Сабит Муканов — классик казахской литературы, поэт, общественный деятель, академик, председатель Союза писателей Казахстана. Родился 13 (26) апреля 1900 года в Таузарской волости Акмолинской губернии (ныне Северо-Казахстанская область) в семье скотовода. Участник Гражданской войны 1918–1920. Учился в Институте красной профессуры (1930–1935). Начал печататься с 1922 года. Одни из первых произведений: романы «Сынбая» (1928), «Светлая любовь» (1931), «Teмиpтac» (1935). Автор романов «Ботагоз», «Сырдарья», автобиографической трилогии «Школа жизни». Видный организатор литературного дела в республике. Исследовал историю и теорию литературы. Изучал казахскую литературу XVIII — начала ХХ веков, творчество отдельных казахских прозаиков и поэтов — С. Сейфуллина, М. Ауэзова, Т. Жарокова, А. Тажибаева, народных акынов республики. Занимался исследованием научного и литературного наследия Чокана Валиханова и Абая Кунанбаева. Ему принадлежит первое систематическое изложение жизни и творчества великого казахского поэта Жамбыла Жабаева. В 1974 году вышло посмертное издание его этнографического труда «Народное наследие», где исследованы древние народные предания, шежире, хозяйство и быт дореволюционных казахов, их материальная и духовная культура. Его книги переведены на многие языки.
Тесный и горький мир мальчугана-пастуха, рано осиротевшего и рано познавшего нужду, включал в себя жестокие, аульные распри и аульные песни, знание родословной сибанов до восьмого колена, запахи степных трав и овечьих отар. Трудно сказать, когда Сабит создал свое первое стихотворение. Он ведь был мальчиком-акыном, обладавшим даром импровизатора. С ранних лет он участвовал в айтысах-соревнованиях, складывал на аульных вечеринках веселые, шутливые строфы. Это был песенный дар, доставшийся в наследство. Он обладал превосходной памятью, которая помогла ему сохранить множество историй, поговорок, сказок, стихов, которые в речах и беседах сыпались из его уст, как из рога изобилия. И не случайно свое творчество он начал как поэт. «Батрак» и «Броды Октября» — его первые поэмы. Самую большую популярность приобрела его поэма «Сулушаш» (1928.), первое большое произведение, завоевавшее сердца читателей.
С конца 1920-х годов С. Муканов определился как прозаик, и поэзия отходит на второй план, хотя продолжает играть заметную роль. Так весной 1933 года 1 мая в газете «Известия» публикуется его стихотворение «Здравствуй, Май». Лирика 1933–1940-х годов широка по диапазону и глубоко патриотична. Лирический герой поэта всеми мыслями и чувствами с народом. В «Майской пастушеской песне» (1934.) С. Муканов воспевает труд казахских животноводов. Величественный облик расцветающей Родины, ее героического народа очерчивается в стихотворениях «Вулкан», «Еще не спетая песня», «Родина моя — цветущий сад». Глубокие философские ноты звучат в стихотворении «Песня молодости».
В 1934 году в издательстве «Советская литература» выходит его поэтический сборник «Тулпар», который включил стихи разных лет, начиная от ученического периода (1917–1918.) и кончая 1933 годом.
Одним из первых прозаических произведений С. Муканова был роман «Адаскандар», над которым он работал в течение 1927–1928 годов. В конце 1928 года он был сдан в печать. В эти же годы он начал работу над историческим романом «Кзыл-Жар», который не был закончен. Один из самых значительных его романов — «Ботагоз». В романе изображены события кануна Октябрьской революции, революционные годы и гражданская война в Казахстане. Широко известны и три тома «Школы жизни». В романе полнее, чем в других произведениях С. Муканова сказался его великолепный дар рассказчика.
Последние годы жизни С. Муканов работал над трилогией о самом любимом своем герое — Чокане Валиханове, выдающемся казахском просветителе, исследователе, путешественнике. «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов, и в то же время офицер русской армии, Чокан Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбе тюркских народов». В этих словах из предисловия известного русского ученого Н. И. Веселовского к первому изданию в 1904 г. сборника трудов Ч. Валиханова находится ключ к названию романа «Промелькнувший метеор». Много сделал С. Муканов для развития казахской драматургии. Широко известны его пьесы «В дни борьбы», «Чокан Валиханов», «Сакен Сейфуллин».
С. Муканов — ученый, исследователь теории литературы. Он всегда шел в ногу со своим временем. Он был крупным человеком во всех отношениях. По таланту, широте натуры, народному характеру, общительности и неуемной энергии. Не в силу своего батрацкого происхождения (такие деятели встречались на каждом шагу), а в силу бескомпромиссной преданности идеалам социалистического и классового подхода (причем, до конца своих дней) в оценке тех или иных явлений общественной и литературной жизни. Сабит Муканов имел много друзей и недругов. Он был Личностью и Художником, отношение к которым в обществе неоднозначно.
Сабита Муканова тесно связывала дружба со многими известными людьми. Среди них Алексей Толстой, Иван Шухов, Галина Серебрякова, Габит Мусерпова и многие другие.
Он любил свой край, прекрасно знал его историю. И эта любовь проходит через все его творчество. Если открыть роман «Промелькнувший метеор», посвященный Ч. Валиханову, то во второй книге, в частности, в первой главе, найдем исторические сведения о городах на территории Казахстана, о происхождении их названий. Его язык — яркий, образный. Обращаясь сегодня к произведениям писателя, мы открываем все новые грани его таланта.