Она с увлечением занималась подбором репертуара для детских концертов и утренников, из огромной библиотеки, собранной родителями, тщательно выбирала пьесы и музыкальные произведения, которые можно было бы использовать при постановке спектаклей. Она всегда считала, что самое важное для человека это иметь возможность реализоваться, быть деятельным, помочь другим. В память о своем отце она мечтала создать хотя бы маленький детский театр, обязательно музыкальный, с оркестром из музыкальных игрушек: пищалок и свистулек, которые он так любил.
Наталия Ильинична Сац — театральный режиссер, первая в мире женщина — оперный режиссер, театральный деятель, писатель и педагог – родилась 27 августа 1903 года в городе Иркутске в семье певицы и виолончелиста, людей, связанных ярким чувством взаимной любви и преданностью музыке. Этой девочке, получившей имя в честь героини романа Льва Толстого, предстояло прожить очень сложную, неповторимую яркую жизнь. Навсегда запомнила Наташа завещание отца: «В жизни будет много трудностей. Учись их преодолевать, а не хныкать! Учись бороться и побеждать!» Эти слова превратились в ее негласный девиз, в палочку-выручалочку, за которую она хваталась, когда ей было особенно тяжело.
В 1904 году семья переехала из Иркутска в Москву. Отец Наташи И. А. Сац тесно сотрудничал с Художественным театром, в 1906 году стал заведующим музыкальной частью, — друзьями дома были К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, В. И. Качалов и другие артисты МХТ, а также композитор и пианист Сергей Рахманинов.
Наташа Сац играла в молодежной театральной студии имени А. С. Грибоедова. К тому времени студией было выпущено несколько спектаклей. Ее игра была замечена: она обладала яркой внешностью и поразительным даром увлекать других страстными порывами своей энергичной и жизнерадостной натуры. В стране голод и разруха, идет гражданская война, а Наташу — хрупкую, изящную, почти девочку с косичками, несмотря ни на что, охватывает бурная жажда деятельности.
В 1917 году она успешно оканчивает музыкальный техникум имени А. Скрябина по классу фортепьяно. Позже, в 1953 году, окончила театроведческий факультет ГИТИСа.
В тяжелое для молодой советской республики время нелепая, на первый взгляд, идея Сац создать при театрально — музыкальной секции наркомпроса детский отдел, неожиданно находит поддержку у чиновников нового правительства. Весной 1918 года пятнадцатилетняя Наталья Сац становится заведующей детским сектором теамузсекции Моссовета. По ее инициативе в голодающей и холодной Москве был создан первый в России театр с репертуаром для детей — Детский театр Моссовета (1918). Официальной датой рождения детского экспериментального музыкального театра принято считать октябрь 1919 года, когда вышло постановление Совета Народных Комиссаров за подписью А. В. Луначарского, об учреждении первого Государственного детского музыкального театра. Постановки шли «на ура», беспризорники с утра и до обеда могли стоять в очереди за десятикопеечными билетами, приводить за руки своих босоногих друзей со всех окраин Москвы. Каждый спектакль начинался с устного выступления Натальи Ильиничны перед зрителями — детьми, которые ее очень любили и называли «тетя Наташа». Она объясняла им содержание спектакля, рассказывала о музыке и истории создания пьесы, говорила о том, как нужно себя в театре вести, а порой успокаивала какого-нибудь особенно разволновавшегося маленького зрителя, сажая его к себе на колени. С 1920 года и до ареста в 1937 году она была директором и художественным руководителем Московского театра для детей (с 1936 года — Центральный детский театр, с 1992 года — Российский академический молодежный театр).
В 1930-х годах Наталью Сац приглашали ставить спектакли за рубежом. Большой успех имели ее постановки опер «Фальстаф» Дж. Верди в берлинском театре «Кролль-опера» (1931), «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта в аргентинском Театре Колонн (1931).
