Художественная литература

Амлинский В. И. Мансур-бунтующая целина: Рассказ / Амлинский В. И. Нескучный сад: Повесть. Романы. Рассказы. — M.: Молод. гвардия, 1979. — С.479–489 

Это рассказ об интернате, где живут дети — «сыновья и дочери чабанов и пастухов, идущих в наступление на целину». Ими гордится директор. Ведь его воспитанники выращивают кукурузу, разводят домашнюю птицу, занимаются в «клубе умелых рук». Они настоящие помощники взрослых. Но есть в целинном интернате мальчик – Мансур, который больше всего на свете любит степь, скучает по ней, болеет за нее. Это – степь его отца и он с тревогой говорит, что «… она изменилась. <… > Там много людей, новых людей. Я их не знаю. Много машин. Машины – это хорошо… Но если их слишком много, лошади начинают бояться…». Конечно, Мансур знает, что машины никогда не обижают лошадей, но «лошади этого не знают», не знает этого и степная земля, пахнущая сладкой горечью полыни…

Байдерин В. А. Опознавательный знак: Повесть. — Алма-Ата: Жазушы, 1966. — 111 с.

«… Веками степь была безжизненной. Только караваны верблюдов и оживляли времена ее простор. Люди здесь не селились: не было воды. <… > Весной весь простор покрывался красными и желтыми тюльпанами, всюду алели цветы мака, зеленела трава. Но праздник весны длился чуть дольше месяца. Затем наступала жара. Травы никли, выгорали, и и горячий ветер гнал по степи лишь бурые, подпрыгивающие шары перекати-поля. Степь становилась унылой, однообразной. Лишь возле гор шумели на ветру высокие камыши. Там <… > возвышалась гора, которую с незапамятных времен люди называли Бурлящей. <… > И здесь ученые обнаружили старые давным-давно вырытые колодцы. В них сверкала вода. <… > Ученые предложили опустить внутрь горы… на большую глубину длинную трубу. <… > Гидротехники так и сделали. И в один прекрасный день с вершины горы Бурлящей по двум трубам хлынула студеная, чистая питьевая вода. Ученые и гидротехники занялись горой Бурлящей не случайно. Предполагалось начать большие работы по освоению степных земель, и будущих строителей надо было обеспечить водой…» А еще вода была нужна для полива садов и огородов, для орошения полей и лугов. Сюда на Гидрострой в Южный Казахстан приехал со своими родителями главный герой этой повести для детей Сережа Казанцев.

Байконур: Очерки, поэмы, стихи, хроника: Сборник / Сост. В. С. Савельев, К. Н. Селихов. — Алма-Ата: Жазушы, 1984. — 366 с.
Байконур: Очерки, поэмы, стихи, хроника: Сборник. Вып.2 / Сост. П. Р. Попович. — Алма-Ата: Жазушы, 1984. — 1986. — 357 с.
Байконур: Очерки, поэмы, стихи, хроника: Сборник. Вып.3 / Сост. Л. И. Вуколов, Е. Е. Молаковская, Н. Г. Поливин. — Алма-Ата: Жазушы, 1987. — 304 с.

В 1955 году было принято решение о строительстве в казахской степи космодрома. На страницах сборников, посвященных космодрому, выступают космонавты, руководители, строительства, журналисты, писатели, поэты. Они рассказывают о достижениях науки в освоении космоса, о значении Байконура для развития космонавтики.
… За каждой машиной зерна
Мерещится им наша сила.
Такая она – Целина,
Что хлеб золотой взрастила.
Но дело даже не в этом,
Настал наш звездный канун,
На каждый вопрос – ответом
В центре степи – Байконур!

Баймухаметов С. Скважина: Рассказ / Баймухаметов С. Сауран: Рассказы. — Алма-Ата: Жалын, 1984. — С.124–139 

Герои рассказов сборника — механизаторы из целинного совхоза, студенты, чабаны, художник, учительница-пенсионерка — люди разных профессий, возрастов, жизненного опыта. Рассказ «Скважина» о бурильщиках – добытчиках воды в пустыне. Не каждая скважина оказывается водоносной, но когда из нее начинает бить чистая вода, к ней идут благодарные люди. "… Из окна вагончика видно было, как стекались люди к скважине: из села шли, узнали. Пацанята, раздевшись, уже лезли под воду и с неслышным отсюда визгом выскакивали: холодная! Черные, рыжие, русые, совсем белокурые. Даже по этой маленькой группке можно определить, что это за село – Каратал: чечены, ингуши, немцы, русские, казахи, уйгуры – всех намешано… «

Баянов А. Алма-Ата неформальная: За фасадом азиатского коммунизма. Книга в 11 частях с приложением. — Алматы: Бюро Бомод, 2005. — 180 с.

