Сегодня не возможно представить себе казахскую литературу без творчества Ильяса Есенберлина, Народного писателя Республики Казахстан. А анализ и осмысление многовековой истории нации неполноценны без внимательного взгляда на страницы его романов, в которых нельзя не заметить целенаправленность исследований, творческого поиска и жизненности его концепций.
Ильяс Есенберлин родился в 1915 году в Атбасаре, в семье столяра – трудолюбивых и мастеровых людей. После эпидемии черной оспы Ильяс с братом еще детьми осиротели. Брата приютили родственники, а девятилетний Ильяс без крыши над головой голодал, прятался и жил под мостом вместе с другими беспризорниками. Его, умирающего от голода и холода, подобрали во время коммунистического рейда и определили в детский дом. Это случилось 21 января 1924 года. После учебы и воспитания в детском доме И. Есенберлин поступил учиться и успешно окончил рабфак. Его направляют работать заместителем председателя райисполкома в Карсакпай. Это были тяжелые годы, когда голод и голодная смерть были обычным явлением.
Перед войной И. Есенберлин поступает в Алма-Атинский горно-металлургический (впоследствии ставший политехническим) институт и в 1940 году заканчивает его по специальности «горный инженер».
Не успел он толком поработать по специальности, как грянула Великая Отечественная война, внесшая свои грозные коррективы в повседневную жизнь. Когда началась война, Ильяс находился в Риге, где заканчивал обучение в военно-политическом училище. В первые дни войны его мобилизуют на фронт. Он становится политруком артиллерийской батареи. Ему пришлось воевать в самый тяжелый для Красной Армии период в 1941 году. С фронта он писал брату Равнаку: «В такой войне с человеком всякое может случиться: можно и погибнуть, можно выжить, но остаться инвалидом… Как хочется, чтобы хоть кто-то из нас остался в живых, пусть и калекой, и своими глазами увидел нашу Победу!» Он оказался прозорливым. В конце 1943 года во время атаки в одном из боев под Старой Руссой капитан И. Есенберлин был тяжело ранен в правую ногу. Ранение оказалось настолько серьезным, что встал даже вопрос об ампутации ноги, но Ильяс не согласился. В госпитале в Свердловске он находился почти полгода. Одна нога стала короче другой на 2 сантиметра, и теперь он ходил на костылях. За эту атаку политрук И. Есенберлин был представлен к ордену Красного Знамени, но так и не получил награду. Вероятно, наградной лист где-то затерялся. Получив инвалидность, Ильяс вернулся в Алма-Ату. Когда нога совсем зажила, он носил специальную обувь, и хромота не всегда замечалась. Но ранение давало о себе знать всю жизнь. И все-таки он радовался от встречи с родной землей: «Родина у нас одна – Великий Советский Союз. За него я пролил кровь, готов отдать жизнь. Но земля, на которой я родился, где я совершил первые шаги и вырос, мне очень дорога. Защищая Великую нашу страну, я защищал свой Казахстан». Это чувство он выразил в стихотворении «Елге Қайтқанда» («Возвращение на Родину»), когда ступил на родную землю. На фронте И. Есенберлин стал членом партии, поэтому его сразу же приняли на работу заведующим сектором ЦК Компартии Казахстана.
Вопреки различным предупреждениям и угрозам, в 1944 году И. Есенберлин женится на дочери «врага народа» Хамзы Джусупбекова, видного представителя национальной интеллигенции, расстрелянного в 1937 году. С тех пор его начинают преследовать и унижать.
В 1950 году против И. Есенберлина возбуждают уголовное дело, дают десять лет и отправляют на верную смерть – строительство Каракумского канала. Спасло лишь то, что он был горным инженером и вел ответственный участок – взрывные работы. После смерти Сталина в 1953 году И. Есенберлина освобождают, реабилитируют и он с семьей едет работать на рудники в Семипалатинскую область. В этот период он понимает, что совершенно не может жить без литературного творчества. Он был готов работать хоть кем, лишь бы писать и творить. Еще во время войны он написал несколько поэтических произведений, и некоторые из них были опубликованы в 1945 году. Например, отдельными изданиями вышли в свет поэмы «Айша» и «Султан».
И. Есенберлин приезжает в Алма-Ату и устраивается на должность рядового редактора в издательство художественной литературы. Там же он начинает писать первые книги, в том числе свой первый жизнеутверждающий роман «Песня о человеке».
Немного позднее И. Есенберлин переходит работать в киностудию. За время работы отредактировал множество фильмов, написал десятки сценариев для фильмов и спектаклей. Удачен был его опыт в драматургии – пьеса «Борьба в горах» долгое время шла в Республиканском ТЮЗе. Очень любил музыку и песню, охотно сочинял куплеты для композиторов Казахстана. Фильмы «Сплав», «Шквал», «На диком бреге Иртыша», «Крылья песни» — с его песнями.
Однако, по мнению самого писателя ни в поэзии, ни в драматургии ему не удавалось со всей полнотой выразить свое творческое кредо, свои нравственные принципы, и он очень скоро обратился к прозе, которая, как ему казалось, представляла больший простор для художественных исканий. Романы «Схватка», «Опасная переправа», «Любящие», «Золотая птица», «Прикрой своим щитом», посвященные молодой казахской интеллигенции, первоцелинникам и нефтяникам Мангышлака, поставили его в ряд крупнейших писателей республики. В 1968 году за роман «Схватка» И. Есенберлину была присуждена Государственная премия Казахской ССР.
В то же время в писателе постоянно зрела идея создания исторического романа, шел непрерывный процесс накопления и обработки исторического материала. Он посещал многочисленные архивы в разных городах страны, внимательно и кропотливо изучал первоисточники, переосмысливал события недавнего прошлого казахского народа – период присоединения Казахстана к России.
В 1969 году появился роман «Хан Кене», в 1971 и 1973 годах — два других романа «Заговоренный меч» и «Отчаяние», составившие историческую трилогию «Кочевники». После издания «Кочевников» в Казахстане, трилогия стала достоянием всесоюзной аудитории – была издана в издательстве «Советский писатель». В настоящее время вышло первое полное издание на казахском, русском, английском языках.
И. Есенберлин одним из первых в казахской литературе ступил на стезю художественного осмысления решающих этапов в многовековой истории своего народа, создал художественные образы и дал смелые оценки деятельности многих ханов и султанов, сыгравших определенную роль в истории, а активным творцом истории – представил народ.
И. Есенберлин, безусловно, понимал недюжинный масштаб своего таланта и хорошо знал настоящую его цену. Он знал, что у Писателя нет права повторяться или же идти вниз. Есенберлин всегда чувствовал бешеный темп Времени, а дни, отпущенные судьбой, все-таки безвозвратно убывали. И потому, пока были силы, он, ощущая нерастраченность своих замыслов, не мог позволить себе никакой передышки, даже самой малой. Каждый час свой он, внешне всегда невозмутимый, жил в нечеловеческом напряжении. Оно вело его по жизни тремя путями – к гигантской творческой отдаче, к могиле, и к бессмертию в благодарной памяти родного народа.