Коркыт, живший в давние времена, — родоначальник кобыза, композитор, акын, покровитель баксы (знахарей-шаманов). Он родился и вырос на берегу Сырдарьи, предположительно в VIII-IX веках. Из литературного памятника «Книга Коркыта ата» можно узнать, что он тюркского происхождения из племени огыз. Его как личность признают и народы Средней Азии, и другие тюркские племена. Его отца звали – Каракожа. Мать из рода кипчак.
О Коркыте упоминают Абильгазы – «Родословная тюрков» и Рашид ад-дин – «Огызы». Рашид ад-дин пишет, что Коркыт прожил долгую жизнь. Абильгазы пишет, что Коркыт был визирем пяти ханов. Ш. Валиханов оставил ценные заметки о знахарстве, поэтическом и музыкальном мастерстве Коркыта. М. Ауэзов и А. Маргулан также написали прекрасные статьи о нем. В жизненной философии великого предка и его легендах о борьбе со смертью просматривается оптимизм.
Коркыт – композитор и сказитель, основатель музыкального искусства игры на кобызе. Вместе с тем, он – великий старейшина, признан святой личностью. Если верить легендам, он много времени уделял созданию нового музыкального инструмента. Однажды во сне ангелы дали ему знать: «Оберни деревянный инструмент в верблюжью кожу, из конского волоса сделай струны». Выполнив все это, Коркыт извлек из этого инструмента чудесную мелодию. С тех пор повелось: «Кобыз Коркыта».
Рождение Коркыта также связано с чудесами и мифами. Перед самым его рождением произошло затмение солнца, стало совсем темно, началась буря с дождем, загремел гром и засверкали молнии. Люди были сильно напуганы. А когда Коркыт родился, гроза закончилась, все вокруг успокоилось, ясно засветило солнце. «Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт», – решили люди.
Ш. Валиханов и Г. Н. Потанин поясняют, что слово «Коркыт» характеризует образ жизни человечества. Легенды и рассказы Навои о Коркыте широко распространены среди тюркских народов, в особенности среди казахов.
По воззрениям Коркыта, люди должны сохранять человеческие качества. Самое опасное для человека – потерять нравственность. «Пусть лучше дом развалится, если там не бывают гости, пусть лучше не взрастет трава, если ее не щиплет лошадь; вода, не пригодная к питью, пусть лучше не бежит по ложбинам; пусть лучше не родится сын, который запятнает имя отца». «Как бы ни хотел человек, он не съест больше, чем может». Из этих легенд видно, что, путешествуя по миру, Коркыт пришел к мысли, что каждому человеку лучше всего на родной земле. Его постоянным другом был волшебник Желмая.
Из музыкального наследия Коркыта известными являются около 20 произведений. Из них записано – 11. У каждого кюя своя история. Например, в легенде о кюе «Коркыт» есть эпизод, как ему удалось избежать смерти с помощью бессмертного искусства. Так, Коркыт не подпускает смерть, играя день и ночь на кобызе, плывя на расстеленном ковре по водам Сырдарьи. Совершить подобное удавалось, по легенде, только Коркыту. Это отражение в искусстве его философских мечтаний.
«Книга Коркыта ата» – письменный памятник эпического жанра племени огызов, вошедших позже в состав тюркского народа. Книга, повествующая о жизни огызов, написана на общем для огыз-кипчаков языке. Сохранились два экземпляра книги, написанной арабским алфавитом (один в Дрездене, другой — Ватикане). У каждого эпического сказания есть свой сюжет, образы ясновидящих, вождя племени и мудрого Коркыта ата. В конце каждого сказания выражается похвала Коркыту ата. В книге много наставлений, пословиц, метких и мудрых слов. Что интересно, здесь Коркыт – и автор, и персонаж. В этом особенность его книги. Во введении написано: «В племени Баят жил знающий предсказатель по имени Коркыт, все его пророчества сбывались. Ему удавалось решить самые сложные вопросы племени Огыз. Люди не принимались за какую-либо трудную работу, не получив на то благословения Коркыта. Люди беспрекословно выполняли его наказы».
Фольклорист А. Конратбаев разделил «Сказания Коркыта» на три части по приведенным там родословным:
1. Сказания, эпосы, описывающие период становления огыз-кипчакского племени;
2. Сказания, эпосы, раскрывающие междоусобные распри туркменов и племени пешене в течение 34 лет;
3. Сказания, показывающие распад огыз-кипчакского улуса.
Все события этих сказаний происходят на берегу Сырдарьи, на землях Средней Азии и Кавказа. В них повествуется о том, как создавались, распадались племена тех краев. Жыр «Бамсы-Байрак» напоминает легенду об Алпамысе, «Усун кожа» повествует о предке казахского племени «уйсун». Легенды о Коркыте ата сохранились среди казахов, киргизов и других тюркских народов.
В книге очень часто встречаются географические названия, имеющиеся в современном казахском языке. Это доказывает тесную связь книги с Казахстаном, землей, которую населяли многие тюркские племена, влившиеся со временем в единый казахский этнос. «Книга Коркыта ата» считается историческим памятником тюркских народов.
Полный перевод наследия на русский язык, сделанный В. В. Бартольдом в 1922 году, вышел в свет в 1962 году, а в 1986 году выдающиеся казахские ученые А. Маргулан, Н. Келимбетов, А. Конратбаев перевели ее на казахский язык.
На берегу Сырдарьи, в 5–6 км от станции Торетам, в Кызылординской области, где родился и вырос Коркыт, находится его могила. Исследователь А. Диваев сфотографировал могилу в 1929 году. В честь Коркыта там был установлен архитектурный памятник, который имеет вид кобыза большого объема. Авторы памятника – архитектор Б. А. Ибраев и физик С. И. Исатаев. Памятник сделан из железобетона и состоит из 4-х стел высотой 8 метров. В верхней части установлены трубы с широким отверстием. 40 металлических трубочек издают звуки, похожие на звук кобыза, особенно когда дует ветер. Это место посещают туристы, в том числе и зарубежные.