Мустафа Шокай (Чокаев) родился 25 декабря 1890 года в казахском ауле на реке Сырдарье близ Перовска (ныне Кызылорда). Его предки были степными аристократами. Дед Мустафы был правителем Сырьдарьинской области Хивинского ханства, а отец — уважаемым в народе судьей. В их семье была хорошая библиотека старинных рукописей.
Начальное образование Мустафа получил у своих родителей, затем с отличием окончил русскую гимназию в Ташкенте и юридический факультет Петербургского университета.
Когда в 1912 году умер отец Шокая, Мустафа на год вернулся домой по просьбе земляков и замещал должность отца — судьи. Тогда в связи со столыпинской аграрной реформой в Казахстан стали массово переселять крестьян из России, землю для них отбирали у местных казахов, начались земельные споры. М. Шокай защищал интересы казахского народа.
Молодого казаха, с отличием окончившего в 1916 году Петроградский университет, заметили. Бывший член Госдумы I созыва кадет Алихан Букейханов рекомендовал его еще в 1913 году в секретари мусульманской фракции IV Государственной думы России. Работая в Думе, Шокай познакомился с видными мусульманскими политическими деятелями России и подружился с Ахмад-Заки Валиди, будущим председателем Башкирской автономии.
В разгар тяжелой Первой мировой войны 25 июня 1916 года царь Николай II издал указ «О реквизиции инородцев», о привлечении коренного населения Туркестана и Степного края в возрасте от 19 до 43 лет к тыловым работам — рытью окопов. Началось мощное восстание в Туркестане и Степном крае. В казахских степях восстание возглавил Амангельды Иманов. Из Петрограда в Ташкент выехала комиссия Госдумы, возглавляли которую уже известный всей России успешными политическими процессами адвокат и депутат Госдумы А. Ф. Керенский и сенатор Кутлу-Мухаммед Тевкелев. Мустафа Шокай вошел в нее как секретарь мусульманской фракции и переводчик. Комиссия изучила проблемы региона. Последовавшие выступления Керенского в Думе с анализом причин восстания туркестанцев против политики царского правительства принесли ему огромную популярность по всей России. Вернувшись в Петроград, Шокай тоже подготовил свои материалы для выступления в Госдуме от своей фракции. Но в стране наступил тяжелый экономический, а затем и политический кризис. Госдума была распущена царём Николаем Вторым, а потом он и сам отрёкся от престола.
23 февраля 1917 года началась Февральская революция. Власть повсюду стали захватывать Советы рабочих и солдатских депутатов. В марте 1917 года М. Шокай возглавил Мусульманский центр, образованный на Конгрессе мусульман в Ташкенте, и начал издавать газету «Бирлик Туы» (Знамя единства), где впервые провозгласил идею о независимости всех тюркоязычных народов, а также газету на русском языке «Свободный Туркестан», где пропагандировал демократические идеи.
Мусульманский центр начал готовиться к созданию автономии. Октябрьскую революцию 1917 года туркестанцы приняли с радостью, но эта радость продолжалась недолго, так как Советская власть была решительно против Туркестанской автономии. Захват власти большевиками начался с Ташкента. 29 октября 1917 года город уже полностью находился в руках Советов. Было издано постановление об аресте членов Туркестанского комитета. За голову Шокая была объявлена награда в 1000 рублей. Большевики быстро оценили опасность авторитета молодого туркестанского политика.
Мустафа Шокай и его соратники покинули Ташкент и продолжили свою деятельность в Ферганской долине, в Коканде, бывшей столице Кокандского ханства. 27 ноября 1917 года на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Кокандской автономии во главе с Временным Советом, который возглавил Мухамеджан Тынышпаев. Министерство иностранных дел возглавил Мустафа Шокай, но вскоре в связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий он стал председателем правительства. Кокандская автономия мыслилась в составе будущей Российской федерации.
