Один из видных деятелей общественной жизни казахского народа начала ХХ века, поэт, просветитель, журналист, педагог.
Мухамеджан сначала учился у муллы. Когда ему исполнилось 5 лет, они с матерью переезжают в Троицк, к родственникам матери. Там он поступил в русскую школу. Затем жил у бая Арыстана, ухаживал за его детьми, которые учились в Костанайской русско-казахской школе. В свободное время Мухамеджан тоже посещал уроки, являясь как бы вольнослушателем. Затем при помощи учителя Ильиных он тоже поступает в эту школу и в 1891 году оканчивает ее с отличием. После этого М. Сералин сдает экзамены для поступления в Оренбургское училище, в котором готовили учителей. Он успешно сдает экзамены, но из-за отсутствия средств для учебы возвращается в свой аул. Здесь Мухамеджан несколько лет работает учителем, обучая детей одновременно и русскому, и казахскому языкам. Это и все его образование. Но Мухамеджан учился у жизни.
В 1897 году М. Сералин возвращается в Троицк и устраивается на завод сортировщиком шерсти. Работая на заводе, он прочитывает всю русскую классическую литературу, имевшуюся в библиотеке города. Он изучает казахское устное народное творчество, в совершенстве овладевает русским, татарским и персидским языками, сам начинает писать стихи. Первая поэма М. Сералина называлась «Гулькашима» и была издана в Оренбруге в 1903 году. Поэма посвящена трагической любви юноши и девушки, ставших жертвами старых обычаев.
Историко-реалистическая поэма «Топжарган», написанная в 1903 году, была издана в Троицке в 1907 году. В ней М. Сералин мастерски изображает казахский быт, воспроизводит эпизоды национально-освободительного восстания под руководством Кенесары и Наурызбая Касымовых в 30–40-е годы
Огромная заслуга М. Сералина как поэта связана с утверждением в казахской литературе жанра сюжетной поэмы.
М. Сералин, как представитель передовой интеллигенции своего времени, как демократ-просветитель, понимал законы развития общества и необходимость образования и культуры для народа.
Большое влияние на формирование его просветительских и педагогических взглядов оказала работа учителя в казахской школе. Тяжелое положение национальной школы и культурно-бытовые условия народа вынудили его задуматься над конкретными мерами избавления соотечественников от этих недугов. Это привело к созданию в 1911 году журнала «Айкап» – первого печатного органа на казахском языке, сыгравшего важную роль в развитии казахской письменной литературы. М. Сералин сумел найти корреспондентов, журналистов, информаторов и сплотить их вокруг журнала, организовать политическую дискуссию, столкновение различных мнений, что свидетельствует о нем, как об умелом редакторе. Журнал «Айкап» для казахского общества того времени был особым явлением, он был гласом народа, началом создания своей национальной печати.
Главную причину политической и экономической отсталости казахского народа М. Сералин видел в кочевом образе жизни. На это обращали внимание и Чокан Уалиханов и Ибрай Алтынсарин. Но впервые об этом на страницах своего журнала «Айкап» заговорил М. Сералин. «Прошли те времена, когда мы могли жить, занимаясь животноводством и земледелием, ведя полукочевой образ жизни. К прошлому возврата нет. И не стоит сожалеть об этом. Теперь, чтобы выжить, нам необходимо жить в поселках и городах. И заниматься тем, чем занимается оседлое население». (Айкап. — 1911. — № 6).
Работая в журнале «Айкап» М. Сералин опубликовал более сорока публицистических статей и очерков, продолжил традиции казахских просветителей-демократов, прежде всего Ибрая Алтынсарина.
Писатель боролся с косностью и консерватизмом в быту и общественной жизни. Одним из его прогрессивных педагогических воззрений было преодоление схоластического обучения, страстное противоборство реакционному утверждению о невозможности существования казахов как нации.
После установления Советской власти М. Сералин работал в редакции газеты «Ушкын» («Искра») в г. Оренбурге (1919–1920), затем в Кустанайской области в райисполкоме, позднее — в губисполкоме, с 1923 по 1926 гг. М. Сералин работает редактором газеты «Ауыл». Он является основоположником современной республиканской газеты «Егемен Казакстан».
М. Сералин перевел на казахский язык поэму «Рустем и Сухраб» с вольного переложения В. А. Жуковского, из эпопеи «Шахнаме» Фирдоуси (1911), повесть «Полынь» А. С. Сорокина.
В 1926–1928 годах М. Сералина поразил паралич, и он возвратился в свой аул. Он продолжает служить казахскому народу: основывает село Аксор, открывает в нем школу, клуб, баню, организовывает водохранилище, сажает деревья и выращивает фрукты. Мухамеджан показывает образец культуры нового аула. Следы этих творений до сих пор сохранились на месте бывшего поселения. Скончался М. Сералин в мае 1929 года. В Костанае есть улица, названная его именем, а в Урнеке – школа.
В Карабалыке есть аул, который называется Старый Урнек. У этого аула находится небольшое озеро Сералы. На его высоком берегу покоится прах Мухамеджана Сералина. Говорят, перед смертью Мухамеджан-ата один сундук со своими рукописями и книгами завернул в кошму и зарыл в землю. Неоднократно проводили там раскопки, но ничего не нашли. Возможно, это всего лишь легенда.
Русский мыслитель В. Белинский говорил: «Я родился в журнале, вырос в журнале, и мечтал умереть в журнале». Это мог сказать про себя и Мухамеджан Сералин, ибо вся его жизнь прошла в журнале и газете.