Батыр, судья, искусный дипломат Среднего жуза из рода басентиын племени аргын, один из ярких борцов казахского народа против джунгарской агрессии. Именно в это время и прославил себя первыми подвигами на поле брани батыр Малайсары.
Родился на территории Павлодарской области. Соратник Богенбая, Кабанбая, Райымбека, Баян батыра и Наурызбая. Абылай хан высоко ценил его за мужество, ум и отвагу.
Малайсары батыр проник в самый центр Сары-Арки, уже обжитой джунгарскими племенами, и построил крепость в Каркаралинских горах. Несмотря на все прилагаемые усилия, джунгарские военачальники так и не смогли взять ставку батыра. Более того, под давлением Малайсары и других батыров, наносивших врагу сокрушительные удары, джунгары, в конце концов, стали покидать исконные казахские земли. Вдохновленные этими успехами, казахские племена сумели объединить свои усилия и собраться под единым знаменем. Объединенное войско всех трех казахских жузов нанесло ряд поражений джунгарской армии, решающим из которых стало Аныракайское сражение, состоявшееся в 1730 году. И джунгарский хунтайджи был вынужден просить мира.
Однако Галдан-Церен не хотел мириться с поражением, и ему была нужна лишь передышка для накопления новых сил. Начиная с 1739 года, джунгарские отряды вновь стали тревожить своими набегами казахские кочевья. Особенно тяжелым стало вторжение весной 1741 года, когда тридцатитысячное джунгарское войско, имевшее на вооружении артиллерию, двигаясь тремя колоннами, начало беспощадно разорять племена Среднего жуза. Именно в это время в одном из боев в плен к джунгарам попал молодой, но уже очень популярный в народе султан Абылай. Однако и в этот раз казахские батыры сумели дать отпор превосходящим силам противника.
В итоге между сторонами, понесшими тяжелые потери, было заключено временное перемирие. Для составления окончательного мирного соглашения осенью 1741 года в Джунгарию прибыло казахское посольство. Джунгарский хунтайджи в ходе встречи с послами выдвинул ультимативные требования о выплате ежегодной дани и о предоставлении в качестве аманатов (заложников) сыновей многих известных казахских правителей. Только в этом случае хунтайджи соглашался освободить султана Аблая и не возобновлять военные действия.
Эти требования джунгарского хана привели к расколу среди казахской элиты. Часть правителей считала необходимым полностью и безоговорочно смириться с предъявленными условиями. Другие же категорически отвергали любые притязания Галдан-Церена и выражали готовность к продолжению войны. Однако и тот, и другой вариант не соответствовал народным интересам.
В этот момент на первый план вновь выдвинулся батыр Малайсары, который доказал, что он обладает не только воинским, но и дипломатическим талантом. Он возглавил большую казахскую делегацию, которая направилась в Джунгарию осенью 1742 года. Батыр доставил к джунгарскому правителю всего трех аманатов и предложил ему довольствоваться этим. Галдан-Церен был крайне разгневан, но Малайсары, фактически находясь в самом логове врага, вел себя с достоинством и смело заявил: «У нас и в Россию со всех родов аманатов не требуют, а ты хочешь больше, чем Великороссийское государство».
Это был крайне рискованный шаг, и человек, осмелившийся в таком тоне вести беседу с могущественным джунгарским правителем, мог легко лишиться жизни. Но Галдан-Церену пришлась по душе отвага казахского батыра, и хунтайджи согласился на условия казахской стороны и снял все свои требования. Из плена был освобожден и султан Абылай, который вместе с Малайсары вернулся в родную степь. Напоследок Галдан-Церен одарил щедрыми дарами и султана, и батыра.
После ослабления джунгар он останавливает Абылая от дальнейших военных действий и советует заключить мир с джунгарами, объясняя это тем, что джунгары остаются защитной прослойкой между горсткой казахов и Цинской империей. За подвиги и огромное миролюбие джунгарский хан Галдан Цэрэн ему дал звание «Тархан».
Все это свидетельствует о том, какую исключительную роль сыграл батыр Малайсары в заключении мирного договора между казахами и джунгарами. Абылай также всю жизнь хранил благодарность своему освободителю.
О батыре Малайсары в свое время очень много писал Ш. Уалиханов. «Когда спросили у Абылая, кого он из батыров более уважает из всех трех орд, он отвечал: из моих батыров басентиновец Малайсары по богатству, храбрости и по характеру, и уаковец Баян по уму и храбрости стоят выше всех».
Между джунгарами и казахами воцарились мирные отношения, продолжавшиеся до 1751 года, пока в Джунгарии не разгорелись распри между претендентами на верховную власть.
Султан Абылай сразу же решил воспользоваться подобными обстоятельствами для того, чтобы утвердить на джунгарском престоле угодного ему кандидата. Малайсары батыр поначалу, желая оградить свой род басентиинов и другие казахские роды от войны с джунгарами, негативно отнесся к этим планам. Однако во избежание распрей между казахами и для сохранения народного единства он все-таки сумел преодолеть себя и поддержал Абылая. Малайсары со своим отрядом присоединился к войску султана, выступившему в поход на Джунгарию. К сожалению, великий батыр, прошедший через множество кровавых битв, погиб в этом походе от шальной вражеской стрелы. Воины похоронили его на одном из отрогов Джунгарского Алатау, с тех пор в народе получившего название Малайсары.