При жизни его обожали, боялись и боготворили. Для учеников (ныне здравствующих можно пересчитать по пальцам) он был небожителем, сошедшим на землю. Великим, недосягаемым. Многие из них в годы репрессий и Великой Отечественной войны потеряли близких, и он стал для них самым родным человеком. Как отец и мать
Весной 1937 года из поезда, прибывшего из Ленинграда на станцию Алма-Ата-1, вышел молодой человек лет тридцати. Это был новый педагог алма-атинской балетной школы, звали Александр Владимирович Селезнев. Вскоре о нем заговорили, как о талантливом танцовщике. Но легендарную известность Селезневу принесла его педагогическая деятельность. Он стал основателем Алматинского хореографического училища, которое носит его имя.
Александр Владимирович Селезнев, советский артист балета, педагог, народный артист Казахской ССР (1955) родился в Петербург 22 ноября 1906 года. После окончания в 1926 году Ленинградского хореографического училища, был солистом танцевального коллектива Ленинградского театра музыкальной комедии, работал артистом балета Ленинградского театра оперы и балета и Большого театра в Москве, окончил курсы педагогов классического танца.
Существуют две версии, объясняющие приезд Селезнева в Алма-Ату. По официальной версии, ему очень понравилось искусство казахстанских артистов на Декаде казахской культуры и искусства в Москве в 1936 году, и через год он приехал в Алма-Ату. В культурной жизни столицы в эти годы наблюдалось оживление. Уже существовала балетная школа. На сцене только что открытого театра оперы и балета звучал неподражаемый голос Куляш Байсеитовой.
Ученики Селезнева высказывают предположение, что он был из ссыльных. Возможно, и так. Но годы, проведенные в Алма-Ате, оказались не изгнанием, а самым счастливым периодом его жизни. Здесь ценили его профессиональные знания, пригодился и опыт артиста балетной антрепризы. Возглавив хореографическое училище, основанное репрессированным вскоре балетмейстером А. А. Александровым, он до конца жизни работал в нем.
Как педагог Александр Владимирович был чрезвычайно требователен, строг и пользовался непререкаемым авторитетом. Зато после урока преображался. Мог приласкать самого нерадивого ученика, усадить его на колени, как бы коря себя за чрезмерную строгость. Часто, особенно в годы войны, наблюдалась такая картина: он заглядывал в столовую, где на учете была каждая хлебная крошка, лично следил за тем, чтобы воспитанников хорошо и вкусно кормили. Поэтому для учеников и педагогов хореографического училища он был просто дядей Сашей.
В стенах училища прошла вся его жизнь. Здесь он дневал и ночевал. В медпункте за шторкой размещалась его кровать. Утром — занятия в училище, где он вел урок классического танца во всех классах, с 1-го по 9-й. В учебном зале от разгоряченных тел стоял белый, как молоко, пар! Ставил учебные спектакли, в которых все — от пачек, балетных тапочек, костюмов — было сшито его руками. А вечером выступление на сцене оперного театра. Он танцевал ведущие партии: Гирей в «Бахчисарайском фонтане», Марцелина в «Тщетной предосторожности», Петр I в «Медном всаднике», Мергенбай в балете «Камбар и Назым». В зрительном зале и за кулисами можно было увидеть его учеников, которым заботами дяди Саши был обеспечен бесплатный вход в театр. И это в самый разгар войны!
Он собирал по всей республике своих будущих питомцев, в основном ребят-сирот, никогда не знавших, что такое балет. Терпел на первых порах их непослушание, побеги из школы и интерната, вытаскивал из хулиганских компаний оступившихся и тех, кому могла угрожать тюрьма.
Сам подбирал педагогов по музыке, музыкальной литературе, истории театра и балета, гриму, мастерству актера, французскому языку. Его заботила общая культура артиста, а не только ремесленническое следование одной лишь танцевальной стороне обучения. По его руководством многие учащиеся были задействованы в спектаклях оперного театра.
В холодные и голодные военные годы А. В. Селезнев стоически нес груз просветителя и художника танца. В те времена, особенно в национальной среде, к балету относились предосудительно. Обнаженное тело, поднятая выше положенного нога рассматривались как нечто неприличное. И Селезневу пришлось ломать эти стереотипы, доказывая, что балет — это не просто красота, а красота, возведенная в идеал. Солист театра оперы и балета, он исполнял ведущие партии в «Лебедином озере», «Эсмеральде», «Медном всаднике», «Камбар и Назым» и в других спектаклях, являя роскошество танца. Силой личного сценического примера вводил А. В. Селезнев академический танец в сознание своих учеников, думая о завтрашнем дне балетного искусства Казахстана.
Он буквально внедрил академичность классического танца в искусство республики. В начале 1950-х годов повез в Москву на Всесоюзный смотр хореографических училищ старших учеников — Сару Кушербаеву, Санию Тулусанову, Заура Райбаева и Гани Акжанова. Там на сцене Концертного зала имени Чайковского они показывали поставленный им Па-де-катр из балета «Раймонда» и композицию на музыку Фредерика Шопена. Казахстанская балетная школа заняла третье место после Ленинграда и Москвы. Этот триумфальный успех долго служил тому, что правительство всячески поддерживало хореографическое училище, создавая условия для роста талантов. Самых способных воспитанников А. В. Селезнев направлял в Ленинградское хореографическое училище к А. Я. Вагановой. Вернувшись в Алма-Ату, они продолжили его дело.
За четверть века жизни в Алма-Ате А. В. Селезнев подготовил 17 выпусков. Он не просто обучал профессиональному мастерству. Он преподал главный урок — самозабвенной преданности искусству, которая, как по эстафете, через его учеников, передается последующим поколениям. Благодаря Селезневу традиции знаменитой русской балетной школы пустили корни в Казахстане.
Умер Селезнев в 1961 году. Ему было всего 54 года. Столетие со дня его рождения в 2007 году было отмечено балетным спектаклем Алматинского хореографического училища «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля в возобновленной постановке самого Селезнева, осуществленной им в далеком 1942 году. Спектакль триумфально прошел на сценах Государственного академического театра имени Абая в Алматы и Национального театра оперы и балета в Астане. Так была отдана дань высокого уважения памяти замечательного танцовщика и выдающегося педагога, народного артиста Казахстана Александра Владимировича Селезнева.