Взрослые частенько шептались между собой: «Вот увидишь, выйдет толк из Жанибека. Быть ему настоящим батыром, достойный защитник растет. Или бием-краснобаем будет, ибо все это есть в его благородной крови. Тьфу, тьфу! Как бы не сглазить ненароком». И в этих словах была доля истины.
Предок Жанибека Шакшак слыл человеком незаурядным. Он был отважным батыром, его почитали как одного из видных биев рода Аргын Среднего жуза. Уже с пяти лет он научился пользоваться луком и копьем, чем и вызывал одобрение взрослых. В семнадцатилетнем возрасте Шакшак примкнул к Есим хану, вместе с которым участвовал в битвах против джунгар, и против Бухарского хана, и Ташкентского эмира, сопровождая его во всех боевых походах.
Родился Жанибек в 1693 году в роду Аргын. Он был сыном Кошкара – одного из шести сыновей Кошея Шакшака. На первый взгляд он ничем и не выделялся среди своих сверстников. Как и все мальчишки, ловко укрощал строптивых коней, умело подковывал их. Не было равных ему в борьбе. Никто из сверстников не мог устоять перед ним. Интересовался народными преданиями, легендами, мифами, сочинял стихи. Но прадед Шакшак предсказал в благословении великую судьбу своему правнуку, прорицательно предначертал его будущую плодотворную деятельность на благо своего народа. По наказу прадеда Жанибек с ранних детских лет воспитывался в лучших традициях династии, все члены которой были прославленными биями и батырами.
В четырнадцатилетнем возрасте Жанибек получи благословение от столетних старцев и мудрецов трех жузов: «Если хочешь стать бием, то помогай бедным; в бою жестоком крепко держи свое знамя, не роняй его; с другом щедро делись своей добычей, не потеряешь его; совета спрашивай не у тысячной толпы, а у одного, но мудрого. Если надумал взяться за оружие, то в руки бери ружье. Оно защитит тебя в случае нападения врага, обеспечит едой во время голода, если устанешь – сможешь опереться на него. Женщину люби в молодости. В молодости жигит – царь, а девушка – царица. Иначе пожалеешь в старости <… > Чтобы удача сопутствовала тебе, сынок! Чтобы врагу никогда не быть вровень с тобой! Чтобы уважением людей пользовался ты! Чтобы птица счастья села на плечи твои, сынок!» Эти слова возымели свое действие. Они, как путеводная звезда, освещали жизнь Жанибека, ибо он всегда помнил и чтил эти назидания и мудрые советы.
Получив благословение, Жанибек Шакшак (так звали его в честь прадеда) направился в Каракумы, чтобы принять участие в большом курултае. Все чащи приходили вести, что враги напали на какой-то род, разграбили и разорили тот-то аул. Ситуация осложнялась тем, что казахи стали делиться на жузы и роды, хотя всем было ясно, что такое обособление ни к чему хорошему не приведет. Там, где нет взаимопонимания и сплоченности, никогда не будет единства, мира и согласия. Угроза стать легкой добычей врага нарастала. Джунгары и китайцы в любой момент могли напасть на мирные аулы. Россия при удобном случае могла отхватить лакомый кусок казахской земли. Прибыв на место, пятнадцатилетний Жанибек узнал, что именно эти обстоятельства и стали причиной созыва ханом Тауке представительного курултая казахов. Главная цель курултая – объединить в одно целое силы разрозненных казахских жузов и родов. Среди собравшихся Жанибек впервые увидел известных казахских батыров Богенбая и Кабанбая, которые призывали народ объединиться под одно знамя и стать стеной против врага. Большинство участников поддержали этот призыв и под крики родового клича поклялись биться с врагом насмерть. Курултай сыграл свою историческую роль: он дал понять людям, что великая сила народа – в единстве и сплотил его на борьбу с джунгарскими захватчиками.
