Певец (тенор), заслуженный деятель культуры Казахстана, народный артист Казахской ССР, лауреат Государственной премии республики. Гарифулла Курмангалиев родился в 1909 году в местечке Аккуль Каратобинского района Западно-Казахстанской области. Отец певца, Курмангали, был бедным шаруа. Четырехлетним ребенком Гарифулла лишился отца, а еще через несколько лет умерла и мать. Мальчик рос у своих дядей, родных братьев отца – Губайдуллы и Хамидуллы. В возрасте десяти лет Гарифолла уже неплохо пел и играл. В тех краях пустили глубокие корни традиции композитора-песенника Мухита (1841–1918). В формировании таланта Гарифуллы сыграли большую роль ученики и последователи «казахского Баяна», как называл Мухита А. Затаевич. Родственники Гарифуллы зимовали в песках Аккуля, а к лету перебирались на джайляу в сторону Шубаркудук, Кумсай, Сары-алшын. Эти места находились недалеко от Джамбейты – родных краев рода Мухита, — и юноша имел возможность часто встречаться с верными учениками прославленного композитора – Шынтасом и Шайкы, перенявшими манеру и исполнительское мастерство Мухита, ставшими популяризаторами его песен. Вместе с ними Гарифулла разъезжал по аулам. Благодаря своему широкому, сильному от природы голосу, а также трудолюбию и настойчивости он встал в один ряд со многими опытными певцами. Юноша прекрасно играл на домбре, свободно владел своим голосом, и о новом певце заговорили уже в соседних областях.
Когда в степь пришла советская власть, Гарифулла получил возможность всецело заняться любимым искусством. В 1927 году молодой певец побывал в Буртинской волости Уильского района, в Оренбурге, в Карагаше и Табыне Гурьевской области. Всюду ему сопутствовал успех. В его репертуар входили в основном песни Мухита, лиро-эпическая поэма «Кыз-Жибек» и айтысы акына Бала Ораза.
В 1929 году Гарифулла работал в Кара-Тюбе, а начиная с 1930 года – председателем колхозов «Аккуль», «Ханкуль», «Кулшук» и председателем аулсовета. Но с песней и домброй он не расставался. Всюду, где только была возможность, пел, играл, совершенствовал свое мастерство.
Весной 1934 года Г. Курмангалиев выступил на слете художественной самодеятельности в Джамбейты, а некоторые время спустя – в Уральске. Заняв первое место среди певцов района и области, он приехал в июне того же года в Алма-Ату, где после успешного выступления на первом Всеказахстанском слете народных талантов решением жюри был оставлен в Казахском музыкально-драматическом театре (ныне Казахский театр оперы и балета имени Абая).
В театре Г. Курмангалиев спел свыше двадцати партий в операх Е. Г. Брусиловского «Кыз Жибек», «Ер Таргын», «Айман-Шолпан», «Амангельды», М. Толебаева «Биржан и Сара», А. Жубанова и Л. Хамиди «Абай», З. Палиашвили «Даиси» и других.
В годы Великой Отечественной войны Г. Курмангалиев в составе концертной бригады трижды выезжал на фронт. Голос его звучал не раз в Москве, Ленинграде, Киеве, во многих городах Средней Азии. Выступал Г. Курмангалиев и за рубежом: в 1950 году в Китае, а 1960 году в Афганистане.
В его исполнении казахские песни звучали возвышенно и величественно, заполняя собой все пространство. Уже первые звуки голоса певца завоевывали души и сердца людей. Перед слушателями как-будто возникали просторы необъятных степей и высокие величественные горы, проносились образы скачущих аргамаков и аруан. Прекрасные звуки кюя, мощные как бурлящие потоки весенних рек, легкие, как взмахи крыльев орлов, парящих в небе, словно рождались из глубины сердца Г. Курмангалиева. Особенностью основанной им школы народных песен был высочайший уровень мастерства исполнения.
За услуги в развитии казахской музыкальной культуры правительство Казахстана присвоило в 1939 году Гарифулле Курмангалиеву звание заслуженного артиста республики, а в 1954 году – звание народного артиста Казахской ССР.
Ни один большой концерт не проходил без участия прославленного певца. При Казахконцерте сложилась группа молодежи, которая настойчиво перенимала опыт Курмангалиева, училась у него, усваивала его артистические манеры и навыки. Начиная с 1967 года, он преподавал в Республиканской студии искусства и цирка.
Г. Курмангалиев был не только певцом-исполнителем, но и ищущим, способным композитором. Он сочинил десятки песен. В его песнях, даже самых «современных», явно слышаться интонации народной музыки. Тематика этих песен довольно многообразна. В звуках отобразить он стремился отобразить многогранную действительность.
Гарифулла Курмангалиев был крупнейшим мастером казахского песенного искусства. Его помнят. Его любят. Ему подражают. Он достоин такой всенародной любви.