Тынышпаев М. Т. — общественный деятель, железнодорожник, активный участник проектирования и строительства Туркестано-Сибирской магистрали.
Родился 12 мая 1879 года в предгорье Жиланды Маканчи-Садыровского района Лепсинского уезда Семиреченской области. Его отец Тынышбай, происходил из знатного казахского рода, являлся членом земельного комитета, созданного военным губернатором Семиречья генералом Г. А. Колпаковским. В 1889 году он повез сына в город Верный на обучение. Мухамеджан успешно окончил двухгодичный подготовительный класс, после чего стал обучаться в Верненской мужской гимназии. За успешную учебу он постоянно получал грамоты за хорошую успеваемость. Согласно его гимназической характеристике «… Тынышпаев с большим и постоянным интересом стал заниматься русской историей и историей русской литературы и культуры, в частности, он рано оказался одинаково способным и к изучению математики, и к изучению древних и иных языков, и русской литературы».
В 1900 году М. Тынышпаев окончил Верненскую гимназию и поступил в Императорский институт инженеров путей сообщения имени Александра I в Петербурге благодаря ходатайству директора Верненской мужской гимназии М. Вахрушева, в которой указывалось, что «… воспитанник Тынышпаев во всех отношениях образцовый ученик и притом выдающихся способностей, и поэтому я считаю своим долгом усерднейше просить Ваше превосходительство предоставить имеющуюся в вашем распоряжении стипендию Тынышпаеву, без таковой он не сможет продолжить образование в высшем учебном заведении».
В Петербурге М. Тынышпаев проживал в туркестанском общежитии, которое было организовано по предписанию генерал-губернатора Семиречья. Он был взят на полное содержание, ему ежегодно выплачивали 420 рублей, из которых 60 рублей выдавались единовременно на покупку необходимой одежды, обуви и учебных принадлежностей. Практику Мухамеджан Тынышпаев проходил в степях Казахстана, где в то время прокладывали железную дорогу Оренбург — Ташкент. В 1906 году он участвовал в изыскательной экспедиции А. Голембиевского по изучению трассы будущей Туркестано-Сибирской магистрали. В этом же году М. Тынышпаев сдал выпускные экзамены, защитил курсовой проект «Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги» и получил диплом инженера путей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ и с правом на чин коллежского секретаря при вступлении на госслужбу.
В 1906 году М. Тынышпаев стал работать инженером на строительстве Средне-Азиатской железной дороги, принял активное участие в возведении моста через реку Амударью.
В феврале 1907 года он был избран депутатом 2-й Государственной Думы от Семиреченской области. 3 июня того же года Государственная дума была распущена и М. Тынышпаев вернулся в Туркестанский край.
С 1911 года Мухамеджан Тынышпаев работал начальником отдела, а затем главным инженером железнодорожного строительства участка Урсатьевск — Андижан. В 1914 году он перешел работать на строительство Семиреченской дороги (начало Турксиба), где был начальником небольшого участка железнодорожной линии, а затем главным инженером линии от Арыси до Аулие-Аты.
После февральской революции 1917 года в апреле Временным правительством для решения на местах вопросов управления краем был создан Туркестанский комитет, куда был включен и Мухамеджан Тынышпаев. В июле 1917 года он, как делегат от Семиреченской области, участвовал в I Всекиргизском съезде в Оренбурге и вошел в число делегатов на Всероссийское учредительное собрание. В ноябре 1917 года он был избран премьер-министром Туркестанской автономии, но в связи с расхождением взглядов с избранным министром иностранных дел Мустафой Чокаем покинул свой пост и уехал в Ташкент, уступив тому свое место. Чокай, как премьер Туркестанской автономии, участвовал в декабре 1917 года во II Всекиргизском съезде в Оренбурге, где была провозглашена Алашская (Казахская) автономия, и вошел в состав правительства «Алаш-Орда», председателем которого стал Алихан Бокейханов.