С 5 по 13 декабря, приглашённый уже как глава Кокандской автономии, Мустафа Шокай принял участие во Втором Общекиргизском съезде в Оренбурге, где была провозглашена Алашская (Казахская) автономия. Он вошел в состав правительства «Алаш-Орда», председателем которого стал Алихан Букейханов. В этом правительстве 10 мест из 25 было предоставлено русским и другим нациям. И Алашская автономия тоже предполагалась в составе будущей Российской Федерации. Кокандское правительство объявило о намерении созвать свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть — представителям немусульманского населения. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. Но председатель Совнаркома Туркестанской республики Федор Колесов заявил: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации». В январе 1918 г. в ответ на предъявленный ультиматум Шокай отказался признать власть Советов. Для уничтожения Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией. 6 февраля 1918 года большевики начали штурм Коканда и за три дня полностью разрушили древний город. Мустафа Шокай чудом спасся во время разгрома и тайно уехал в Грузию, где активно помогал демократическим движениям кавказских народов.
В 1921 году Красная Армия захватила Кавказ, 16 февраля войска вошли в Тифлис. М. Шокаю пришлось эмигрировать в Турцию. Затем он через Берлин перебрался во Францию, где и обосновался. Находясь в эмиграции, с целью просвещения народов Туркестана, М. Шокай организовал выпуск газет и журналов, в которых публиковались статьи о Средней Азии, теоретические исследования, политические обзоры. С 1926 года Мустафа Шокай — в редколлегии журнала «Прометей», органа Национальной Защиты народов Кавказа, Украины и Туркестана. В 1927 году он организовал в Стамбуле журнал «Жана (Новый) Туркестан» — политический орган Национальной Защиты Туркестана. С 1929 года наладил в Берлине издание журнала «Яш (Молодой) Туркестан» и стал его главным редактором. Журнал просуществовал до начала Второй мировой войны в 1939 году, было выпущено 117 номеров. Знание ряда европейских языков позволяет Мустафе Шокаю выступать с докладами и аналитическими обзорами в Париже, Лондоне, Стамбуле, Варшаве.
В день нападения 22 июня 1941 года нацисты в Париже арестовали всех заметных русских эмигрантов и заключили в замок Компьен. Там же оказался и Шокай. Через три недели его вывезли в Берлин и полтора месяца вели обработку, предлагая возглавить Туркестанский легион, который планировалось набрать из пленных советских тюрков, заключенных в концлагерях. Немцы рассчитывали на авторитет Шокая. Легион должен был частично заменить немецкие части в боях на Восточном фронте против советских войск. Шокай потребовал ознакомить его с условиями содержания земляков в этих лагерях и был потрясен нечеловеческими условиями жизни азиатов за колючей проволокой.
Поняв, что использовать М. Шокая не удастся, немецкое руководство решает убрать его. 22 декабря 1941 года Гитлер подписал указ о создании Туркестанского и других национальных легионов. Так что к их созданию Мустафа Шокай не имеет никакого отношения. Он в это время лежал в берлинском госпитале «Виктория». 27 декабря 1941 года его не стало. В официальном заключении написано, что он «умер от заражения крови на фоне развивающегося сыпного тифа», которым он мог заразиться при посещении концлагерей. Но такие же симптомы могли быть и при отравлении. К тому же в своих воспоминаниях его жена Мария Горина-Шокай упоминала, что Мустафа уже переболел тифом в Туркестане и у него должен был быть иммунитет. В отравлении М. Шокая подозревают его сподвижника, узбека Вели Каюма, который и возглавил созданный в марте 1942 года Туркестанский легион.
Мустафа Шокай похоронен на турецком мусульманском кладбище (Османидов) в Берлине. На надгробном памятнике чуть ниже даты кончины по воле супруги М. Шокая, Марии Яковлевны, проставлены три латинские буквы и четыре цифры: JOH.15.13. Они указывают на тринадцатый стих пятнадцатой главы Евангелия от Иоанна, который гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих».
Гуманист-мыслитель, демократ, энциклопедист, просветитель Мустафа Шокай освещал проблемы истории и культуры народов Средней Азии и Казахстана, свободно владел английским, французским, немецким, турецким и арабским языками. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за правду, защите чести народов Средней Азии и Казахстана. До самой смерти сердце Мустафы Шокая билось вместе с родным народом.