Певица (контральто), народная артистка Казахстана. Родилась в 1912 году в селе Кауыншы Жанажолского района Южно-Казахстанской области. Творческий путь она начала с кружка художественной самодеятельности; ее стали замечать уже в школе, где она с большим подъемом пела песни на детских концертах. В 1925 году Жамал завоевала первый приз на Среднеазиатской детской олимпиаде, проходившей в Ташкенте. В 1925–1927 годах она училась в Ташкентском педагогическом училище для казахской, киргизской и узбекской молодежи. Жамал приехала в Алма-Ату перед открытием декады казахского искусства в Москве. Сразу же была принята в состав Казахского музыкально-драматического театра (ныне Казахский театр оперы и балета им. Абая, 1934), где создала образы Макпал («Шуга»), Камки («КызЖибек»), Айман («Айман-Шолпан»).
Первая декада казахского искусства, проходившая в 1936 году в Москве, была подобна волшебным золотым воротам, открывшимся в будущее для казахского искусства. Среди тех, кто участвовал в этой декаде была и Жамал Омарова, которая исполнила там песни «Eртic», «Қараторғай», «Лятипа». Взыскательные московские зрители не просто тепло приняли казахские песни в исполнении Жамал Омаровой, ей долго аплодировали, вызывали на бис. Каждую песню певица исполняла дважды. В ложе сидел Председатель ЦИК СССР М. И. Калинин, до этого приезжавший в АлмаөАту на празднование 15-летия Казахстана и успевший еще тогда познакомиться с ее пением. По его просьбе песню «Қараторғай» Жамал Омарова исполнила в третий раз.
Ж. Омаровой было всего 24 года. Она пришла на сцену без подготовки, не имея никакого музыкального или другого специального образования. У нее от природы был прекрасный голос, широкий и раздольный, как просторные казахские степи. Приятный на слух, притягивающий слушателей, мягкий по тембру, такой голос обычно называют бархатным. В 1937 году Жамал Омарова стала солисткой казахской филармонии, в 1939 году участвовала во Всесоюзном конкурсе эстрадных артистов в Москве. В эти годы кроме песен «Eртic», «Қараторғай», «Лятипа», она исполняла также «Екiжирен», «Ой-гөк», «Ақдариға», «Жалғыз арша», «Қорлан», «Камиля» и др. Эти песни благодаря ее исполнению возродились вновь и стали популярны. Певица никогда не придавала своему замечательному голосу искусственные оттенки. Она умела передать богатство музыки, оставаясь всегда самой собой, исполняя песни своим мелодичным по тембру, сильным и приятным голосом; стала любимой артисткой народа. Она пела песни на языках многих народов, обогатив свой репертуар русскими, украинскими, белорусскими, таджикскими, узбекскими, татарскими, киргизскими, грузинскими, армянскими народными песнями.
В 1941–1945 годах Ж. Омарова выступала перед воинами на фронтах Великой Отечественной войны. Находясь среди солдат на передовой Северо-Западного фронта, она своим пением поднимала боевой дух, вдохновляла их на победу. Позже Ж. Омарова включила в свой репертуар песни композиторов Казахстана и народные песни «Алтай», «Бипыл», «Meнің елiм», «Оңтүстікте ақ алтын», «Гүлденген Қазақстан», «Ұстазым» и другие.
Труд певицы был высоко оценен, в 1942 году ей было присвоено почетное звание народной артистки Казахской ССР, она награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и десятками медалей. То, что ее трижды награждали значком Министерства культуры СССР «Отличник культуры» говорит о роли Жамал Омаровой в песенном искусстве и в истории культуры казахского народа.