Стрелой летели всадники, ярились кони, сходились в беспощадном поединке люди, стыли улыбки красавиц с тонкими, хищными ноздрями… А над всем торжествовали Мать и Ребенок – рождение батыра!.. Восторг по поводу работ лауреата Государственной премии республики, народного художника Казахстана Евгения Матвеевича Сидоркина испытывали немцы и французы, американцы и канадцы, англичане, итальянцы, японцы, голландцы, финны, шведы… Не было в Советском Союзе зарубежной выставки, конкурса, фестиваля, куда бы не включались работы казахстанского графика Сидоркина. Успех в Кракове, Париже… На выставке в Лейпциге он получил золотую медаль, хотя рядом выставлялся П. Пикассо. В 1981 году в Нью-Йорке во Всемирном торговом центре состоялась самая представительная выставка в истории культурных взаимоотношений Казахстана и США. Видное место в ее экспозиции занимала графика Сидоркина и его же работа из серии «Алпамыс» была использована для плаката этой выставки.
В советское время не было, пожалуй, столицы союзной республики, где бы не выставлялся казахстанский мастер. За 25 лет работы у него было 14 персональных выставок.
А потом началась перестройка, смена общественных формаций, развал Союза, экономическая стагнация, больно ударившая по культуре и искусству, отбросившая их на задворки общественного интереса. Зрители увидели Сидоркина вновь лишь в мае 1992 года, когда галерея «Инкар» выставила 100 работ мастера.
Евгений Матвеевич Сидоркин родился 7 мая 1930 года в селе Лебяжьем Кировской области. По окончании в 1957 году Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Е. М. Сидоркин приехал в Алма-Ату вслед за своей молодой женой – ныне народной художницей Гульфайрус Исмаиловой.
Своеобразное искусство казахского народа, его богатый фольклор и история увлекли художника. Первое серьезное произведение Сидоркина, созданное в Казахстане — серия цветных литографий по мотивам казахских народных сказок «Веселые обманщики», полно искрящегося народного юмора, ярких и разнообразных характеристик героев.
Постоянная тема творчества Сидоркина — это прошлое и настоящее Казахстана. Он всегда стремился найти такую художественную форму, которая помогла бы наиболее точно воплотить замысел.
В 1959–1962 годах Сидоркин иллюстрирует двухтомник «Казахский эпос». Эта большая работа решена в едином декоративном стиле с выразительными черными силуэтами с белыми линиями контуров. Исследователи творчества художника отмечают, что его графика нисходит к традиционному прикладному искусству казахов, которое служит ему связующим звеном между древними народными сказаниями и современным их пониманием.
Этот найденный декоративный прием художник развивает и обогащает в следующей работе — серии станковых литографий «Казахские национальные игры» (1963). Работая над этой серией, Е. Сидоркин признавался: «Казахские национальные игры поразили меня своей смелостью и азартом. Причем, прежде всего я хотел подчеркнуть их вневременность, то есть то, что игры были двести лет тому назад, и они будут существовать всегда. Ведь народ любит азартные и смелые состязания. В них наиболее ярко проявляется его душа».
Еще одна крупная работа художника — серия монументальных литографий «Читая Сакена Сейфуллина» (1964), сюжетно связанная с мотивами поэтических произведений классика казахской литературы. Герои поэзии Сакена Сейфуллина, переданные языком графики, воспринимаются как каменные монументы благодаря увеличению масштаба фигур, особой шероховатой фактурности изображения и своеобразно построенным композициям. Литография, по словам самого автора, являлась его первой и последней любовью. За эту серию в 1965 году Сидоркин получил золотую медаль на выставке «Графика пяти континентов» в Лейпциге.
За иллюстрации романа М. Ауэзова «Путь Абая» (1960) Евгений Сидоркин был удостоен Государственной премии республики имени Чокана Валиханова. И сегодня его «художественное прочтение» «Пути Абая» позволяет говорить: если Сидоркин и не выиграл спор у знаменитого автора, то, как никто другой, приблизился к нему по воссозданию духа «энциклопедии казахской жизни», духа великого Абая.
Работы Е. М. Сидоркина находятся в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Музее искусств народов Востока (Москва), в Русском музее (Санкт-Петербург), в национальных галереях Варшавы, Гаваны, Лейпцига, Багдада, Скопле, Бель-Иле. В 50 лет он стал народным художником Казахстана.
Однако графика не стала единственной областью изобразительного искусства, увлекавшей художника. Больших успехов Е. М. Сидоркин добился в монументальном искусстве. Он первым стал делать монументальные граффито и мозаичные фрески на фасадах зданий и вводить в них национальные элементы. Он выполнил несколько росписей и мозаик для театра им. Ауэзова, кинотеатров и Дворцов культуры. Он создал совершенно потрясающую сценографию, будучи приглашен художником-постановщиком на балет «Фрески» в Государственный театр оперы и балета имени Абая, и в то время это было новое слово…
Семья художников Сидоркина-Исмаиловой была в Алма-Ате на виду. К ним водили иностранцев – Ренато Гуттузо, Рокуэлла Кента. И когда Ренато Гуттузо, пораженный графикой Сидоркина, не смог сдержать восклицания: «Что вы здесь делаете?» (имея в виду – в такой глуши), Сидоркин просто ответил: «Я здесь живу». Он жил и работал, как сказал народный художник республики, председатель правления Союза художников Еркин Мергенов на одной из выставок его памяти: «Евгений Сидоркин прославил и наш творческий Союз, и Казахстан. Его яркие, смелые композиционные решения повлияли на развитие современной графики. Он работал, ни на кого не оглядываясь…»