Книга – неожиданный и неординарный взгляд на недавнюю историю бывшей столицы, оказавшей огромное влияние на развитие Казахстана. В 1960–80-х годах здесь сформировался особый социальный человеческий архетип под названием „алмаатинец“. Книга представляет собой своеобразный документ прошедшей эпохи, рассказывающий историю Алма-Аты пацанской и фарцовой, азартной и криминальной, музыкальной, богемной, битломанской и пр.

Есенберлин И. Схватка: Роман / Авториз. пер. с каз. — Алма-Ата: Жазушы, 1968. — 196 с.

„… Наука, которая изучает закономерности распределения месторождений и дает оценку перспектив, носит название металлогения. Мы можем гордиться. Родилась металлогения в Казахстане. <… > А первым практическим испытанием этой науки было открытие… Жаркынских медных руд. <… > Телеграмма из центральной лаборатории! Во всех образцах медь! И какая медь! Очень высокого содержания! Саятская степь полна меди! …

Роман повествует о социальных и психологических особенностях становления казахской интеллигенции и посвящен геологам. События разворачиваются в одной из геологических экспедиций Казахстана, изучающих Саятскую степь (левобережье озера Балташы). Два героя романа – старый геолог Даурен и его бывший ученик Нурке – противоположны друг другу во всем. Даурен – человек широкого размаха, доброжелательный, влюбленный в науку и людей. Несмотря на долгие годы трудностей и неудач он сохранил юношескую душу и веру в человека. Нурке, холодный карьерист, добившийся жизненного успеха, желчен, эгоистичен, нетерпим к критике, малейшее замечание принимает как посягательство на свою карьеру. В столкновении их мировоззрений, их взглядов на науку, славу, долг перед человечеством побеждает тот, у кого сердце чище и выше.

Есенберлин И. Прикрой своим щитом: Роман / Пер. с каз. Ю. Герт; Худож. В. В. Красновский. — М.: Сов. писатель, 1976. — 256 с.

Роман связан с историей освоения целинных земель в Казахстане. В основе конфликта романа — разное отношение героев к родной земле, к пониманию гражданского долга.»В совхозе миновала короткая передышка. Наступил сенокос. Забот у Хасена прибавилось. Он с утра нырял в гущу ел, важных и второстепенных, но в равной мере неотложных. В их потоке можно было потеряться, утонуть с головой. Но никогда еще не испытывал Хасен такого веселого и злого азарта! Он за все брался, на все у него хватало сил, и все у него получалось…". Борьба с бедой земледельцев – ветровой эрозией, по замыслу автора, не просто хозяйственная задача. Это еще и битва с эрозией нестойких характеров, бескомпромиссная схватка со всем, что в принципе чуждо советскому образу жизни и социалистической морали. «…Черные – это не только песок и пыль. А черная злоба и ненависть, которые живы еще в человеческих сердцах? Разве не грозят они, не мечтают погубить все доброе и прекрасное на земле? Горе тому, кто забудет об этом…»

Есенберлин И. Черное золото: Мангыстаусский фронт: Роман / Пер. с каз. С. Смородкина. — Алматы: ИД «Кочевники», 2002. — 327 c.

История героического труда нефтяников на полуострове сокровищ Мангышлак: «Конечно, многоопытный Жихарев предвидел, что их ждет, и, наверное, благодаря тому, что не давал расслабиться ни другим, ни в первую очередь себе, они уложились в срок. Сейчас, когда давно осталась позади та горячая работа, улеглись страсти, совершенно ясно, что им, в общем-то, повезло: располагая одной, и то далеко не полной, профильной картой полуострова, они из многих и многих точек нашли ту, единственную…»На Мангышлаке нашли нефть! Значит в стране будут города, дороги, трубопроводы.

Жумадилов К. Скакуны: Повести / Пер. с каз. Ю. Чичева. — М.: Русская книга, 2003. — 336 с.

Герои повестей «По собственному желанию», «Скакуны», «Одинокая туранга» действуют, пытаясь изменить жизнь к лучшему, в самый «разгар» того времени, которое принято называть застойным. По своим характерам, поступкам, отношениям — это люди дня сегодняшнего, поэтому так трудны судьбы инженера-строителя, «неудобного» для жуликов и дельцов из-за своей прямоты, и сельского учителя, ставшего одним из руководителей степного хозяйства, и коневода, страдающего из-за вырождения казахских скакунов, и женщины, защищающей свое право на любовь. Автор показывает образно, по-степному просторно вечную борьбу добра со злом.

