Байзаков Иса (1900–1946 гг.)

Байзаков Иса (1900–1946)

Поэт-акын Иса Байзаков родился 3 октября 1900 года в Кызыл-Агачской волости (ныне Иртышский район Павлодарской области), в ауле, который назывался по имени двух братьев — Байгужи и Байзака, близ нынешнего села Ульгули.

Детство Исы прошло в большой многодетной семье, в которой он был восемнадцатым ребенком. Его старшая сестра Злиха рассказывала, что в среде сверстников он был признанным лидером, выделялся ловкостью, проворством, остротой ума. Иса был горазд на всевозможные выдумки. Его страстью стала верховая езда, ему не было равных в джигитовке. Сверстники Исы восхищались им, подражали и стремились во всем походить на него.

Иса страстно любил природу. Часто убегал на речку, слушал ее песни, музыку ветра, а из прибрежных зарослей тревожно куковали кукушки. Красоту родной природы Иса впитал в себя с раннего детства.

Основами образования и грамоты мальчик овладел в мусульманской школе, которую открыл и преподавал в ней Кусаин Курлевутов. В этой же школе, в младшем классе, училась будущая жена и верный друг Исы — Шарбану, дочь скотовода Акылбека. Она впоследствии стала одной из самых ярких первых казахских актрис.

Иса очень рано овладел мастерством игры на домбре. Играл виртуозно, домбра как птица порхала в его руках. Сам он не помнил, когда начал слагать стихи. Песни словно жили в нем всегда. В 14 лет он стал известен в ближних и дальних аулах, слава о нем шла по всему Прииртышью, его песни пели акыны, их любила молодежь. Иса стал признанным акыном, в совершенстве овладел словом и музыкальным инструментом.

Во время Первой мировой войны, в 1916 году, царское правительство решило использовать казахов, узбеков, туркмен на тыловых работах. Стон и плач шли по обширной казахской степи. В ответ на произвол властей Иса выступает на айтысах и ярмарках, гневно клеймя царских чиновников и местных правителей. Шестнадцатилетнего акына, его брата Мусу и их отца отправили на тыловые работы в Кузбасс. Здесь на угольных копях была настоящая каторга. Люди работали под землей 12–14 часов. Смертность была огромной. Умирали от голода, болезней, от тяжелого изнурительного труда. Вечерами в промерзшем, сыром бараке, освещенном огарком свечи, его обитатели, сгрудившись тесным кольцом вокруг Исы, просили его сыграть на домбре, спеть родную песню. Песни и музыка Исы преображали людей, давали им силы и внушали веру.

После Октябрьской революции и свержения царского правительства Байзаковы возвращаются домой. Иса страстно верит, что его народ обретет долгожданную свободу. Будучи в гуще событий и начинаний новых дел, он принимает активное участие в общественной жизни, входя в различные комиссии Культпросвета. В 1920 году им была написана и поставлена пьеса «Болыс» («Волостной»). Премьера состоялась в ауле Кзыл-Жар, сам Иса исполнял главную роль батрака Дюсембая. Пьеса имела большой успех. С присущей ему энергией он собирает деньги для голодающих Поволжья, участвует в ликвидации неграмотности, сам упорно занимается своим духовным развитием, овладевает арабской и русской письменностью.

Молодежь аула Ульгули, объединившаяся вокруг Исы в кружок «Ес-Аймак», построила своими силами школу. В ней акын учил земляков играть на домбре, устраивал концерты. Прекрасный наездник, он преподавал джигитовку. Иса часто выступал перед своими земляками на айтысах, исполняя свои песни-импровизации. Со временем он становится убежденным пропагандистом песенного жанра своего народа.

Приняв решение продолжить образование, в 1921 году он поступает на рабфак в Семипалатинске. Здесь, в городе, у Исы состоялась встреча с Амре Кашаубаевым, между ними завязалась крепкая творческая дружба, которая прошла через всю их яркую жизнь. Вместе они участвуют в спектаклях, концертах, а с ними и знаменитая певица Майра. Часто выезжая в глубинку области, в районы Зайсана, Тарбагатая и Курчума, они везде имеют колоссальный успех: послушать любимых артистов люди приезжают издалека.

Во время поездки на Алтай, потрясенный неповторимой природой этих мест, Иса создал поэму «В предгорьях Алтая». Описания скал и горных потоков, сопок, покрытых деревьями, и долины настолько точны и захватывающи, что по этой поэме можно изучать ландшафт, флору и фауну Алтайского края.

