Казахский общественный и государственный деятель, преподаватель, ученый, журналист, этнограф. Один из основателей и лидеров партии «Алаш», комиссар Временного правительства по Казахстану (1917 г.).
Родился в Токыраунской волости Каркаралинского уезда бывшей Семипалатинской области, нынешнем Актогайском районе Карагандинской области. Принадлежал к султанскому роду торе, потомок Джучи хана, старшего сына Чингисхана.
Когда Алихану исполнилось 9 лет, отец повез его в Каркаралы, отдал учиться местному мулле. Но сообразительный мальчик, поняв, что дети, обучающиеся в школе, более грамотны, сам, по своей воле, перевелся в городскую трехклассную начальную школу. После этого он поступил в Каркаралинское городское трехлетнее училище, которое закончил на «отлично». 16-летний Алихан был принят в Омское техническое училище. Училище, где в течение всех четырех лет Алихан был лучшим учеником, в благодарность за это, предоставило ему возможность для продолжения учебы. Так в 20 лет он поступил на экономический факультет Петербургского лесотехнического института, имея на руках рекомендательное письмо канцелярии Степного генерал-губернатора и 200 рублей стипендии казахского сообщества.
В Петербурге наряду с ежедневными занятиями в институте Алихан Бокейханов активно участвовал в работе политических, литературных, экономических кружков, участвовал также в студенческих волнениях. Он стал задумываться о тяжелой судьбе казахского народа, более 200 лет находившегося в зависимости от Российской империи. АБокейханов понимал, что народу, прозябавшему в плену необразованности и невежества, необходимы знания и культура. Он поставил перед собой цель: поднять образованность, культуру народа, улучшить его жизнь.
Закончив учебу, А. Бокейханов вернулся в Омск человеком со сформировавшимися взглядами на колонизаторскую политику Российской империи в казахской степи, вооруженный марксистской экономической теорией, знакомый с видами и методами политической подпольной деятельности, имеющий определенный опыт политической борьбы. По возвращении в Омск он быстро нашел язык с прогрессивно настроенной интеллигенцией, со ссыльными, наладил с ними тесные отношения, стал активно участвовать в общественно-политической работе.
Вступив в ряды партии «Свобода народа», он и сам организовал небольшую группу приверженцев этой партии среди казахской интеллигенции и политических активистов. Омский период жизни оказал особое влияние на формирование политических взглядов, на становление его как политического, общественного деятеля, политического борца, а в дальнейшем организатора и вождя национально-освободительного движения.
Наличие в казахской степи в начале ХХ века двух идейных течений общеизвестно. Одно из них — традиционное панисламистское течение с центрами в Бухаре и Туркестане. Второе — новаторское пантюркистское течение, состоящее из прогрессивно мыслящих представителей казахской интеллигенции, получивших образование в русских школах, возглавил Алихан. Он относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая "видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры. Пантюркисты считали преждевременным вступать в открытую борьбу против Российской империи, тем самым показав политическую выдержку. Они считали необходимым, в первую очередь, разбудить сознание народа и все силы мобилизовали на решение этой задачи. Но развернуть эту работу так, как они задумали, не давали сыщики жандармского управления. По доносам агентов их преследовали, сажали в тюрьмы. Это коснулось и Алихана, который еще в студенческие годы попал в список неблагонадежных и был под наблюдением; вначале его заключили в Семипалатинскую тюрьму, потом сослали в город Самару.
По возвращении из ссылки в 1916 году А. Бокейханов сразу же включился в общественно-политическую жизнь Оренбурга — он был выбран в городскую думу.
Член партии кадетов с 1905 года А. Бокейханов большие надежды возлагал на Февральскую революцию, но они не оправдались. Временное правительство, которое представляли вожди партии кадетов, было против предоставления автономии казахам. Помимо этого он не смог прийти с ними к соглашению по земельным вопросам и вышел из состава партии. После февральской революции его пути с кадетами разошлись поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе — предоставление автономии казахскому народу.
Возглавив группу из девяти представителей казахов, А. Бокейханов участвовал в работе съезда Сибирских автономистов в Томске. Он намеревался создать Казахскую автономию в составе Сибирской республики. По возвращении А. Бокейханов приступил к созданию первой в истории казахов национальной политической организации — партии «Алаш». Идейные предпосылки такой партии были заложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года, которую он создал с Ахметом Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым.
В декабре 1917 года на Всеказахском курултае (учредительном съезде) была провозглашена Алашская автономия, то есть автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому было присвоено наименование «Алаш-Орда». Первым председателем этой первой Казахской автономной республики был избран А. Бокейханов. Но вскоре большевики, пришедшие к власти, прекратили деятельность Казахской автономии, а руководителей подвергли гонениям.
В гражданской войне А. Бокейханов и алашординцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алашординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение — войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. А. Бокейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной акцию большевиков по вооруженному захвату власти.
Но поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, А. Бокейханов счел для себя возможным работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, и к методам насаждения социализма. Но деятельность А. Бокейханова была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». Достигнутый между большевиками и «Алаш-ордой» компромисс был впоследствии большевиками отброшен, а лозунг «алашординец-националист» стал основой репрессий против казахской интеллигенции.
В 1920–1930-е годы А. Бокейханова трижды арестовывали органы НКВД. В августе 1937 года он был вновь арестован по ложному обвинению. 27 сентября 1937 года осужден и приговорен к смертной казни за принадлежность к «террористической организации». В тот же день приговор был приведен в исполнение: А. Бокейханов — расстрелян.
Деятельность выдающегося гражданина, посвятившего всю свою сознательную жизнь, до последнего дыхания, делу освобождения народа, была многогранной. Он — делегат Российских съездов местных и городских общественных деятелей, депутат I Государственной Думы, депутат народного съезда мусульман, член бюро фракции мусульман IV Госдумы, ученый-энциклопедист по лесному хозяйству, экономист, организатор научного исследования скотоводства, историк, этнограф, литературовед, переводчик, публицист. А. Бокейханов — выдающаяся личность, оставившая незабываемый след в общественно-политической, духовной, культурной истории казахского народа.