Есть люди, которые всю жизнь остаются верны месту своего рождения. Остаются верны и своим призванием, и своим творчеством, и своей реальной жизнью. Из их числа народный писатель Казахстана, лауреат Президентской премии мира и согласия, участник Великой Отечественной войны, народный депутат, общественный деятель, награжденный орденами Красной Звезды, Боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «Дружбы народов»…
Дмитрий Федорович Снегин родился 7 ноября 1912 года в городе Верном, верность которому он сохранил на всю жизнь, став летописцем революционной героики Семиречья в романе-трилогии «В городе Верном». Еще подростком он помогал своему отцу, занимавшемуся кузнечным, паяльным и кровельным делом. Федор Давыдович Поцелуев, мастер на все руки, — учил сына не только рабочему мастерству. От него Дмитрий воспринял вместе с недюжинной физической силой и гордой статью, искреннюю доброжелательность и милосердие. Отец учил его уметь различать хороших и плохих людей, не быть равнодушным к чужому горю, быть готовым защитить обиженного и униженного.
Родительский дом в Верном стоял на улице Городской. А рядом был казахский аул. Шотр-ага (так звали аульчане отца Снегина) прекрасно знал казахский язык и быт казахов, всегда помогал им, а они ему.
Дмитрий Федорович Снегин явился на свет Божий не с пером в руках. Много лет спустя его признание будет таким: «Родился я в дивной стране предгорий и гор Жетысу, где, по уверению акына (акыну нельзя не верить), тучи дремлют на весу, а благодатные долины омываются низвергнутыми с вершинных ледников прозрачными Семью Водами. Отсюда русское название – Семиречье. Думаю, без допущения грубой ошибки это определение (название) может быть истолковано не только как Семь рек, а и как Семь речений…».
Настоящая, исконно родовая фамилия Дмитрия Федоровича – Поцелуев. Но в 1933 году известный в то время прозаик и большой друг будущего писателя Виктор Черкасов сумел убедить его, что фамилия Снегин будет намного благозвучней. «Взгляни-ка, Митя, на прекрасные белоснежные вершины наших Синих Гор. Взглянул? То-то. А вот теперь вслушайся, пожалуйста. Снегин! Снегин! А? Звучит?» Так Митя Поцелуев стал Дмитрием Снегиным.
Неизбывная любовь к Слову вывела юного Митю Поцелуева, в ту пору студента факультета плодоводства Алма-Атинского сельскохозяйственного института, на заветные и рисковые тропы Поэзии. В студенческие годы он активно писал и публиковал стихи. В 1935 году Дмитрий Снегин, окончив институт с дипломом агронома-плодовода, получает направление на работу в Союз писателей Казахстана консультантом русской секции.
Но недолго проработал молодой консультант в этой должности. Его призвали в Красную Армию. Это было в 1936 году, когда в республиканской Испании уже развернулись жестокие бои с международным фашизмом. Дмитрий Снегин мысленно видел себя в составе боевых интербригад, действующих в Испании. Он за год сдает экзамены и зачеты, как за военное училище, становится офицером и классным артиллеристом. И то, и другое пригодится ему в годы Великой Отечественной войны. Но в Испанию он не успевает. Республика пала, к власти пришел кровавый палач Франко.
Первые стихи Дм. Снегина были напечатаны в 1929 году, через пять лет вышла книга стихов «Ветер с Востока», затем издаются сборники стихов «Семиречье», «Мой город», «Годы», «Верность». Уже простое перечисление этих названий раскрывает основные темы его лирики. Снегин был истинным сыном Семиречья — плодородного края рек, горных вершин, полей и необъятных степей. Он был его патриотом. Неподдельная любовь к родной земле, к красоте ее природы и людей звучит в поэме «Мой город». Ему знакомы теплая тень яблонь, неповторимый аромат алматинского апорта и опаленной солнцем листвы, чистый горный воздух.
Тогдашние мэтры литературы сразу увидели в Дм. Снегине не просто основательные задатки стихотворца, но и умелого и точного переводчика, одаренного поэта, именно – казахстанского. Первым, кто заприметил у Снегина эти замечательные свойства и нашел им устойчивую «точку приложения» был Ильяс Джансугуров. Встретившись с молодым поэтом, Джансугуров сказал ему, что «в жизни людей все держится и движется делом. Дела, к счастью, бывают добрыми и, к несчастью, злыми. Поэзия – дело доброе…».
