Кетбуга — казахский жырау, сказитель, композитор-кюйши, герой народных исторических легенд. Его называют и основателем казахского древнего литературного искусства. О жизни и творчестве Кетбуга-жырау известно по книге «Шаджарат аль-атрак» («Тюркская хроника», родословная тюрков) и устной народной легенде. Народ прозвал Кетбугу «Улы жыршы» («Великий сказитель»). Когда на охоте умер правитель Дешт-и-Кыпчака Джучи хан, никто не осмеливался сообщить эту скорбную весть отцу, Чингисхану. Тогда эту опасную миссию взял на свои плечи Кетбуга-жырау. Он начал с вопроса: «Кто очистит море, помутневшее у истоков, мой хан? Кто посадит на место дерево, поваленное с корнем?» Психологически подготовив владыку к траурной вести, жырау исполнил кюй «Ақсақ құлан — Жошы хан» («Хромой кулан — Джучи хан»), в котором сообщил о гибели его сына Джучи. Видимо, после исполнения кюя разгневанный хан решил наказать Кетбугу жырау. Но, так как горестную весть донесла домбра, то он приказал залить ее горячим свинецом. Так на домбре появилось маленькое отверстие. Но от этого домбра не стала хуже, ее звучание только улучшилось. Благодаря Кетбуге, домбра зазвучала еще мелодичней и красивее.
До нас дошли только кюй Кетбуги жырау «Хромой кулан — Джучи хан» и несколько строк песен, исполняемых перед его началом. Остальные литературные и музыкальные произведения Кетбуги не сохранились до наших времен, хотя в свое время они были широко распространены среди народа. Кетбуга стремился к поэтизации жизни, проблем и чувств простого народа, за что народ и прозвал его «Улу» (великий) жырау. Кетбуга оказал значительное влияние на развитие искусства слова, а также на творчество и стиль многих казахских жырау. Например, Доспамбет-жырау, живший в конце ХV-ХVI веков, отмечал в своих произведениях влияние Кетбуги бия на него и о значении его творчества в казахской литературе. В народных легендах и песнях он показан как покровитель народа и мудрый аксакал.
Легенды о Кетбуга-жырау встречаются также и в киргизском фольклоре.