Сейфуллин Сакен (1894–1938 гг.)

Сейфуллин Сакен (1894–1938)

Сакен (Садвокас) Сейфуллин – писатель и государственный деятель, выдающийся сын казахского народа. Родился 15 октября 1894 года в Жанаркинском районе Жезказганской области в семье крестьянина-скотовода. Родители его были людьми небогатыми. Но это была семья, в которой любили музыку, стихи, понимали прекрасное. Отец Сакена обладал музыкальным слухом, был отличным домбристом и человеком веселого нрава. Мать Жамал была великолепным знатоком устного народного творчества, умела искусно рассказывать сказки и предания. В ауле, где жила семья Сакена часто происходили поэтические состязания – айтысы.

Эта атмосфера, наполненная романтикой степной природы и духом народной поэзии, способствовала пробуждению в детской душе яркого поэтического дарования. Смелый, увлеченный преданиями о легендарных батырах, мальчик любил степные скачки, охоту, пастушеские костры, высокие звезды.

Арабской грамоте Сакен научился в ауле у муллы. Но отец понимает, что сыну надо учиться, и в 1907 году отдает его сначала в Нильдинскую русско-казахскую школу, затем в приходскую и позже в трехклассное городское училище.

В годы учебы Сакен знакомится с русской литературой, встречается в Акмолинске с известными акынами Газизом и Иман-Жусупом, много читает, заучивает наизусть стихи Абая. Пытливый юноша мечтает посвятить себя просвещению своего народа и решает стать учителем. В 1913 году С. Сейфуллин, окончив Акмолинское училище, поступает в Омскую учительскую семинарию. К этому времени относятся его первые поэтические опыты. В стенах семинарии Сакен зарекомендовал себя как поэт и как активный участник молодежной организации «Бирлик» («Единство»), которая ставила своей целью распространение культуры и знаний среди казахского населения. На заседаниях литературного кружка он исполняет свои стихи и песни, слушает стихи М. Жумабаева и Х. Кеменгерова. Совсем еще молодой Сакен Сейфуллин проявляет яркий поэтический талант, и товарищи по организации помогают ему издать в Казани первый сборник стихов «Откен кундер» («Минувшие дни»). В сборник вошло около двадцати стихотворений о любви, родине, степной природе. В них выражены мечты и устремления одаренного поэта.

Сакен Сейфуллин проявляет большую общественную активность. В 1914 году в Омске он втягивается в революционную деятельность. После окончания семинарии в 1916 году С. Сейфуллин работает учителем в Акмолинском уезде.

Большое значение в становлении мировоззрения Сакена Сейфуллина имело национально-освободительное движение 1916 года. СОн, хотя и не принимал непосредственного участия в вооруженном восстании, но сочувствовал борьбе народа против угнетателей. С болью в сердце говорит поэт о социальных пороках – о нищете и невежестве, о несправедливости и насилии.

После февральской революции молодой поэт находится в гуще событий. Весной 1917 года Сакен Сейфуллин избирается председателем Акмолинского казахского комитета. При его активном участии создается молодежная организация «Жас казах» («Молодой казах») и ее печатный орган газета «Тиршилик». На страницах этой газеты Сакен критикует алашордынцев с позиции партии большевиков. В декабре 1917 года он избирается членом Президиума Акмолинского Совета и уездной комиссии по образованию.

Летом 1918 года С. Сейфуллин был арестован. Вместе с группой совдеповцев поэта в кандалах гнали из Акмолинска в Петропавловск, а оттуда – в Омск. Там его бросили в «вагон смерти» атамана Анненкова. Многие товарищи Сейфуллина были расстреляны, погибли от пыток и голода. Только бегством удается Сакену спастись от верной гибели. Но и в тюрьме, и в лагере, и в «вагоне смерти», и в глубоком подполье Сакен Сейфуллин не прерывает своей поэтической деятельности, не утрачивает веру в жизнь, справедливость и победу. Неукротимый дух оптимизма и светлые чувства гумнности пронизывают даже те его стихотворения, что написаны в тяжелые дни временного поражения, заточения и изгнания. Стихи 1917–1919 годов: «Товарищи», «В степи», «А ну-ка, джигиты», «Мой крылатый скакун» становятся популярными в народе, звучат как песни.

В марте 1919 года Сакен при помощи чехословацких солдат совершает побег из Омского лагеря. Об этом он подробно писал в своем романе «Тернистый путь».

