При рождении его назвали Абуфазыл ибн Мухаммед. Родился в 1230 году в местечке Алмалык. Отец Мухаммеда родился в городе Баласагун, в период монгольских завоеваний прибыл в Алмалык, где служил хану Шагатаю (Чагатаю).
Жамал Каршы воспитывался в литературных традициях арабов и персов, получил образование в Алмалыке и Кашгарии. Он — один из первых написал историю Средней Азии и Казахстана в период монгольского правления. Чтобы поведать истинную историю он либо сам непосредственно участвовал в событиях тех лет, либо описывал их со слов умудренных опытом людей. Он стремился писать простым доступным языком, чтобы всем было понятно. Мухаммед Хайдар Дулати, который жил тремя столетиями позже Жамала Каршы, высоко оценил литературные достоинства историка и считал его своим мудрым учителем.
Основной труд Жамала Каршы «Алмухаммед-ас-Сурак» написан на арабском языке. Это историко-литературное произведение написано в среднеазиатских традициях Х века. Основная идея заимствована из книги современника и земляка Аль-Фараби Жаукари «Сахаха аль-Жаукари». Жаукари в своей книге описал образ жизни родов и племен, события, связанные с великими личностями и историческими перипетиями того времени. В 1282 году Жамал перевел труд Жаукари на персидский язык. А в 1300 году он написал к этому труду «Дополнение», в котором автор поднял актуальные проблемы своего времени. В нем рассматривается жизнь огыз-караханидов, каракитаев, найманов, он охватывает период Восточного правления и имеет особое значение для изучения географии, истории, культуры, а также жизнедеятельности видных ученых того времени. Особое внимание обращает на себя эпоха Караханидов, которая описана на основе исторических событий и родословных летописей; рассказывается о том, кто, когда, как основал государство, как принял веру Бограхан, основатель государства Сатук; даны ценные сведения об архитектурном искусстве караханидов.
Жамал Каршы заметил одну интересную закономерность: многие из великих людей родились вблизи Сырдарьи. В этом труде он описал биографии многих, знакомых ему лично, выдающихся личностей, которых он искал по всей Средней Азии по заданию Шагaтая. К примеру, в 1273 году он приехал в Алмалык, чтобы встретиться с видным деятелем, уроженцем Сырдарьи, Хисамаддином (Кусам) Дармынлыком. Жамал слушал его лекции, посетил несколько городов Сырдарьи, добрался до Жента. После долгой и полезной для обеих сторон беседы Кусам Дармынлык сочинил в честь Кагана стихотворение на трех языках. Удивленный Жамал Каршы спросил: «Отчего стихотворение написано на трех языках?» Кусам ответил, что арабский язык позволяет емко, точно передать мысли, а персидский язык — образно их выразить, тогда как тюркский язык он использовал для того, чтобы художественно показать истинную жизнь. Вот так Жамал убедился и удивился тому, что поэты и мыслители Сырдарьи свободно разговаривают, пишут и мыслят на трех языках, в то время как основным языком народа является кипчакский. Кипчакский язык оказывал определенное влияние даже тогда, когда в XIV веке Средняя Азия перешла на язык шагатая.
Жамал Каршы дает ценные сведения об ученых, поэтах и писателях Баласагуна, уделив основное внимание духовной, культурной жизни города. Жамал описывает политическую жизнь и историю культурного, хозяйственного развития городов Средней Азии и Казахстана, в число которых вошли города, расположенные вблизи Сырдарьи, Таласа, Жетысу. Отдельные части книги, называемые «Алмалык», «Баласагун», «Кашгар», «Ташкент», «Барышкент», «Жент», «Жанкент», «Сыгнак», «Сауран», «Отрар», «Сайрам», «Талас», посвящены специально этим городам.
Жамал Каршы — писатель, ученый, исследовавший историю культуры, политики древнего Казахстана. Он оставил после себя ценные произведения об истори и этнографии казахов.
Жамал Каршы умер в 1315 году в Алмалыке.