Осенью 1937 года Наталья Сац была арестована как «член семьи изменника Родины»: ее муж, И. Я. Вейцер, народный комиссар внутренней торговли СССР, был арестован 3 ноября по обвинению в контрреволюционной деятельности. В лагерных бараках Наталья Ильинична нашла в себе силы не опуститься и жить, вопреки всему. Она, энергичная и неутомимая, создала вокруг себя группу людей из заключенных, с которыми сумела поставить небольшие концертные номера, а позже даже пьесу Островского «Бесприданница».
В лагерях ГУЛАГа Н. И. Сац провела пять лет, была освобождена в конце 1942 года. Однако разрешения находиться в Москве не имела, поэтому отправилась в Алма-Ату, где в то время в эвакуации находились многие ведущие артисты. Война докатывалась до Алма — Аты глухим эхом. Но в глазах алматинских ребятишек так мало тепла и радости, что осенившая Наталью Ильиничну идея уже не кажется ей абсурдом. Она решает открыть в Алма- Ате детский театр: «Театр для детей всех национальностей, что живут у нас, создавать будем. На русском, вслед ему — на казахском, первый Театр для детей и юношества Казахстана…». Наталью Сац поддержали Мухтар Аузов, Куляш Байсеитова, Галина Уланова, Николай Черкасов — в то время в Алма- Ате полным ходом шли съемки фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» с Черкасовым в главной роли.
6 сентября 1944 года выходит постановление о создании в Алма -Ате первого Театра Юного зрителя. Художественный руководитель и директор — Наталья Сац. Вся ее жизнь опять подчинена ритмам дыхания нового театра. Все так знакомо и все так ново — репертуар, уроки сценического мастерства, подбор труппы оркестра, дирижеров, концертмейстеров, художников, оформление сцены.
7 ноября 1945 года, алматинские малыши впервые переступили порог своего театра. Утром шел спектакль, поставленный Н. И. Сац по пьесе Е. Шварца «Красная Шапочка», а вечером «Осада Лейдена» по пьесе Исидора Штока в постановке известного драматурга и режиссера Виктора Розова, который способствовал становлению театра.
В течение 13 лет народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Герой Социалистического Труда Н. И. Сац возглавляла Театр юного зрителя в Алма-Ате.
В 1958 году она вернулась в Москву. Некоторое время Наталья Сац успешно руководила Всероссийским гастрольным театром, а затем — детским отделением Мосэстрады. Но мысль о создании детского музыкального театра не оставляла ее ни на миг. 21 ноября 1965 года эта мечта сбылась: открылся Центральный детский музыкальный театр в Москве. Н. И. Сац стала его бессменным руководителем. На сцене театра с успехом шли оперы К. Дебюсси «Ящик игрушек», «Белоснежка» Э. Колмановского и другие. Театр гастролировал с аншлагами по всему миру, при нем открылись художественная студия и школа эстетического воспитания, проходили музыкальные вечера.
Н. И. Сац ставила оперы и в других детских театрах страны («Петя и волк» Д. Кабалевского, 1977, Саратов), побывала на гастролях в Берлине и Лейпциге, в Канаде и США, принимала участие в фестивалях детских театров (Шибеник, Югославия).
Сац написала несколько книг о детском театре, собирала большой архив писем маленьких зрителей, с их отзывами о спектаклях, приступила к созданию книги «Жизнь — вещь полосатая». С ней можно было петь и танцевать, лазить по горам и строить песочные замки, шить сказочные костюмы и разыгрывать из одного прожитого дня целые спектакли. Она была любимой и неповторимой. Как волшебная фея.
Наталья Ильинична не могла жить спокойно, но такое жизненное напряжение стоило ей очень дорого: несколько инсультов, спазмы сосудов головного мозга, угроза паралича и неподвижности. Наталья Ильинична Сац умерла 18 декабря 1993 года, успев увидеть, как взмывает в небо Синяя птица Счастья — скульптура, установленная на крыше нового здания ее театра, но не узнав, что Государственному академическому русскому театру для детей и юношества в г. Алматы присвоено имя его основательницы, ее имя.