Жунусов С. Дом в степи: Повесть / Жунусов С. Дом в степи: Повести Спб.: Славия, 2003. — С.5–297 

Алчности и жестокости старого Карабая нет предела. Он жжет посевы, пишет кляузы на честных людей, ворует колхозное добро. Замерзает в буране его сын Жалил, которого он заставляет заниматься спекуляцией. Ушли из дому, не выдержав его злодеяний, сын Халил, сноха Акбопе и жена Жамиш. И остался в одиноком доме на краю поселка лишь сам Карабай. Все, что он копил целую жизнь, за что держался цепкими руками, рухнуло, рассеялось, растворилось в один миг. Таков рассказ об освоении целины и труде целинников, где наряду с трудовым героизмом описано крушение взглядов и перелом в сознании людей, символом которого стал одинокий дом Карабая.

Зарницы над нивами. Писатели Казахстана о целине: Сборник очерков и рассказов. — М.: Сов. писатель. — 1957. — 264 с.

В рассказах казахстанских писателей И. Шухова, С. Муканова, А. Нуршаихова и других живо и увлекательно повествуется об истории и географии республики, об освоении богатых, нетронутых ранее земель, о новых совхозах, выросших в степи. Перед читателями проходит целая галерея портретов людей – покорителей целины.

Каирбеков Г. Звездные судьбы: Книга о Целине / Пер. с каз. — Алма-Ата: Жалын, 1981. — 88 с.

Герои поэмы – хлеборобы целины. Это люди самоотверженного труда, активно преобразующие степные просторы Казахстана.

Кешин К. Г. Конная тяга: Повесть / Кешин К. Г. Долгая работа: Повести и рассказы. — Алма-Ата: Жазушы, 1990. — С.116–154

Эта повесть – своеобразный лирический дневник писателя, где он размышляет о том, почему в Казахстане утрачивается старейший, исконный для степняков род занятий – коневодство. «… Наши дни называют эрой возвращения, восстановления: честного имени миллионов людей, погибших в забвении официального молчания, исторических памятников, разрушенной природы, утерянных секретов и традиций. <… > Сокровенное знание ремесла конепаса и ловкого джигита еще живет в памяти стариков, еще не угасло окончательно, не истлело, погибая под бензиновым чадом и ревом дизельных чудовищ, зверски истязающих землю. <… > Возвращаясь к проблемам коневодства и конного спорта, скажу, что <… > главные перемены совершатся тогда, когда табунщики, коневоды перестанут выполнять чьи-то команды, подчиняться спущенным сверху наставлениям, а начнут возвращаться к самочувствию самостоятельного труженика – высшему достоинству человека, возрождающего и сберегающего старинное ремесло конепаса».

Лухтанов А. Г., Марьяшев А. Н. Легенда о Черном Альпинисте, или Повесть о Срыме Кудерине и его друзьях — алматинских мальчишках с берегов Поганки. — Алматы: Глобус, 2007. — 176 c.

«… Описываемые здесь события происходили в 1949–1953 года. С тех пор немало воды утекло в Поганке, которую теперь заковали в бетонный желоб. Сейчас тут все не так, как было. По вечерам уже не слышен хор жаб на берегах, не хрустят сеном во дворах коровы и лошади, не кричат ишаки на улицах, вместо них по асфальту проносятся стаи иномарок. Давно исчезли соломенные крыши хат, избушки переместились на окраины. Из большой деревни Алма-Ата превратилась в гигантский каменный город. <… > По улицам ходят совсем другие люди, которые уже не знают прежней Поганки и вряд ли, проснувшись утром, выбегают, чтобы посмотреть на снежные вершины, как это делали когда-то Лешка и Шурка. А горы – цепь белоснежных вершин, плывущих над городом, остались на своем месте, и ничто не изменилось в их облике и силуэте. Нужны тысячелетия, чтобы в их очертаниях появились новые складки, зазубрины скал и пиков. Горы вечны, как вечна их красота и необъяснимое влечение к ним людей…». Эта книга о детстве, юношеской дружбе, о неизвестных страницах истории альпинизма в послевоенной Алма-Ате. Несколько алматинских мальчишек в далекие пятидесятые годы полюбили родные горы, став самодеятельными горовосходителями, а один из них — весельчак и поэт Срым Кудерин сочинил балладу о Черном Альпинисте, вошедшую в фольклор туристов и альпинистов.

Мустафин Г. Миллионер: Повесть / Пер. с каз. — Алма-Ата: Казгослитиздат, 1957. — 209 с.

