Майкы – известный би, поэт, импровизатор, родоначальник национального ораторского искусства и института биев. Молва гласит: у истоков цельного слова только один человек, а именно – Майкы би.
С детства Майкы, сын Мана, был хромым, видимо, поэтому его и назвали Майкы. К тому же одного из его легендарных предков тоже звали Майкы. В казахских летописях Майкы Манулы описывается как незаурядная личность. Современник и советник Чингисхана, он обладал большим умом, высоким интеллектом, принимал мудрые и справедливые решения. Его называли авторитетным человеком, аулие, он мог прогнозировать события, предсказывать судьбы людей.
В источниках имя Майкы упоминается в числе 12 представителей 12 родов провозгласивших Чингиса ханом, подняв его на белой кошме. Событие это, как предполагает Абай, произошло в 1206 году возле гор, впоследствии названных Чингисскими, самая высокая вершина которых зовется «Ханской». Когда сын Чингисхана Джучи готовил поход на Запад, то правое крыло своих войск он доверил Майкы как опытному полководцу и батыру.
Майкы би был предан своему народу, и хотел для него лучшей жизни. Его жизненными целями были единство, независимость, целостность и согласие страны. По легендам Майкы би разделил казахов на три жуза, вокруг которых объединились казахские роды. Жуз, который возглавил Уйсун, назвали Большой или Старший. Кабанулы Болаткажи возглавил Средний жуз, а Когамулы Алшын – Младший. Одного из ханов-ногайцев – Ахмета (Алаша-хана) – сделали ханом трех жузов. В эти объединения вошли представители 40 родов. Майкы би высек на наскальных камнях знаки – тамги. Эти символы получили три жуза. Уйсунам вручили «знамя», аргынам – «глаз», тому, кто должен был первым идти на врага, Алшыну – «копье». Также тамги были розданы всем сорока родам. Эти камни в истории остались под названиями «Майкы танбасы» («Знаки Майкы») или «Нура танбасы» («Знаки Нура») в честь местности, где они были высечены.
У Майкы би было много детей. Он был недоволен своими сыновьями Узыном и Кортыком. Сильно удивленный Майкы говорил: «Когда от плохих рождаются хорошие дети – можно поверить с трудом. Бывают случаи, когда и от хороших рождаются плохие, от которых нечего взять». В целом, по его мнению, от плохих рождаются плохие, а от хороших – хорошие, за редкими случаями. От бесчувственных – вовсе тупые, от ничего не видящих, не замечающих – слепые и тому подобное:
От скакуна родится вороной,
От сокола родится сокол.
От сокровенного столь же ценный,
А от бездельника обуза ленный.
Родится от обузы дармоед,
От непослушного – балбес, несущий бред.
От паршивого родится плешивый,
От скупого родится скряга.
От слепого родится незрячий,
От болтуна же пустомеля родится,
А от гуляки родится бродяга.
Отклонения, считал Майкы би, могут быть очень редко.
Среди народа осталось значительное количество высказываний и афоризмов Майкы. К примеру, о феномене власти он высказывался так: «У камня нет корней, а у хана нет родни». Но: «Если с ханом рядом будет мудрый бий, то и по суше пройдет корабль». К бийству могут примазываться и нечистоплотные люди: «Упаси господь тебя попасть в лапы судьи-взяточника». «Если таковые попадутся, то они сами умножат тяжбы и споры».
Сам Майкы, как би, участвовал в спорах, возникавших между жузами. Он всегда ссылался на народные пословицы и изречения. При этом превыше всего ставил единство народа. По мнению Майкы, государственные объединения должны управляться по народным традициям и обычаям. Даже в давно забытых традициях заложен определенный смысл.
Не только казахи, но и узбеки, татары, башкиры, каракалпаки тоже считают Майкы своим бием. Простился со светом Майкы би, когда ему было 120 лет.