Уже тогда Снегин находит свои поэтические тропы, но не успокаивается на этом, занимается самообразованием, много читает, пристально следит за творчеством современников, успешно пробует силы в литературном переводе. Очень много дала ему работа в журнале «Литература и искусство Казахстана». Вокруг этого издания группировались интереснейшие авторы. Общение с ними осталось на всю жизнь доброй и незаменимой школой.
Война, грянувшая 22 июня 1941 года и полыхавшая 1418 дней, не стала для Дм. Снегина неожиданной. Еще в 1933 году он писал в стихотворении «Ночью»: «Зазвенят свинцовые метели, ударяя в Запад и Восток…». Он ощущал приближение грозного дыхания большой войны. В его поэзии усиливаются военные мотивы. В 1941 году Снегин начал свой боевой путь. Среди первых добровольцев он встал в строй для защиты Родины. Офицер легендарной Панфиловской дивизии. Командир гвардейского артиллерийского полка. Фронтовой побратим национального героя казахского народа Бауржана Момышулы. Один из самых толковых командиров на знаменитом Втором Прибалтийском фронте. Героический спаситель пушкинских мест от вражеских захватчиков – сел Михайловского, Тригорского, Святогорского монастыря…
После тяжелого ранения в1944 году Снегин вернулся с фронта в Алма-Ату и был направлен на работу в Союз писателей Казахстана ответственным секретарем. Одновременно он редактировал литературный журнал «Казахстан», позднее работал заместителем редактора журнала политической сатиры «Шмель», главным редактором журнала «Простор», секретарем Правления Союза писателей Казахстана. Дм. Снегин, обладающий организаторским талантом и настоящим литературным чутьем, много сделал для развития русской поэзии и прозы в Казахстане.
В это время в творчестве Снегина звучит выстраданная им тема войны. Со страниц его книг «В те годы и всегда», «Парламентер выходит из Рейхстага», «На дальних подступах» встают образы солдат и офицеров легендарной Панфиловской дивизии. В произведениях Дм. Снегина, нет ничего вымышленного, все взято из жизни. Его герои рядовые бойцы и генералы, казахи и русские, украинцы, узбеки – все, кого поднял призыв Родины на борьбу с врагом. Снегин талантливо показал мужество человека, его нравственную вершину, честно представил невиданный массовый героизм.
Однако, главным делом жизни Дм. Снегина стала историко-революционная проза, а главными произведениями — исторические романы. Трилогия «В городе Верном», работа над которой заняла более десяти лет настойчивого труда, воссоздает историю героической борьбы в Семиречье, охватывающей период между первой русской революцией и окончанием гражданской войны. Дилогия «Утро и два шага в полдень», посвященная известному казахскому государственному деятелю Уразу Джандосову, раскрывает сложные процессы формирования новой казахской интеллигенции.
Большим вкладом в казахстанскую литературу явились и другие произведения: повести «Осеннее равноденствие», «Чистый снег», «На исповеди», книга очерков «Рождение подвига», литературные эссе о писателях Казахстана «Встречи без расставания», новелла-быль «Три блокнота…». Работал писатель и как драматург. По его сценариям поставлен ряд документальных фильмов и художественный фильм «Мы из Семиречья».
В год 85-летия писателя и поэта сложилась новая его книга, которая включает повесть «Флами, или очарованные собой». Ретроспективный взгляд автора в прошлое, позволяет осмыслить его с сегодняшних позиций. Поэтический раздел книги открывает «Венок абаевских сонетов», посвященный М. Ауэзову.
31 марта 2001 года Дмитрия Федоровича Снегина не стало. Но благородный свет его творчества остается трепетно ясным и вечным.
Сам писатель, как нельзя лучше, сказал о своем творчестве: «Честно признаюсь, только перешагнув порог своего пятидесятилетия, я научился видеть и чувствовать – что мне по плечу, а что – как вершина, которую штурмовать рискованно. Но сознание своих возможностей и сами творческие возможности не остаются неизменными. Что казалось невозможным вчера, сегодня властно повелевает взяться за перо и писать… писать! Это то и радостно профессии писателя… Впечатления детства … уроки, которые преподносит нам действительность в юности… опыт зрелой поры, — все это для писателя непрерывный процесс познания жизни. Это неиссякаемый источник его труда и вдохновения».