По возвращении с курултая Жанибек навсегда распрощался с детством. Он запомнил грозный клич, призывающий к сплочению, защите чести и достоинства казахского народа. Жанибек стал готовиться к сражениям с врагом, оттачивая и совершенствуя свои познания в боевом искусстве. Вскоре дошли слухи, что джунгары внезапно напали на казахские аулы. Не выдержав натиска превосходящих сил противника, боевые дружины Старшего жуза с тяжелыми боями отступили к низовьям Сырдарьи, а отряды Среднего жуза – по направлению к Улытау. Батыр Кабанбай Каракерей собирает под свои знамена войска представителей трех казахских жузов, чтобы дать достойный отпор джунгарам. Жанибек добровольно присоединился к войску. Ненависть к врагу и стремление попробовать свои силы на поле битвы привели его в ряды ополченцев. Здесь он прошел свое первое испытание, сразившись в поединке с джунгарским богатырем. Одолев противника, он надел на себя его боевые доспехи и поднял воинов на битву. Пройдя боевое крещение, два года проведя в седле, Жанибек окреп и возмужал в смертельных битвах, стал настоящим батыром. В походах его сопровождала небольшая, но отважная дружина. Жанибек батыр считал, что для того, чтобы побеждать врага, нужны выучка, дисциплина и координация действий в бою. Он решил создать собственное ополчение и добиться в нем необходимых качеств. В 1724 году ополчение Жанибек батыра вызывало сильное беспокойство у джунгар, поскольку кавалерийские сотни ополченцев появлялись в самых неожиданных местах и молниеносно исчезали, нанося ощутимый урон живой силе противника.
В 1727 году ополчение Жанибек батыра удостоилось высоких похвал, прозвучавших из уст Абулхаир хана, батыров Кабанбая и Богенбая, осуществлявших главное командование над казахскими войсками в сражении при Буланты, где джунгары потерпели поражение. В 1729 году в знаменитом Аныракайском сражении, сыгравшем большую роль в деморализации захватчиков, в подавлении духа противника, полностью развернулся стратегический военный талант Жанибек батыра. Умелая рекогносцировка летучих специальных отрядов, созданных им, точные донесения его разведчиков, блестящее знание местности позволили Жанибеку непосредственно участвовать в составлении плана операции военным советом при хане Аублхаире, который был избран главнокомандующим объединенных казахских войск. Жанибек батыру было поручено командование левым флангом объединенных ополчений. Все поставленные задачи были блестяще выполнены, и противник понес сокрушительное поражение. Характерно, что ополчение Жанибек батыра с момента создания в 1724 году на протяжении четверти века непрерывных боев с противником ни разу не терпело поражения, поскольку Жанибек неуклонно следовал принципу: «Победа малой ценой или временное отступление». Он никогда не ввязывался в бой, не взвесив предварительно все «за» и «против». Заранее предусматривал возможности для своевременного отступления, чтобы, совершив неожиданный маневр, вновь обрушиться на противника «как снег на голову». О том, что Жанибек батыр был выдающимся военным стратегом, сам за себя говорит тот факт, что добрая половина северных территорий Казахстана была освобождена именно его ополчением.
Неизменной чертой характера Жанибек батыра было то, что он всегда, везде и перед всеми держался как равный, независимо от того, находился ли он среди ханов и султанов, биев и батыров, или среди рядовых воинов и пастухов. Всем своим обликом и манерами поведения он ярко демонстрировал убежденность в том, что человеку не мешает присутствие высокого чувства самоуважения достоинства. А если дела и подвиги его, совершенные на благо Отечества, признаны общенародно, то человек имеет право на те же почести и внимание, которые традиционно оказываются ханам и султанам. Магжан Жумабаев очень точно характеризовал сложившийся в народной памяти образ Шакшакулы Жанибека: «Всегда быть первым среди равных, в кругу героев легендарных…»
Спустя несколько лет после Аныракайской битвы Жанибек батыр в сопровождении верных сарбазов отправился в Каратау, чтобы встретиться с Толе би и поговорить о судьбе народа. Вспоминая историю казахов, анализируя успехи и неудачи, они пытались найти тот единственно верный путь, который помог бы преодолеть трудности и улучшить жизнь народа. «Годы Великого бедствия», в первую очередь, явились тяжелым ударом для государственной системы казахов. Были потеряны развитые, богатые и густонаселенные города. Угасли очаги торговли. Разрушены мечети и медресе, являвшиеся духовными центрами. Люди стали отдаляться от религии, исчезли богатые библиотеки с религиозно-философскими трудами, историческими книгами и летописями. Бесследно исчезли и произведения искусства. Эта трагедия приостановила рост численности населения. Казахи погибали от рук захватчиков, умирали от голода и нужды. В их сознании поселился страх перед чужой силой, подражание чужому искусству, восхваление чужого, а не собственного. Изменился характер, поведение, восприятие мира у некогда гордого, честолюбивого народа. Но самое страшное – он потерял свою независимость. И Толе би и Жанибек батыр, мудрый и глубоко мыслящий человек, понимали, что для победы над врагом недостаточно одной силы. Необходимо обладать гибкостью ума, острым языком и хитростью. Необходимо согласие и единство. Необходим надежный покровитель. Таким защитником может стать соседнее русское государство.