Повесть рассказывает об изменениях, происшедших в казахском ауле за годы Советской власти. Писатель рисует картины колхозной жизни, разрешает новые проблемы, вставшие перед сельским хозяйством в послевоенные годы. События повести развертываются в передовом колхозе имени Амангельды в 1947 году. В основе сюжета – борьба между старым, исчерпавшим себя стилем руководства, и новым, отвечающим потребностям развивающейся жизни. Принципиальных противников нового в колхозе нет, но есть люди, которые не могут еще освободиться от пережитков прошлого. Это находит проявление в конфликте между опытным председателем колхоза Жакыпом, излишняя осторожность которого тянет колхоз назад, и молодым агрономом Жомартом, который считает, что «… успехи измеряются не только прошлым, их нужно мерить и будущим…»

Найманбаев К. Прощаться не хочу: Повести / Пер. с каз. — М.: Мол. гвардия, 1983. — 334 с.

В книгу вошли пять произведений. Лирические повести «Первенец», «Та самая ночь» и «Прощаться не хочу…» посвящены жизни казахского аула в конце 30-х годов, в трудные годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Повести «Начало» и «Мы ждем тебя, Гулзат!» рассказывают о современной казахской студенческой молодежи, о недавних выпускниках вуза, вернувшихся на работу в село. Как складываются отношения людей друг к другу, как рождаются искренность, дружба взаимопонимание, помогающие преодолевать трудности в труде и жизни – главные проблемы, поставленные в этих произведениях.

Нурпеисов А. Долг: Роман. — Алма-Ата: Жазушы, 1987. — 304 с.

«… Вновь предстал глазам твоим удручающий вид иссолоневшей земли, усыхающего вон там моря… <… > Пойдет, наверняка пойдет эта зараза гулять все дальше, пожирая, испепеляя пядь за пядью все новые земли. <… > Со временем, когда не станет совсем Арала и нещадный суховей, не стихая ни днем ни ночью, вызовет такую же страшную соленую пургу, не обрушится ли она на цветущие нивы, на хлопковые поля меж двух древних рек, опустошая их так же свирепо? <… > Уже и сейчас… до семидесяти пяти миллионов тонн пыли поднимается каждый год с северо-востока Арала, разносится вокруг чудовищный мор, наступает разгул белой гибельной стихии…». Роман повествует о драме сегодняшнего Арала, о катастрофическом обмелении никогда уникального моря в пустыне, вызванном человеком. Это — роман-размышление о современности, о нравственном состоянии общества, об ответственности перед собственной совестью, о гражданском долге перед современниками и потомками. Проблема экологии звучит в нем набатом предупреждения.

Сатаев А. В лебедей не стреляют: Проза / АмантайСатаев. — Алматы: Қайнар, 2011. — 384 с.

В книгу вошли произведения писателя, написанные в разные годы: проза, исторические портреты, пьесы. В повести «В лебедей не стреляют» рассказывается о целине, о жизни первых целинников, о дружбе народов. В исторических портретах представлены очерки и эссе об известных людях: Аттиле, Богенбай батыре, Чокане Валиханове, Николае Вавилове и МухамеджанеТынышпаеве, Магжане Жумабаеве, Мустафе Чокаеве, Хаджимукне и др. Исторические портреты созданы на основе документальных материалов. Одна из пьес повествует о великом украинском кобзаре Тарасе Шевченко, который многие годы отбывал ссылку на Мангышлаке рядовым солдатом.

Сейсенбаев Р. День, когда рухнул мир: Рассказы. — Семипалатинск: Международный клуб Абая, 2002. — 85 с. — (Народная библиотека).

«Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу — в ноги, в грудь, в лицо; ослабли бабушкины объятия, земля вздымалась как необъезженный конь; степи, гору в последней потуге удерживались, чтобы не сгинуть. Я видел, высунувшись из-под кошмы – огромный гриб заполнил небо, и огнедышащий всполохи играли необозримо буйным соцветием красок. Страх и удивление в единый миг сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть. Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипели, гнулись деревья, и в адские это звуки внезапно вплелся еще один – отчаянный, режущий уши визг ли плач?» Произведения Роллана Сейсенбаева несут в себе проблемы общечеловеческие: угроза испытания ядерного оружия, Семипалатинский полигон и земля Казахстана, народ Казахстана, личность и история.

Сланов Г. Приволье: Роман / Пер. с каз. — М.: Сов. писатель,1953. — 301 с.

Повесть рассказывает о трудовой жизни послевоенного колхозного аула, героическом труде колхозников, строящих через горный перевал дорогу, по которой будут доставлять в колхоз необходимые строительные материалы. «… Дорога в основном была закончена. Грузовые машины проходили по ней из конца в конец. Оставались лишь кое-какие доделки, — временные мосты заменялись прочными, постоянными, замащивались последние километры. Вниз с гор отправлялись первые машины, груженные лесом…». Лучшие качества своих героев автор раскрывает в трудовых буднях, в стремлении сделать свой колхоз богатым и процветающим.