Толе Би Алибекулы (1663–1756 гг.)

Толе Би Алибекулы (1663–1756 гг.)

Толе би Алибекулы – выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов «Жеты жаргы», оратор и поэт.

Толе происходит из дулатовского рода жаныс, восходящего к Кудайберды, известного тем, что у него было девять сыновей. В этой династии до Толе би не было ни баев, ни биев. Все его предки принадлежали к простонародью и были крестьянами-шаруа, называвшимися «чернью». Толе родился в 1663 году в урочище Жайсан на берегу реки Чу (Жамбылская область). Умер в 1756 году в Акбурхан-орде (Ленгерский район Шымкентской области). После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса Толе би правил Ташкентом в течение шести лет (1743–1749 гг.).

Толе би был человеком образованным, грамотным, с детского возраста впитавшим традиции ораторско-поэтического искусства своего народа. Красноречие его отца Алибека, знание старой грамоты и народных сказаний способствовали раннему взрослению мальчика и получению благословения знаменитых в то время биев. Одаренный от природы Толе с пятнадцати лет принимал участие в собраниях биев, и прославился среди народа своей справедливостью и ораторским искусством. С двадцати лет он участвует в управлении страной. Его идеал – союз интеллекта и верности, справедливости и единства. Острота ума и красноречие сделали его известным и уважаемым в обществе. Недаром разглядел он в пастушке «Сабалаке», пасшем у него верблюдов что-то особенное, «гордого сокола», будущего хана Абылая.

За находчивость, мудрость и тонкость суждений Толе би считали опорой для ханов и заступником простого народа. В его речах нашли отражение темы честности и справедливости. «Мог конский волосок рассечь мечом правды повдоль», — так говорили о его справедливости. О его мудрых речах рассказывают многие легенды-предания, завещанные предками. Вора, укравшего тороку от седла, он приговорил возместить чапан и коня. «Как так?! – удивились люди. – За какой-то ремешок целую лошадь да еще чапан?» Толе би ответил: «К тороке можно привязать шубу, а шуба в стужу согреет путника». Другой вор украл конские путы, а Толе би заставил его выплатить девять голов скота со скакуном во главе. И объяснил свое решение так: «Путы сберегут коня, конь сбережет удальца, удалец защитит народ». А защита народа, укрепление государства, справедливое управление страной, умение говорить от имени людей и выносить решения — вот главные цели его жизни.

Еще больше повысился авторитет Толе би в связи с его призывом к народу взяться за земледелие, перейти от кочевья к оседлости, сочетая разведение скота с устоями городской жизни, учиться хорошим примерам у соседних народов, дабы позаботиться о грядущих поколениях. «Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить умеет», — говорил Толе би.

В то время казахское и джунгарское ханства находились в постоянной взаимной вражде. После смерти Тауке-хана Казахское ханство начало распадаться. Толе би, оставаясь правителем Старшего жуза, попал во временную зависимость от джунгарских завоевателей. Невзирая на то, что ему приходилось время от времени платить им дань, Толе би проводил политическое правление по-своему. Он всячески стремился к объединению и освобождению казахских общин от джунгарского гнета.

В 1726 году, на исходе весны, на южном склоне Каратау, на возвышенности Ордабасы, собрались на великий сбор лучшие представители всех трех казахских жузов – ханы и бии, султаны и батыры. По рассказам очевидцев, передававшимся из уст в уста, из поколения в поколение Толе би обратился к предводителям с таким словом: «<… > Народ лишился покоя и охвачен унынием, и, глядя на него, омрачается моя душа. Кто услышит этот заунывный плач развеянного по степи униженного народа?! В это скорбное время, когда обрушился остов юрты и всюду раздаются тяжкие стоны, найдется ли смельчак, способный зажечь светоч единства? <… > На весах ныне лежит судьба народа, общая судьба, общая доля. <… > Сообща вернее найдем мы путь к миру, назначим верховного сардара. Поводья войска трех жузов отдадим в надежные сильные руки одного предводителя. И соберем все силы в единый кулак и докажем, что все вместе мы – народ. Таков мой совет… К разуму взываю, братья!» Результатом этого собрания было формирование военного союза казахского, каракалпакского, кыргызского и узбекского народов против джунгарских завоевателей. Толе би, создав вместе с Кабанбай-батыром, Богенбай-батыром и Жанибек-батыром единый народный фронт, возглавил освободительную войну.

