Выдающийся тюркский ученый, поэт, религиозный деятель, проповедник исламской религии в кыпчакской степи. Родился в городе Туркестан. Был самым талантливым учеником, преемником Ахмета Яссауи. Сулеймен Бакыргани продолжил образование в Самарканде, Бухаре, Хорезме, Шаме. В народе он известен как «Хаким Ата» (Властный дед).
Основное произведение Бакыргани — «Книга Бакыргани» («Бакырғани кiтабы») является одним из сохранившихся с XII века литературных памятников тюркских народов суфийского направления, образцом средневековой казахской литературы. Главная идея «Книги Бакыргани» — призыв читателя к духовной чистоте, добру, благородству. В ней рассматриваются проблемы эстетики, этики, очищения (от грехов), гармонии души. По его мнению, вечная красота — в Боге.
Аллах — абсолютно чист и прекрасен. Он создал 4 стороны света, состоящие из четырех единиц: огня, воды, земли, воздуха. После этого Аллах создал растения, насекомых, животных и людей, состоящих из четырех частей (ноги, руки, голова, тело). По мнению Бакыргани, раб божий (человек) не может постичь красоты Бога, так как между Богом и человеком есть невидимая завеса. Кто хочет отодвинуть завесу, познать Бога, должен вначале вступить на путь суфизма, изучить его основные разделы (шариат, тарихат, хакихат, магрипат, т. е. свод законов мусульманства, религиозные каноны, приближение к Богу, познание религиозных обычаев). В результате у духовно очищенного человека откроется «внутреннее зрение», и он на один шаг приблизится к Богу. Бога можно постичь не умом, а только сердцем, через любовь к нему. Любовь — высшее чувство. На вопрос «За что можно любить Бога?» святая книга Аллаха отвечает в 61 стихе. Красота Бога — в его милосердии, умении прощать, делать своим рабам безграничное добро. Добро проявляется в любви к своим рабам. Приблизиться к Богу может только душевно чистый, добрый, терпеливый, образованный человек. Аллах — в сердце человека. Когда-нибудь все люди соберутся под его крыло.
Законы природы и человечества взаимосвязаны. Человек может познать Бога, только познав себя. Полную духовную свободу получит только такой человек, который сможет освободиться (очиститься) от высокомерия, жадности, ревности, зависти, стычек и ссор. Дорога к суфизму терниста, кто не боится трудностей и твердо решился идти по ней — в начале должен найти себе наставника. Он должен получить знания и воспитание у наставника, прежде чем достигнет уровня просвещенного ученика. Для этого ученик должен пройти несколько ступеней. На первой ступени, называемой тарихатом, он полностью очистится. На второй ступени ученик не может сказать что-либо плохое о ком-то и даже не должен критиковать кого-либо. На третьей ступени молодой суфий обретет душевный покой. Человек всегда должен помогать кому-либо, если в этом есть необходимость — это 4-я ступень. На 5-й ступени человек воодушевлен, окрылен и вот теперь суфий сможет увидеть Аллаха.
В конце книги Сулеймен Бакыргани разделил красоту на 3 вида: 1) Абсолютно не изменяющаяся красота Бога; 2) Красота творения, или земное отражение преломленной красоты Бога. 3) Духовная красота. Человек послан на землю, чтобы постичь духовную красоту с помощью Бога. По понятиям философии основу истинной жизни составляют человечность, демократия, духовная красота.
Итак, все эти идеи берут начало в суфизме. Бакыргани, придерживаясь взглядов своего учителя Кожа Ахмета Яссауи, развил его учение дальше.
Написав различные сказания по мотивам религиозных легенд, Сулеймен Бакыргани положил начало определенному течению, которое получило распространение в тюркской литературе XIII-XIV веков и заключалось в обновленном написании известных издавна сюжетов.
С. Бакыргани умер в возрасте 82 лет недалеко от Туркестана. До начала XX в. произведения «Книга Бакыргани» многократно переиздавалась, была широко распространена среди мусульман и использовалась как учебное пособие в медресе.