Весной 1920 года Сакен Сейфуллин возвращается в Акмолинск и активно участвует в восстановлении советской власти, работает заместителем председателя уездного комитета, его избирают членом ревкома Казахского края.

В 1920 году при его ближайшем содействии и участии были открыты сельскохозяйственная школа, две технические школы 1-й ступени, 3 школы 2-й ступени, 6 школьных мастерских, открыты центральная уездная библиотека, рабоче-крестьянский клуб, при котором действовали секции – драматическая, хоровая, музыкальная, литературная.

В 1922 году Сакен Сейфуллин работает редактором газеты «Енбекши казах» («Трудящийся казах»), затем главным редактором журнала «Адебиет майданы» (Литературный фронт"). Преподает в Кзыл-Ординском институте народного просвещения, в КазПИ, в Институте коммунистической журналистики в Ташкенте.

В эти бурные годы, занятый большой государственной работой, Сакен Сейфуллин вместе со своими соратниками закладывает основы казахской советской литературы. В 1922 году выходит сборник его стихов «Асу тулпар», проникнутый пафосом преобразований того времени.

Одновременно он пробует свои силы в драматургии, появляются его пьесы «На пути к счастью» и «Красные соколы», проникнутые любовью к родине, призывающие к борьбе за новую жизнь.

Сакен Сейфуллин всегда был тесно связан с народом, выражал его мысли и чувства. Он живо откликался на все важнейшие проблемы современности. Теме труда, образу рабочего и крестьянина посвящены многие его стихи: «Наборщик», «Типография», «Сеятель», «На ткацкой фабрике» и другие.

С. Сейфуллин был новатором в литературе. Новаторство его возникло на прочной народной основе. Собиратель и любитель фольклора, художник черпал из него образы и сравнения, богатую словесную «фактуру». Особенно это проявилось в поэзии и драматургии. Сейфуллин творчески переработал поэтические традиции казахского народа, коренным образом обновив форму и содержание, ввел в поэзию новые темы и образы, явился новатором в области стиха. Примером особенно удачного использования богатств казахского фольклора лирико-эпические поэмы «Разлученные лебеди», «Песнь о лашыне», «Кокчетау». В этих подлинно поэтических произведениях звучит гимн лучшим человеческим качествам и деяниям, силе и чистоте любви, красоте природы. Поэмы созданы по сюжетам и мотивам народных легенд и сказаний, заново осмысленных художником.

Сразу же после окончания гражданской войны Сакен Сейфуллин начал работу над своей знаменитой книгой историко-мемуарным романом «Тернистый путь», в котором показана борьба казахов против царизма. Этот роман в известной степени — и учебник истории, и художественное произведение, воссоздающее действительность бурных лет в Казахстане. Это не свод исторических фактов и сведений, а цельное произведение, в котором исторические события переплетаются с судьбой отдельного человека. Сакен Сейфуллин поднял в своей книге богатейший материал исторических событий.

До последних дней своей жизни Сакен Сейфуллин плодотворно трудился в прозе, драматургии, литературной критике, литературоведении. Неоценим его вклад и в развитие публицистики. Много внимания он уделял сбору памятников казахского фольклора, их исследованию и публикации. При его участии вышли в свет сборники «Образцы древней казахской литературы», «Батыры», «Ахан-серы Актокты», казахский вариант поэмы «Лейли и Меджнун».

Сакен Сейфуллин стоял у колыбели Союза писателей Казахстана и до конца дней своих оставался одним из его руководителей. Первым их казахских писателей Сакен Сейфуллин был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Уже, начиная с середины 20-х годов, Сакен вел большую педагогическую и научно-исследовательскую работу, читая лекции по казахской литературе. Немало сделал Сакен Сейфуллин для перевода казахских авторов на русский язык, и, наоборот, книг русских писателей на казахский язык. В Казахстане он был неутомимым пропагандистом русской литературы и русской науки.

Наследие Сакена Сейфуллина велико. И все же свершил он меньше того, что мог бы свершить.

Жизнь замечательного казахского писателя оборвалась в 25 февраля 1938 года. Сакен Сейфуллин был незаконно репрессирован и расстрелян. Но имя его и творчество не было забыто. В 1958 году честное имя Сакена Сейфуллина было реабилитировано.

Коллективизация и массовые репрессии (1930-1940-е г.г.)
Исторические личности