Толе би также приложил много усилий к формированию и развитию отношений между Россией и Старшим жузом. В 1733 году он стал инициатором послания к императрице Анне Иоанновне вместе с группой султанов и биев – вслед за принятием Младшим жузом российского подданства в 1731 году. Согласно грамоте от 10 июня 1734 года, Старший жуз был принят в подданство России, но это осталось лишь на бумаге. В августе 1749 года Толе би пишет личное послание о принятии Старшего жуза под покровительство России и отправляет послов во главе со своим сыном Айтпалом и батыром Жолдасом к Оренбургскому губернатору И. И. Неплюеву. Неплюев в своем ответном письме к Толе би от 26 сентября 1749 года, поддержав его желание присоединиться к России, выступил с просьбой приложить усилия для развития торговых отношений между двумя странами.

Толе би был сторонником равноправия женщин и мужчин. Своей невестке Данагуль он говорил: «Не избегай свекра. Это – устаревший обычай». Пересказывая основные положения «Жеты жаргы», Толе брался за их реальное воплощение, в частности, в вопросах о земельных спорах, о барымте и воровстве, о куне, о воспитании детей, о защите отечества, в спорах о вдовах. Он культивировал роль семьи в жизни человека.

Толе би призывал народ к терпеливости и настойчивости. Много было красноречивых и таких, которые мнили себя вождями, говорил Толе, а не смогли собрать воедино казахов. Вот почему страдают они от внешнего насилия, чуждаются друг друга, терпят поражение даже от немногочисленных врагов.

Толе би гордился тем, что во времена славного Тауке хана ему посчастливилось быть рядом с глашатаями справедливости Айтеке и Казыбеком, чьи имена стали символами для будущих поколений. Это о них будет сказано: «Для народа счастье не в богатых людях, а в мудрых».

Умер Толе би на девяносто третьем году жизни. Его похоронили в Ташкенте и на месте захоронения поставили мавзолей. К нему и поныне приезжают люди со всех концов света, чтобы поклонится славному предку.

В устном народном творчестве сохранилось много исторических легенд о Толе би. Вот одна из них.

В Ташкенте на мемориальной доске Толе би назван Карлыгаш бием. Карлыгаш по-казахски означает ласточка. Откуда у Толе бия такое имя? А вот откуда.

Толе би, как известно, жил в неспокойное для казахов время. Джунгарские захватчики то и дело совершали опустошительные набеги. Однажды они вторглись на территорию Старшего жуза. Все в панике разбежались, спасаясь в горах и степях, и лишь Толе би не покинул своей юрты. Предводитель джунгар, заметив одинокую юрту на своем пути, пришел в недоумение и приказал одному из воинов узнать, что за безумец не испугался.

Прискакал джунгар-воин к Толе би и пригрозил, что, мол, за такую дерзость он может лишиться и жизни.

Толе би спокойно указал на шанырак – деревянный остов юрты. «Видишь, ласточка гнездо свила. И пока она не выведет птенцов, как я стронусь с места? Вы, конечно, можете меня обезглавить, но моя жизнь не дороже жизни будущих птенцов. Не так ли?»

Воин поскакал обратно и донес слова Толе бия своему предводителю. Тот тотчас приказал остановить разбой «Народ, у которого есть такой мудрец, поработить невозможно».

С той поры народ и прозвал Толе би Карлыгаш бием.

Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Исторические личности
Толе Би Алибекулы (1663–1756 гг.)