Балпык Би (1694–1784 гг.)

Балпык Би (1694–1784 гг.)

Велико историческое значение труда Балпыка, который был и вождем племени жалаир, и оратором, и судьей, и предводителем войск. Балпык би вместе с Ескельды би, акыном Кабылиса (Кабан) еще при жизни считался святым. Балпык би родился в 1694 году, умер, по-видимому, в 1784 году, где-то на берегу рек Каратал, Коксу.

Балпык относится к роду андас, самому большому из 12 родов племени жалаир. Имя Балпыка всегда упоминается вместе с именем Ескельды, который старше его на 2 года. В течение столетий джунгарские калмыки постоянно совершали набеги на казахские земли, оттесняя народ с обжитых земель. Балпык би вместе с Ескельды би, акыном Кабылиса, батыром Ораком помогли жалаирам, скитавшимся вдоль рек Сырдарьи и Шу, перекочевать в освобожденные от врагов Жетысуйские края.

По более конкретным данным, Балпык, Ескельды, Орак батыр, возглавив войско жалаиров при Аныракайской битве, топили калмыков в реке Или. Основные вражеские силы бежали в сторону Талдыкоргана, отдельная их часть, желая остаться незамеченной, бежала в сторону от прямой дороги, в отдаленные районы рек Или, Балхаш, Камау. Великие полководцы — хан младшего жуза Абылхайыр, Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапырашты Наурызбай, Жаныс Отеген, Албан Райымбек гнали калмыков на восток, а разгромить врагов, оставшихся в тылу, поручили видимо Ескельды би, Балпыку би, Орак батыру.

В народе много преданий, рассказов о славных походах, проведенных ими от Капчагая до Балхаша. И сейчас еще сохранилось название «Три Калмыка», так называется красивое плодородное место возле озера Балхаш, где вливаются реки Или, Жидели. По-видимому, эти трое по своей воле были на службе у жалаиров, и эта земля, возможно, была им подарена.

Когда ханы первой половины XVIII века Жолбарыс, Абилмамбет, Абылхаир, и после них Абылай, привели племена жалаиров в самые плодородные края Жетысу — в окрестности рек Коксу, Каратал, Или, во многом этому способствовали трое святых: Ескельды, Балпык, Кабылиса-Кабан. Они сделали много для благоденствия народа. Кабылиса-Кабан акын, которого великий акын Суюнбай считал своим учителем, глубокими мыслями и пламенными речами поднимал дух народа. Ескельды и Балпык были во главе войск. Их справедливость поддерживала сплоченность всех жалаиров. Такие батыры, как Орак, защищали народ, землю. Именно поэтому их имена стали легендой.

Балпык — не просто мудрец, учивший добру, не просто красноречивый оратор, но и человек, возглавивший народ в трудное время, вождь. О его скромности и мудрости говорит и то, что почитая Ескельды би, который был старше на два года, он просил похоронить его ниже могилы Ескельды на две версты. В течение 200 лет ночуют у их изголовья больные и страждущие. Теперь издали, сверкая, видны высокие купола памятников, выстроенных в честь святых старцев.

Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Исторические личности
Балпык Би (1694–1784 гг.)