. Восстание имело политическое значение, было направлено против колониальной политики царского правительства, имело целью освобождение народа и продолжалось до Февральской революции в России.
Число участвовавших в нем сарбазов (воинов) составило 50 тысяч человек. В октябре 1916 года только в Торгайском и Иргизском уездах было образовано около 20 отрядов. Амангельды установил в отрядах строгую дисциплину, научил повстанцев пользоваться оружием и требовал усвоить правила ведения боевых действий. Повстанцы организовали несколько атак против местных органов царской власти и окружили город Торгай. В этой операции ярко проявились организаторский и военный таланты Амангельды. Его сарбазы показывали пример бесстрашия и решительности. Царское правительство было вынуждено выслать карательные войска, чтобы дать отпор воинам Амангельды. Только после прибытия основных вооруженных сил противника, через 27 дней, Амангельды отвел свое войско. В январе 1917 года он снова предпринял действия по захвату города, но был вынужден отступить, так как силы были неравные. В это время Амангельды стал проникаться передовыми идеями большевистской партии. Установив связь с большевиками, организовал борьбу против алашординцев, которых считал проповедниками идей временного правительства, разъяснял народным массам суть пролетарской революции.
В октябре 1917 — январе 1918 года Амангельды активно участвовал в установлении Советской власти в Торгае и Торгайской области (ныне Костанайская область), был военным комиссаром Торгайского уезда. Вступил в ряды большевиков под влиянием Алиби Жангельдина. В марте 1918 года участвовал в работе областного съезда Советов (Оренбург, 1918). В июле 1918 года во главе группы советских работников проводил выборы аульных и волостных Советов. В годы Гражданской войны совместно с А. Жангельдиным формировал первые в Казахстане национальные красноармейские части, помогал партизанам в тылу войск Колчака. После ликвидации Советской власти в Торгае 20 апреля 1919 года А. Иманов был взят в плен. Алащординцы убили его за несколько часов до вступления в город Красной Армии.
А. Иманов был похоронен на Алаколе, в 1940 году перезахоронен в районном центре. На могиле установлен памятник. Имел двух сыновей — Рамазана и Шарипа. Жизнь и борьба Амангельды отражена в произведениях поэтов и писателей, художников, композиторов, кинорежиссеров. Жамбыл Жабаев, Омар Шипин и другие акыны посвятили Амангельды свои стихотворения и поэмы. Писатель Г. Мусрепов создал художественный образ народного батыра в пьесе «Амангельды». Народные художники А. Кастеев (портрет «Амангельды», картины «Наступление Амангельды», «Торгайский поход») и К. Тельжанов («Амангельды») создали образ батыра в изобразительном искусстве.
В 1938 году режиссером М. Левиным был снят фильм «Амангельды». В 1947 году в Алматы батыру установлен бронзовый памятник — конная статуя. Его именем назван район в Костанайской области, установлены памятники и названы улицы во многих городах Казахстана.