22 сентября 1739 года Жанибек батыр написал письмо в управление внешних дел царской России. Он просил разрешения на переселение казахов на берега Жайыка, налаживания свободных торговых отношений с жителями близлежащих русских городов. 7 августа 1740 года группа казахских биев, возглавляемая Жанибеком, встретилась с начальником Оренбургской комиссии генерал-лейтенантом князем В. А. Урусовым. Жанибек батыр и князь Василий Урусов обсудили вопрос о налаживании торговли с казахской степью, о безопасности караванных путей и покровительстве России.
С 20 августа по 7 сентября в местечке Тасоткол недалеко от Орска состоялась представительная встреча с участием Оренбургского генерал-губернатора И. И. Неплюева. В ней, кроме казахских послов, приняли участие джунгары и каракалпаки. Касаясь отношений казахов и джунгар, И. Неплюев сказал, что вмешательства джунгар, их требования предоставлять аманат, а также платить налоги – действия, выходящие за рамки законов. Он также говорил о том, что это является попыткой раскола начинающей развиваться исторической дружбы казахов и русских. На этой встрече И. И. Неплюев известил ее участников о том, что батыр Жанибек первым среди казахов удостоен почетным званием «Тархан». В своих представлениях в Сенат генералы князь В. Урусов и тайный советник И. Неплюев подчеркивали, что влиятельность батыра Жанибека в казахской среде такова, что России следует всячески выказывать к нему признаки признания заслуг, уважительности и дружелюбия на высочайшем уровне. Позже это почетное звание было присвоено еще шестерым казахам. Среди них был и старший сын Жанибека – Даутбай.
Спустя некоторое время Жанибек был включен в число послов, направляемых в Джунгарию (посольство Миллера). На этот раз он приложил все силы для освобождения из плена султана Абылая.
Последние годы своей жизни Жанибек батыр полностью посвятил обустройству территории, которую занимает современная Костанайская область, и настолько преуспел в этом деле, что все роды-общины, которые он наделил земельной собственностью на этой территории, остались искренне довольными.
По казахской традиции батыр Жанибек имел много жен. Старшая его жена была дочерью высокопоставленного Турсынбая Шанышкалы. От нее он имел двух сыновей: Даутбая и Жаукашара. Вторая жена Алшын приходилась дочерью мудрому Айтеке би. Детей от нее он не имел. Третья жена – калмычка досталась ему в качестве «добычи», которую он приглядел, возвращаясь с Аныракайской битвы. Рожденного от нее сына-первенца нарек в честь пророка и своих праведных поступков именем Акмухаммед (Акпамбет). Когда Жанибек достиг средних лет, следуя законам шариата, он взял четвертую жену. Это была дочь батыра Касыма из рода Керей. Сын, родившийся от нее, Токтамыс, наследует очаг Жанибека Тархана. Итак, у батыра было шесть сыновей. Каждый из них дал имя отдельным династиям, родам, известным и ныне. Единственная дочь Жанибека Дильда вышла замуж за Карасая, сына знаменитого в народе бия Бораншы.
Жанибек Тархан, вобравший в себя все положительные качества своего народа, сумевший стать надежным оружием против врагов, проживший жизнь, полную подвигов, истинный сын степи, умер весной 1752 года на пятьдесят девятом году жизни в Торгае. Его любимый сын Акпамбет доставил тело батыра из Торгая в Туркестан и похоронил отца под сенью купола мечети Ходжи Ахмеда Яссауи.
Вся жизнь Жанибека, бывшего щитом для казахов и палицей для джунгар, от рождения до последних дней прошла в нелегкой борьбе. И потомки батыра оказались достойными славного имени своего отца, честно следуя традициям своих предков.