Луганский Сергей Данилович (1918-1977 гг.)

Луганский Сергей Данилович

Дважды Герой Советского Союза, почетный гражданин Алматы Сергей Данилович Луганский для многих летчиков был образцом доблести, мужества, героизма и преданности Родине. Командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт). Его имя с гордостью носили дружины и пионерские отряды. Комсомольцы города Алма-Аты на собранные средства дважды дарили своему кумиру истребитель Як-1. К концу войны он совершил 390 боевых вылетов, сбил лично 37 и 6 в группе — вражеских самолетов.

Сергей Луганский родился 1 октября 1918 года в городе Верном (Алма-Ате). В 1936 году окончил неполную среднюю школу и работал садовником. В том же году был призван в Красную Армию и направлен по комсомольской путевке в Оренбургскую военную авиационную школу летчиков, после окончания которой в 1938 году он служил в 14-й авиационной бригаде в городе Пскове.

В 1939–1940 годах младший лейтенант Луганский участвовал в советско-финляндской войне, за время которой он сделал 59 боевых вылетов и сбил 1 самолет противника, за что получил свой первый орден Красной Звезды.

Начало Великой Отечественной войны застало Сергея Луганского под городом Таганрогом, где он штурмовал фашистские войска, летая на самолете ЛаГГ-3. Под Батайском и Ростовом-на-Дону Луганский сбил 4 вражеских самолета, и был награжден орденом Красного Знамени. Под Белгородом сбил еще 4 самолета, за что получил второй орден Красного Знамени.

14 сентября 1942 года, прикрывая с воздуха переправу через Волгу 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Родимцева А. И., капитан Луганский повел в лобовую атаку восьмерку ЛаГГ-3 против превосходящих сил противника. Немцы были настолько близко, что времени для маневра не оставалось. Луганский пошел на сближение с ведущим группы «мессерщмиттов». Стремительно сближались истребители. Когда до столкновения оставались секунды, нервы у немца не выдержали, и он нырнул вниз. Это был его единственный спасительный маневр, однако от тарана ему уйти не удалось. Ударом левой плоскостью Луганский начисто снес стабилизатор Me-109. Потеряв управление, вражеская машина завертелась и пошла к земле. Луганский же вместе с остальными нашими истребителями вернулся на свой аэродром.

В последующем капитан Луганский С. Д. воевал на Курской дуге и под Харьковомна самолете Як-1Б.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1493) капитану Луганскому Сергею Даниловичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за 221 боевой вылет, 18 лично и 1 в группе сбитых самолетов противника.

27 сентября 1943 года во время форсирования Днепра у села Мишурин Рог (Кировоградская область) войсками Степного фронта Сергей Луганский во главе эскадрильи прикрывал советские штурмовики. Его эскадрилья встретила у переправы группу Ju-88 и He-111 под прикрытием Me-109 и вступила в бой. Атака «юнкерсов» была отбита, однако к переправе прорвались «хейнкели». Луганский атаковал вражеский флагман и пропеллером снес ему руль высоты, из-за чего тот потерял управление и рухнул на землю. Луганский смог благополучно посадить поврежденный самолет на своем аэродроме.

К декабрю 1943 года С. Д. Луганский в воздушных боях на 2-м Украинском фронте сбил лично еще 13 вражеских самолетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года майор Луганский был награжден второй медалью «Золотая Звезда» (№ 1981).

Когда Луганского просили рассказать о воздушном бое, который ему наиболее запомнился, лицо его мрачнело. Ему не хотелось вспоминать тот бой под Харьковом, в котором он чуть не погиб.

В районе Холодной горы «Як» Луганского внезапно был атакован немецким истребителем «Фокке-Вульфом-190». С первых же секунд боя капитан Луганский понял, что имеет дело с опытным фашистским летчиком. Да и вооружение у немецкого истребителя было мощным. Четыре пушки и шесть крупнокалиберных пулеметов. На фюзеляже красовался пиковый туз — знак принадлежности летчика к высшей категории воздушных бойцов.

Луганский был настроен на победу. Однако он успел почувствовать, что при выполнении боевых маневров гитлеровский ас опережает его, а наглая улыбка врага привела его в ярость.

Самолеты взмывали в высоту, разрезая синь неба, стремительно камнем падали вниз в отвесное пике. Неожиданно сноп огня окутал «Як». На его крыльях появились дыры, поврежден фюзеляж, разбит фонарь кабины, к ногам летчика упало правое ухо шлемофона, срезанное пулеметной очередью. На приборной доске жалобно зазвенели разбитые стекла приборов. Луганский подумал, что ранен. Такого с ним никогда не было.

Он мастерски сделал маневр, который всегда приносил ему успех, поймал в прицелмутно-зеленый силуэт «Фокке-Вульфа-190» и с силой нажал на гашетку оружия. Гитлеровец решил, что с краснозвездным самолетом покончено, на миг расслабился, и этого мгновения хватило капитану Луганскому, чтобы открыть прицельный огонь. Очередь пришлась в бензобак. Вражеский истребитель с пиковым тузом на фюзеляже свалился на крыло и взорвался.

Когда Луганский посадил самолет, в нем насчитали восемьдесят пробоин. Воистину он родился в рубашке. Побывать в пекле и остаться живым. Это чудо!

В июне 1944 года отважный летчик-истребитель был назначен командиром авиаполка. В одном из боев Луганский отбил атаку вражеских истребителей на самолет Ил-2 известного летчика-штурмовика Талгата Бегельдинова.

В небе Румынии, над Одером Луганский летал на самолете-подарке алма-атинских комсомольцев. Боевой путь закончил в Берлине.

В 1949 году Сергей Данилович Луганский окончил обучение в Военно-воздушной академии, после чего служил на командных должностях в войсках ПВО. Ушел в запас в 1964 году в должности генерал-майора авиации. Написал книги «На глубоких виражах», «Небо остается чистым».

Скончался 16 января 1977 года. Похоронен в Алматы.


Великая Отечественная война (1941-1945 г.г.)
Исторические личности
Луганский Сергей Данилович (1918-1977 гг.)