В начале 1665 года в заснеженной Каркаралинской степи у бия Келдибека из рода аргын, улуса каракесек, родился сын, которому дали имя Казыбек. Счастливая мать Токмеил предрекла:
Я выращу тебя с лаской, любовью,
Не обделю тебя ни молоком, ни кровом.
Ты будешь преклоняться только чести,
Твоим признаньем станет Слово.
Но могли ли предположить родители, что из этого неуемного мальчишки вырастет не только знаменитый судья, но и большой политик, к советам которого будут прислушиваться единовластные ханы и влиятельные султаны. Именем Казыбек назвал его отец, народ же прозвал — «Каз дауысты» («Казбек непревзойденный в слове и слоге»). Отец его был бием, дед Шанкар был известен своей начитанностью и мудростью. Благодаря семейной традиции Казыбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием.
Высокоэрудированный, с феноменальной памятью (некоторых, с кем судьба сводила лишь на мгновение, он узнавал через много лет), вспыльчивый и гневный, дисциплинированный и порой азартный, готовый для собственного народа в буквальном смысле «костьми лечь», и вместе с тем, для других эгоистичный, — таков был Казыбек би – народный трибун, вожак и фактически многолетний блюститель государственности и закона в Среднем Жузе.
Известность бию Среднего Жуза в казахской степи принесла не только его судейская деятельность. Меткое слово и умение дать отпор в словесном поединке – качества, которыми отличался Казыбек би будучи судьей – посредником. Но они оказались востребованными и для дипломатической службы. Не уступая по храбрости прославленным батырам, бии – дипломаты нередко определяли и ход политики государства. Не случайно мир между казахским и калмыцким народами был установлен в первую очередь благодаря усилиям Казыбек би. Так, первая посольская миссия к джунгарскому правителю, в составе которой был и девятнадцатилетний Казыбек, принесла удачу: из плена были освобождены соплеменники и возвращен угнанный джунгарами скот. Предание сохранило его речь, обращенную к джунгарскому правителю: «Мы – казахи, в степи пасем скот. Никому не угрожаем, мы – мирный народ. Чтоб счастье и удача не покинули нас, чтобы враг невзначай не ринулся на нас, мы держим копье наготове и знаем цену доброго слова. Мы – народ, верный в дружбе, мы гостеприимны и щедры, а в грозный час, когда это нужно, ханские юрты обрушим мы! Сын, рожденный от достойного отца, никогда рабом не станет. Дочь, рожденная честной матерью, рабыней не станет. Мы вольные люди, дети степи, сыновей и дочерей своих в неволе содержать не станем. Вы, калмыки, отчаянный народ, но в честном бою мы вам не уступим. Если вы железо, мы расплавим вас. Мы за мир, не за вражду, коль надо – схлестнемся в открытом бою. И клинком, и мечом отстоим свою честь. И храбрых джигитов в степях не счесть. Ты – леопард-каблан, я – лев-арыстан. Ты – скакун-тулпар, я – горный сокол-сункар. И спуску вам не дадим. С добром пришли – добром ответь! Не хочешь мира – получишь войну!»
Затем последовало еще несколько посольских миссий, результатом которых стало соглашение с джунгарами «впредь жить в согласии и мире». В одну из таких поездок Казыбек бию удалось вызволить из джунгарской неволи Абылая, ставшего впоследствии ханом Сары-Арки. Видя в Абылае большую будущность, ценя крепость его характера, преданность идее единства казахского народа, Казыбек би проявил большую настойчивость и добился возвращения Абылая на родину. Два условия выставил ему Галдан Цэрен за его освобождение: во-первых, известные люди казахской степи должны дать джунгарскому предводителю по одному сыну в аманаты-заложники; во-вторых, казахам следует порвать всякие связи с Россией и перейти в подданство Джунгарии. Казыбек би собрал всех представителей казахских родов. Посоветовавшись, они решили пойти на уступки джунгарскому хонтайчи: послать к нему заложников и воздержаться пока от подданства — и российского, и джунгарского. И еще предупредили: если Галдан Цэрен не согласится с таким решением, то казахи, объединившись с русскими, пойдут войной на джунгар. Это была хитрая уловка. Казыбек би решил таким образом припугнуть джунгарского хана. Батыра Абылая вызволили из плена. Вернули славный город Туркестан и еще тридцать два поселения, вернули народу мир и благоденствие.
О роли Казыбек би в судьбах казахского народа можно сказать, что он являлся одним из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности. При хане Тауке в 1680 году он был признан главным бием Среднего жуза. Вместе с Толе бием и Айтеке бием Казыбек би вошел в историю как инициатор объединения трех жузов, один из авторов свода законов «Жеты жаргы». Верно оценивая историческую обстановку, Казыбек би неустанно призывал к единству казахского народа, к прекращению межродовых распрей, к добрососедским отношениям с джунгарами, узбеками и русскими. "Достойны ли мы быть народом? – спрашивал Казыбек би. – Народ славит ханов, когда они справедливы и сильны, и проклинает их, когда коварны и трусливы. Народ славит своих батыров, когда они бескорыстны, смелы! Он проклинает батыров, ведущих своих джигитов на бой меж родными племенами. <.. > Ничто не вечно под небом аллаха. Лишь сохранив свою честь и достоинство, человек может считать себя человеком, а народ остаться народом… "
Всю жизнь Казыбек би желал честности, порядочности и мира. Его судебные решения, отличающиеся справедливостью и афористичностью, превращались в пословицы и поговорки. Не случайно в народе Казыбек би был прозван «правдиво рассуждающим».
В устном народном творчестве сохранилось немало ораторских изречений, о которых можно сказать: «Это сказано звонкоголосым Казыбеком».
Умер Казыбек би в декабре 1764 года у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Его сын Бекболат велел поставить юрту и четыре месяца сохранял в ней тело отца. Когда сошел снег, он перевез его в Туркестан, где похоронил Казбек би в мавзолее Ясауи. Дипломат и судья, оратор и поэт – Казыбек би навсегда вошел в историю Казахстана.