Беда Леонид Игнатьевич (1920–1976 гг.)

Беда Леонид Игнатьевич

Леонид Игнатьевич Беда родился в 1920 году в селе Ново — Покровка, Ленинского района (ныне Узункольский), Кустанайской области. Учиться начал там же, а продолжил — в Урицкой семилетке. Огромная тяга к знаниям привела его в город Уральск. Здесь Леонид Беда окончил среднюю школу и поступил в учительский институт на физико-математический факультет. Любовь к авиации привела его в августе 1940 года в Чкаловское (Оренбургское) авиационное училище. В училище его и застала Великая Отечественная война.

В августе 1942 года начинается фронтовая биография Л. И. Беды. Попав в самое пекло войны, Леонид Беда уже в первых боях проявил высокое мастерство, исключительную храбрость и мужество. Его боевой путь начался на Сталинградском фронте, где решалась судьба Советского Союза. Здесь Л. И. Беда совершил 60 успешных боевых вылетов. А менее чем за год он совершил более 100 боевых вылетов. За эти бои молодой летчик был награжден орденом «Красная звезда» и дважды орденом «Красное знамя».

29 апреля 1943 года, будучи ведущим группы, на подходе к цели в районе Ново — Троицк Леонид Беда, встретив группу самолетов противника Ю-87, вступил в бой. В результате воздушного боя его группа сбила три Ю-87, лично Беда сбил один из них. После чего успешно выполнив боевую задачу по уничтожению живой силы и техники противника в районе Стаханова, группа без потерь вернулась на аэродром. 12 января 1944 года группе штурмовиков была поставлена задача нанести удар по населенному пункту Днепровка. Возглавить эту группу поручили Леониду Беде. Через несколько минут летчики были над целью. Семь раз заходили штурмовики на цель. Семь раз сбрасывали на врага бомбы, обстреливали из пушек и пулеметов. В результате был уничтожен один танк, три зенитных, два артиллерийских орудия и одна минометная батарея.

7 апреля 1944 года Л. И. Беда получает задание штурмовать вражеский аэродром Курман – Камельчи. Первый заход прошел успешно. На втором заходе самолет Беда был подбит, в кабине запахло дымом. Штурмовик начал терять высоту. Летчик вынужден был произвести посадку на территории, захваченной врагом. Оценив обстановку, Беда дал сигнал ракетой своему товарищу младшему лейтенанту Бересневу. Пока Леонид Беда поджигал свой поврежденный самолет, чтоб не достался врагу, Береснев совершил рядом посадку и забрал боевого товарища. Оба героя благополучно вернулись на свой аэродром.

За произведенные успешные боевые вылеты на самолете ИЛ-2 по уничтожению техники и живой силы противника, за освобождение Крыма, Севастополя, Сталинграда, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии старший лейтенант Беда Леонид Игнатьевич был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

18 января 1945 года. Штурма вражеских позиций в районе Драгупенен. Полет на «свободную охоту». Так записано в наградном листе. В этом полете Л. Беда лично уничтожил один танк. Это был не последний бой. До конца войны он совершил еще много боевых вылет, на его счет была записана не одна победа. Л. И. Беда сражался на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Донбасса, Южной Украины, Крыма, Белоруссии и Литвы, в Восточно-Прусской операции и штурме Кёнигсберга. Летная книжка напоминала герою о горящем Сталинграде, Запорожье, Орше, поверженном Кенигсберге и многих других городах и селах.

За годы войны Л. И. Беда совершил 214 боевых вылетовна штурмовике Ил-2, сбил лично и в групповых боях четыре самолета, уничтожил 24 танка, 48 автомашин, подавил 67 точек зенитной артиллерий, 27 артиллерийских и минометных батарей, уничтожил один паром и 46 вагонов, истребил большое количество живой силы противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за взятие Кенигсберга, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Герой Советского Союза Гвардии майор Беда Леонид Игнатьевич был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

За время войны он прошел путь от рядового летчика до помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе. После войны в 1945 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Липецкой высшей офицерской летно-тактической школе. До 1947 года продолжал службу в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе). В 1950 окончил Военно-воздушную академию (Монино), а в 1957 году академию Генерального штаба. Был командиром авиационного полка, заместителем командира авиационной дивизии (в Туркестанском военном округе). Командовал авиационной дивизией (в городе Лида Гродненской области, (Белоруссия). Последняя должность заслуженного летчика СССР, генерал-лейтенанта Леонида Игнатьевича Беды — командующий Военно-Воздушными Силами Краснознаменного Белорусского военного округа. 26 декабря 1976 года дважды Герой Советского Союза Л. И. Беда погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

В 1966—1968 — заместитель, в 1968—1972 — 1-й заместитель командующего 26-й воздушной армией (Белорусский военный округ). С февраля 1972 года — командующий 26-й воздушной армией.

Первые материалы о дважды Герое Советского Союза Л. И. Беде в Костанайский областной историко-краеведческий музей были переданы в 1960 году, его отцом Игнатом Яковлевичем.

Костанайцы свято чтят память о своем прославленном земляке. У здания городского акимата установлен его бронзовый бюст, изготовленный в 1948 году московским скульптором Шварцем. Он — Почетный гражданин города Костаная, его именем названа улица в областном центре.

Великая Отечественная война (1941-1945 г.г.)
Исторические личности
Беда Леонид Игнатьевич (1920–1976 гг.)