Народная исполнительница-домбристка, композитор, деятель казахской культуры Дина Нурпеисова родилась и выросла в местечке «Бекетай кумы» в Жанакалинском районе Западно-Казахстанской области.
Отец Дины Нурпеисовой, известный домбрист, помог дочери освоить все тонкости игры на домбре, когда ей было восемь лет. Дина так хорошо исполняла кюи Даулеткерея, Мусирали, Узака, Аликея, Туркеша, Есжана, Байжумы, Баламайсана, что ее прозвали «девочкой-домбристкой». Слава о ней разнеслась так далеко, что сам Курмангазы приехал послушать ее исполнение. Он был доволен игрой девочки, благословил ее, а в дальнейшем не выпускал ее из виду, брал с собой на различные состязания, показывал ей особые приемы игры на домбре. С 9 до 19 лет, пока ее не выдали замуж, становлением Дины руководил Курмангазы. В дальнейшем Дина стала продолжателем исполнительского искусства, своеобразного стиля своего знаменитого земляка.
Присоединившись к своему учителю, после того как Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью, Дина сама начинает сочинять кюи. Среди ее первых произведений можно назвать «Бұлбұл», «Байжұма», «Көгентүп», в которых прослеживаются музыкальные традиции казахского народа.
Большое влияние на творчество Дины Нурпеисовой оказало национально-освободительное движение 1916 года. Один из кюев, созданных в этот период, так и называется — «1916 год», и носит отпечаток влияния кюя Курмангазы «Кішкентай», посвященного восстанию под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова.
В честь своих родственниц по мужу Дина написала кюй «Кербез». Кюй «Он алтыншы жыл» она создала, когда сына Журымбая в 1916 году призвали в армию по царскому указу; в честь дорогих друзей создан кюй «Косалка», в честь любимого сына Коныра ею создан кюй «Әсем коңыр». Все эти кюи созданы Диной в особенном, характерном для нее, стиле. Кюи Дины Нурпеисовой способствовали развитию казахского инструментального искусства и поставили ее вровень с лучшими домбристами.
Композиторское дарование и исполнительское мастерство Дины Нурпеисовой получили свое дальнейшее развитие в советский период. В 1937 году она становится участницей Республиканского смотра исполнителей-музыкантов, а через два года участвует во Всесоюзном смотре исполнителей на народных музыкальных инструментах в Москве. На этом конкурсе ее называют «Жамбылом домбры».
Произведения, созданные Диной Нурпеисовой после Октябрьской революции, разнообразны по своей музыкальной палитре, глубокому психологическому содержанию. В них она выражает через музыку свои мечты, пожелания, надежды. Наиболее известными произведениями этого периода являются кюи «Асем коныр», «Тойбастар», созданный в честь 20-летия Казахстана, «Ана аманаты», «Восьмое марта» и другие.
После возвращения из Москвы Дину Нурпеисову привлекли новые темы и сюжеты, отражающие труд простых людей (кюи «Герой труда», «Доярка», «Делегат»). Искусство неутомимого композитора из народа растет и крепнет, знаменуя собой начало нового этапа в ее большой творческой жизни.
В пору наибольшего расцвета таланта Дины Нурпеисовой у нее рождается стремление к своеобразному объединению двух музыкальных направлений в развитии инструментальной культуры дореволюционного Казахстана — темпераментного и динамичного искусства школы Курмангазы с мягким, по преимуществу лирическим творчеством Даулеткерея и его последователей.
Богатый материал как прошлой, так и современной музыкальной культуры казахского народа Д. Нурпеисова творчески перерабатывала, создавая при этом свои оригинальные кюи, свои особые приемы их исполнения.
В суровые годы Великой Отечественной войны, когда знаменитой домбристке было уже 80 лет, ни на минуту не прекращалась ее композиторская деятельность. Разделяя всеобщий патриотический подъем, она создает кюй «Ана бұйрығы» («Наказ матери»), а радостную весть об окончании войны она встречает кюем «Женіс» («Победа»).
В творческом наследии выдающейся казахской домбристки и народного композитора Дины Нурпеисовой особенно ценными являются те произведения, в которых она, путем синтеза разных стилевых элементов, закладывает основы нового стиля казахской домбровой музыки. Ее кюи отличаются не только широким размахом музыкально-тематического развития, но и большой задушевностью, искренностью эмоционального выражения. Много замечательных кюев с помощью Нурпеисовой освоил Государственный оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы. Она обогатила его исполнительскую культуру целым рядом оригинальных приемов игры на домбре. Через нее пришли в оркестр и зазвучали в мощном симфоническом ансамбле кюи Курмангазы и многих других представителей казахской инструментальной музыки. Как настоящее золото не ржавеет, так и искусство самобытного композитора Дины Нурпеисовой продолжает жить и радовать людей.