Известный с древности мудрец казахского народа, оратор, судья, само имя которого стало легендой.
Есть разные сведения о биографии Аяз би. Шапырашты Казыбек Тауасарулы, описавший родословную Майкы би, сына Мана, в своей книге «Вся родословная до меня» пишет об Аяз би и его спутнике батыре Кумырска, что «они жили в эпоху Майкы, будучи его доверенными судьями сидели по правую руку от Майкы Манулы». По этим данным Аяз би родился в 711 году по летосчислению хиджры и умер в 800 году; он — современник Майкы Манулы. А исследователь Балтабай Адамбайулы в книге «Алтын сандық» («Золотой сундук» 1989) приводит небольшую справку, согласно которой Аяз би — историческая личность, проживавшая в Хивинском ханстве в XI-XII веках. Этот вопрос требует более глубокого изучения.
О том, каким судьей был Аяз би, о его человеческих качествах в казахской энциклопедии написано так: «В прошлом пастух, бедняк Аяз стал визирем благодаря своему уму и мудрости. Он выдержал несколько испытаний хана Мадана. Аяз доказал хану, что из трав худшей является рогоз, худшей из птиц — сорока.
Разгадав эти сложные загадки, тем самым Аяз би избавил от смерти 40 завистливых, глупых визирей. Мадан признает мудрость Аяза, его преданность дружбе, верность клятве, справедливость, доброту. Аяз женится на дочери бая красавице Менди. Позже по желанию народа его изберут ханом».
Майкы би собрал вокруг себя умных, мудрых биев, ораторов, батыров, знахарей, предсказателей и советовался с ними. В свите Майкы би были такие знатоки, как Андир и Мади, которые хорошо знали расположение небесных тел, умели предсказывать по звездам. Они приносили пользу народу, предсказывая благоприятные сроки посева, выпаса скота. Таких мудрецов, как Аяз би, он сажал справа от себя. Другом Аяз би был Кумырска, батыр и судья. Они все делали вместе. По распоряжению Майкы би они занимались судейством, рассматривали спорные дела, занимались примирением сторон. Майкы би многое доверял Аяз би и Кумырска би. С ними би советовался о положении народа, по хозяйственным вопросам; бывало, что делал им замечания и направлял их, если те ошибались. Однажды в жарком споре между собой они забылись настолько, что стали перебивать Майкы би, и тогда он им сказал:
Сегодня вы вдвоем перебиваете Майкы би,
завтра вы и к голосу народа
перестанете прислушиваться!
Если будете говорить, не думая,
наломаете много дров.
Аяз би, знай свою силу,
Кумырска, знай свою дорогу!
Видимо, с тех пор последние две строчки закрепились в народе как афоризм.