Выдающийся общественный деятель XVIII века, происходивший из племени жалаир Старшего жуза. При жизни был прозван Кабан акыном за свой гордый и крутой нрав, смелость, героизм, острый язык. Его называли святым наравне с героями Ескельды и Балпыком. В течение трех веков его заслуги, усилия, вложенные в единение жалаиров, развеянных по степи джунгарской агрессией, являются темой многих народных рассказов и преданий.
Готовность его умереть за народ и землю, пожертвовать собой видна из рассказа правнучки поэта, Маримы Рахметкызы. Во время войны с калмыками один из жалаирских батыров, выйдя на поединок, поторопился и проткнул соперника саблей. Это повлекло за собой споры, требования калмыков выдать молодого батыра, нарушившего сложившиеся правила поединка. Когда старшие рода уже согласились выполнить требования противника, вперед вышел Кабан акын со следующими словами: «Этот батыр сможет еще послужить защитой для народа, вместо него я жертвую собой, отдайте меня врагам». И пошел добровольным заложником в руки врагов (из записей журналиста Ораза Исмаилулы).
Доктор филологических наук Мырзатай Жолдасбеков приводит легенду, изображающую акына Кабана как святого, предсказывающего будущее. Однажды прославленные батыры Жетысу — Отеген, Райымбек, Караш и Кабан собрались вместе. Райымбек и Отеген — ровесники, Караш немного младше их, старше всех оказался Кабан. Слово взял Райымбек: — Отеген, есть поговорка: «Кто много путешествовал, тот много знает». Ты много ездил по свету, мы все уже в возрасте, ты — прославленный батыр, много видел, можешь ли ты сказать нам, что будет с нами после смерти, где мы будем похоронены? Отеген ответил: «Говорят в народе: избегай того, кто говорит раньше старших. С нами сидит Кабан ага, который увидел этот свет раньше нас. Давайте попросим его сказать». «Вы, молодые, друг друга подталкивали, а в итоге хотите, чтобы ответил я, — начал Кабан. — Народ изменил имя, данное мне родителями, и назвал меня Кабан. Я останусь лежать возле одного родника, среди густого камыша. Тело мое пролежит на земле, найдут его через три дня. У Отегена характер добрый, приветливый. Ты, Отеген, будешь лежать вдоль плавно текущей реки, но, в конце концов, тебя переместят в другое место. Райымбек, ты общительный. До последнего вздоха над головой твоей будут стоять шум и топот». Это предание рассказали Кенен Азербаев и Амиркул Кулшыков. («Асыл арналар», Алматы, «Жазушы», 1986).
Если это не вымысел, у нас есть все основания считать Кабана настоящим провидцем. В самом деле, могила Отегена была на берегу «плавно текущей» реки Или, но потомки переместили могилу на высокое место, чтобы она не осталась под Капчагайским водохранилищем. Райымбек был похоронен вдоль дороги, ведущей из Алматы в Ташкент, эти места и раньше, и теперь полны шума и топота. Его потомки установили высокий памятник, который превратился в священное место, куда приходят поклониться праху великого предка. Прах самого Кабана покоится у родника на берегу реки Или, среди густого камыша.
Кабан акын, родившийся и выросший на берегу Сырдарьи, участвовавший вместе с правителями народа Ескельды, Балпыком и Ораком в возвращении жалаиров в окрестности рек Или и Каратал, всю сознательную жизнь провел в ущельях горы Шаган, на склоне Лабасы. Кабан был могучего телосложения, умный, величественного вида человек. Защищая народ, проявлял храбрость, выполнял посольские дела, участвовал в управлении хозяйством. Акын ата, для которого выше всего были принципы справедливости, был внимателен к окружающим. Об этом его качестве пишет безвестный акын: «Если к Кабану акыну приходил кто-то печальный, он старался успокоить и развеселить его».
Кабан говорил всегда справедливо и открыто, не угодничал перед богачами и правителями, был честен, про таких в народе говорят: «Даже волосок сумеет разделить абсолютно поровну». Тому один пример. Однажды в ауле, где жил акын, барымтачи угнали лошадей. Джигиты аула во главе с Кабаном догнали воров и когда все схватились в драке, то один из барымтачей, получив удар дубинкой, скончался. Барымтачи стали требовать выкуп, обратились к судье. Судья вызвал Кабана. На вопрос: «Почему не выплачиваете выкуп?» — Кабан ответил: «Ворам выкуп не положен. Он нашел то, за чем пришел!» Вспомнив свод законов «Жеті жарғы», созданный Тауке ханом, судья не стал дальше продолжать спор.
Кабан акын в своих стихах призывал народ к вере. Из многих его стихотворных наставлений, размышлений не трудно проследить, что он достаточно хорошо знал ислам. Что поделать, рукописи не сохранились в первоначальном виде, отдельные места были изменены, искажены или дополнены разными людьми, когда стихи передавались из уст в уста. Этим можно объяснить некоторые нестыковки в стихах. Тем не менее, во многих стихах прослеживаются глубокие мысли, философский взгляд на жизнь. Иначе, такие мощные акыны, как Суюнбай, Сарбас, Бахтыбай не поклонялись бы ему, считая его своим наставником.
Кабан акын оставил много изречений, наставлений воспитательного характера. Для кочевых казахов того времени, когда не было школ, Кабан акын раскрывает многие стороны жизни, сущность и значение многих жизненных явлений. В стихах «Счастье, откуда ты идешь» и «Счастье, куда ты идешь» он в форме вопросов и ответов раздумывает над содержательными и нестоящими сторонами жизни. Кабан акын не уставал призывать народ к согласию, дружбе.
Он в стихотворных состязаниях (айтысах) всегда выходил победителем. До нас дошли только два айтыса с акынами Тумаршой и Таутан, но и из них видно, что он как быстрый аргымак, опережал в состязаниях других акынов. Его дар особенно ярко проявляется в состязании с девушкой Таутан на знание загадок. Загадки охватывали различные стороны жизни, бытия, религии, и на каждую из них Кабан отвечал без запинки, точно. Отсюда видны его находчивость, ум, образованность.
Говоря об образованности, стоит вспомнить, что в вышедших в свет его стихотворениях «Әрқашан білгенімді салдым хатқа» («Все, что знал, я переложил на бумагу»), «Өзім терген кітаптан оқып, білдім» («Все, что знаю, я вынес из книг») встречаются слова «пишу», «написал». Судя по этому, он был грамотный человек.
Хотя поэтическое наследие прославленного Кабылиса — Кабан акына, которому поклонялись и подражали многие акыны Семиречья, недостаточно сохранилось, но все же дошедшие до нас его произведения стали золотым достоянием для воспитания сегодняшнего и завтрашнего поколений.