В 1919 году, когда Советская власть установилась в Туркестане и Степном крае, М. Тынышпаев перешел на ее сторону. В 1921 году его назначили начальником Управления водного хозяйства Наркомзема Туркестанского края в Ташкенте. В 1922 году Наркомзем назначил М. Тынышпаева на аналогичную должность в Чимкенте. 22 июля 1922 года он потерял свою жену Гульбахрам, мать его троих детей: Искандера, Фатимы и Дины, — которая скончалась от холеры. После этого Мухамеджан Тынышпаев вернулся в Ташкент.
В 1924 году его пригласили в Казахский педагогический институт, открывшийся в Ташкенте, на работу преподавателем математики и физики. В этот период он занимался сбором информации о происхождении жузов, описывал историю казахских родов, составлял таблицы к генеалогии родов с краткими описаниями жизни и смерти ханов, батыров, биев, акынов, а также выступал с лекциями на эту тему в Туркестанском отделе Русского географического общества. Опубликовал исследования: «Коксуйский могильник и городище Кайлак», «Историческая справка о родоплеменном составе населения Ташкентского уезда», «Казахи в XVII—XVIII веке», «Победы и поражения казахов», «Материалы по истории киргиз-казакского народа». Уделял много времени общественной работе и пропаганде знаний.
В 1925 году М. Тынышпаеву была предложена должность главного инженера по благоустройству города Перовска (бывшая Ак-Мечеть), переименованному в Кызыл-Орду в связи с переводом сюда из Оренбурга новой столицы Казахской АССР. Под его руководством были возведены жилые дома и административные здания из кирпича, был спроектирован и построен канал Саркырама для обеспечения Кызыл-Орды питьевой водой.
1 марта 1926 года М. Т. Тынышпаев переехал в Алма-Ату и начал работать начальником дорожного отдела Семиреченской губернии — была построена автомобильная дорога с твердым покрытием Алма-Ата — Пишпек, проведены изыскания по строительству дороги Алма-Ата — Талды-Курган, предложен новый вариант дороги Алма-Ата — Хоргос.
В январе 1927 года по настоятельному предложению Турара Рыскулова М. Тынышпаев был включен в Комитет содействия строительству Турксиба, созданный в декабре 1926 года. М. Т. Тынышпаев принимал активное участие в подготовке «агентов эксплуатации дороги», по его инициативе были созданы курсы, на которых обучались 60 молодых казахов. Занимался разработкой проекта (известен как Чокпарский вариант) прокладки железнодорожной колеи через Чокпарский перевал, который позволил сэкономить 25 млн. рублей и почти на год сократил срок строительства Турксиба. В 1928 году настоял на Балхашском варианте трассы в противовес Лепсинскому, благодаря чему было сэкономлено около миллиона рублей при строительстве и сто тысяч рублей в год при эксплуатации железной дороги. Работал над исправлением ошибки инженера-проектировщика строительства станции Алма-Ата-I.
В сентябре 1929 года начальник строительства Турксиба В. С. Шатов издал указ об образовании в составе производственного отдела Турксиба особой службы — части пути, начальником которой был назначен Мухамеджан Тынышпаев.
В те годы Тынышпаев женился на Азизе Шалымбековой, однако их брак не продлился долго, и она с маленькой дочкой Энлик переехала в Москву.
3 августа 1931 года Мухамеджан Тынышпаев был арестован по доносу, но после долгого следствия преступных улик не было обнаружено. Его третья жена Амина в это время скрывалась с маленьким сыном Даулетом и по настоянию М. Тынышпаева дала сыну свою фамилию — Шейх-Али. При следующем аресте М. Тынышпаеву было предъявлено обвинение, и 20 апреля 1932 года определено наказание — 5 лет ссылки в Воронеже. Под надзором он работал в техотделе Управления постройки новой железной дороги Москва — Донецк. После возвращения из ссылки он поехал на строительство железной дороги Кандагач — Гурьев, где сильно простудился, заболел, после чего переехал в Ташкент.
21 ноября 1937 года М. Тынышпаев был вновь арестован как «враг народа» и расстрелян. 29 сентября 1959 года решением Верховного суда Казахской ССР Мухамеджан Тынышпаев был реабилитирован. В феврале 1970 года его реабилитировали Прокуратура СССР и Военный прокурор Туркестанского Военного округа.