В те годы в Семипалатинск приезжает исследователь казахской музыки, этнограф А. В. Затаевич. Встреча с Амре Кашаубаевым и Исой Байзаковым производит на него неизгладимое впечатление. От Исы Байзакова он записал песни: «Какен», «Бике», «Маныш», «Конша», «Жар-Жар», «Танысу».

Закончив поэму «Красавица Куралай», в 1926 году Иса создает новую поэму «Сказки пастуха», и в этом же году Наркомпрос республики приглашает его в Кзыл-Орду. Ему совместно с Калибеком Куанышпаевым, Елубаем Умурзаковым, Капаном Бадыровым, Амре Кашаубаевым, Верой Лазаревой (Становой) было поручено создать Казахский государственный театр. Открытие театра ознаменовали постановкой пьесы Мухтара Ауэзова «Енлик-Кебек», режиссером спектакля был Серке Кожамкулов. В дальнейшем актеры молодого театра посещают самые отдаленные уголки Южно-Казахстанской области и везде имеют большой успех, везде их встречают шквалом аплодисментов.

В 1929 году почти вся труппа театра переезжает в новую столицу — город Алма-Ату. Здесь Иса работает в драматическом театре, на основе которого в 1933 году организуется музыкальная стyдия, впоследствии — музыкальный театр. Иса принимал самое активное участие в первых. музыкальных спектаклях, он обладал огромной эрудицией в области народного песенного и инструментального творчества.

Но серость и зависть не могут жить спокойно, когда рядом работают талантливые, яркие личности. На Ису Байзакова в органы НКВД поступает донос. Байзакова вызывают к следователю, который обвиняет его в том, что он, Амре Кашаубаев и Мухтар Ауэзов были в Семипалатинскe членами алаш-ордынской организации и поддерживали тесные связи с новосибирской контрреволюционной группой журнала «Сибирские огни». Вся эта группа была осуждена и сослана в Архангельскую область. У организатора этой группы Николая Анова была найдена фотография, где он, Иса и Амре Кашаубаев сфотографированы вместе.

В 1936 году Иса со своей семьей переезжает в Семипалатинск, где вместе с женой Шарбану начинает работать в молодом театре. Актеры театра ездят по отдаленным районам области. Иса играет роли, которые сопровождаются пением. Это были спектакли «Кыз-Жибек», «Айман-Шолпан», «Енлик-Кебек». Кроме спектаклей актеры участвуют в концертах. Каждый спектакль, каждый концерт остаются надолго в памяти благодарных зрителей.

И снова страшный удар судьбы: в апреле 1937 года уходит из жизни любимая женщина, друг и жена Шарбану. В сердце Исы — незаживающая рана. Мир для него осиротел, он возвратился в Алма-Ату. Всю свою любовь, нерастраченную нежность он отдает своим детям. Помня заветы Шарбану, своих детей он приводит в музыкальную школу, носящую имя его друга Амре Кашаубаева. Директором школы работает его музыкальный наставник по Семипалатинску и соратник по жизни Вера Ильинична Лазарева. Сын Иртыс поступает в музыкальную группу, дочь Макен — в балетную.

Иса, как все творческие натуры, не может жить без любимого дела. Домбра снова поет в его руках, он радует и изумляет своих поклонников.

В 1941 году Иса создает поэму «Акбопе», она и другие его произведения — «’Красавица Куралай», «В предгорьях Алтая», «Отчего радуется Алатау», «Сказки пастуха» — по своему идейно-художественному достоинству вошли в золотой фонд казахской поэзии.

У акына много творческих планов и задумок, но начинается Великая Отечественная война. Иса просит, чтобы его добровольцем отправили на фронт. По состоянию здоровья медкомиссия оставляет его в запасе. Иса понимает, что его оружие — это его искусство. Он выступает с концертами перед бойцами, отъезжающими на фронт, призывает народы Казахстана на ратные подвиги, на самоотверженный труд, вместе с артистами Казахстана с концертами выезжает на фронт, материально помогает многодетным семьям фронтовиков. Свои сбережения, собранные во время концертов, он жертвует в фонд обороны. За годы войны эта сумма составила около миллиона рублей.

Став при жизни человеком-легендой, что редко кому удается, Иса прожил свою жизнь ярко, не мысля ее вне искусства, литературы, музыки, непосредственной связи с народом.

Умер Иса Байзаков в 1946 году, в самом расцвете своего могучего, самобытного и неповторимого таланта. Память о нем увековечена в названиях улиц, школ, поселков.

Коллективизация и массовые репрессии (1930-1940-е г.г.)
Исторические личности