Ауэзов Мухтар Омархан-улы — писатель, общественный деятель, академик АН КазССР, первый доктор филологических наук в Казахстане, профессор, заслуженный деятель науки КазССР. Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда (ныне Абаевский район, Семипалатинская область). Умер в 1961 году. Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьей Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауез был другом и почитателем творчества Абая. Образование Мухтар Ауэзов получил в русской школе, учительской семинарии, на филологическом факультете Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета, в аспирантуре Среднеазиатского университета.
С творчеством Ауэзова связан расцвет драматургии. Им написано свыше двадцати пьес, а также переведены на казахский язык такие классические произведения мировой и русской драматургии, как «Ревизор» Н. Гоголя, «Отелло» и «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Аристократы» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Офицер флота» А. Крона.
Значительным вкладом в литературоведение являются исследования Ауэзова устно-поэтического творчества казахского народа, эпоса «Манас», творчества Абая и других классиков. Вершиной его литературного наследия является многотомная эпопея «Путь Абая». Последние годы жизни писатель работал над созданием новой эпопеи о наших современниках — «Племя младое».
М. Ауэзов пришел в литературу сразу звездой первой величины. Его пьесы, рассказы и повести 1910–1920-х годов «Енлик-Кебек», «Карагоз», «Байбише-токал», «Судьба беззащитной», «Разборчивая невеста», «Красавица в трауре», «Серый Лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година» свидетельствуют о зрелости таланта молодого писателя. Уже известная и освоенная тема — жизнь и быт дореволюционного казахского аула, судьба беззащитного человека и его протест — освещены у М. Ауэзова новым внутренним светом.
Национальная проза и драматургия переживали в начале ХХ в. процесс становления. Ощутимо было в художественной литературе влияние устного народного творчества. Влияние это касается сюжета и композиции, приемов создания человеческого характера. Прозу молодого писателя отличают глубина и психологизм. М. Ауэзов расширил изобразительные возможности родного языка. Основная тема рассказов и повестей М. Ауэзова 1920-х годов — не только страдания простых людей, угнетение, но и духовное пробуждение народа. В отличие от Майлина и Торайгырова, М. Ауэзов более тяготеет к нравственной проблематике. Его занимает не столько происходящее, сколько исследование моральных принципов персонажей.
В эти годы М. Ауэзов создает такое объемное произведение, как «Серый Лютый». Рассказ-символ как бы вбирает в себя общественные и личные проблемы, психологически-нравственную оценку. Рассказ был настолько новым, неожиданным по содержанию и форме, что на долгие десятилетия стал объектом жарких споров критиков.
В ранних произведениях М. Ауэзова нет ни одного персонажа, мечты которого бы сбылись. Пока существует стена социально-нравственного отчуждения между людьми, не будет справедливости. Молодой писатель отказывается от свойственной фольклору однозначной характеристики героев. Он не любит пользоваться только белыми или черными красками: жизнь сложна и противоречива. Писатель воздерживается и от прямых характеристик, острые жизненные конфликты — вот его стихия.
Первым и самым ранним произведением Ауэзова была пьеса «Енлик-Кебек», основанная на народном предании о трагической судьбе двух молодых людей, осмелившихся поставить свои чувства выше родовых распрей.
С ноября 1919 года, с установлением советской власти в Семипалатинской области, М. Ауэзов принял самое активное участие в общественно-политической жизни края, его революционных преобразованиях. Он работал в Губревкоме, Губисполкоме, ГубОНО, в редакции газеты «Казак тiлi», в суде, Семипалатинском подотделе Русского Географического Общества. Ауэзов издавал журнал «Абай», помогал и содействовал работе культурно-просветительского кружка «Ес-аймак», преподавал в Казпедтехникуме и совпартшколе, принимал участие в подготовке и проведении курсов переподготовки учителей.
Мухтару Ауэзову выпало пережить немало тягот и страданий, выслушать политические обвинения в национализме, связанные с его творчеством 1920-х, преследовавшие его до середины 1950-х годов.
Переломными в его судьбе стали 1930-е годы, когда он два года находился в заключении по обвинению в национализме. Вынужденное признание несуществующей вины, отказ от своих лучших произведений той поры были условием выхода на свободу. Лишь в 1960-е годы впервые были переизданы его ранние рассказы и повести в сборнике «Караш-Караш», а публикация его повести «Лихая година» на русском и казахском языках приходится на 1970-е годы, пьесы «Хан Кене» — на начало 1980-х. Эти его ранние произведения, находившиеся долгое время под запретом или осуждавшиеся, стали признанной казахской классикой.
С ростом жизненного опыта и художественного мастерства у Ауэзова постепенно вызревал огромный по масштабу замысел – создать большое эпическое произведение, в котором через многоплановое изображение центрального образа Абая и широкой социальной панорамы рассказать правду о жизни народа, о целой эпохе. Замысел этот был не случайным. К творчеству Абая он проявлял пристальный интерес с 1920-х годов: собирал и изучал материалы о жизни и творчестве великого поэта и мыслителя, писал о нем статьи, печатал отдельные его стихи, написал биографию Абая, дополненную найденными им материалами, которая вошла в издание сочинений Абая 1933 года. Можно сказать, что Мухтар Ауэзов всей жизнью и своим творческим опытом был подготовлен к созданию крупного эпического повествования об Абае. Уже первая книга — «Абай», изданная на казахском языке в 1942 году и вскоре увидевшая свет в русском переводе, поразила всех своей удивительной жизненностью, художественным новаторством, неповторимыми творческими решениями. С публикацией в 1947 году второй книги романа «Абай», в которой с большой полнотой раскрывается необыкновенная способность Абая к духовному росту, активному действию и его близость к народу, популярность писателя возрастает.
Активно участвуя в литературной, культурной и общественной жизни, писатель и ученый неустанно боролся с ошибочными, однобокими взглядами, представлениями, подвергая их критике с высоких гражданских и научных позиций. Так было, например, в 1951–1952 годах, когда вокруг творческого наследия Абая, его поэтической школы, происходили острые дискуссии. Мухтаром Ауэзовым были написаны 3-я и 4-я книги. Вся четырехтомная эпопея была названа «Путь Абая».
После того, как эпопея «Путь Абая» была полностью опубликована на казахском и русском языках, появились переводы на многие иностранные языки. Роман стал одним из немногих произведений мировой литературы, главные герои которого вошли в сознание миллионов читателей.
Художественный талант Мухтара Ауэзова был универсален. Он внес огромный вклад в развитие казахской драматургии и театрального искусства. Исключительной популярностью пользовались его лекции и выступления. Ауэзов заложил основы абаеведения — отрасли литературоведения, исследующей жизнь и творчество Абая. Творчество Мухтара Омархановича явилось ценнейшим вкладом не только в казахскую литературу, но и в сокровищницу мировой культуры. Ауэзов заслуженно признан одним из выдающихся мастеров художественного слова двадцатого века.