Ханкелдыкызы Улбике (1825–1849 гг.)

Ханкелдыкызы Улбике (1825—1849 гг.)

Улбике Ханкелдыкызы — известная казахская девушка — акын, искусный импровизатор, чудесная певица, превосходная домбристка, разносторонне талантливая красавица. Родилась и выросла в Теренозекском районе Кызылординской области, похоронена на берегу реки Талас Жамбылской области, происходит из рода тасжурек, племени ошакты, Старшего жуза.

Совершенствованию поэтического таланта одаренной от природы девушки во многом способствовали отец Жангелди и мать.

Уже в 12–13 лет она передавала свои мысли в стихах. Причем вполне содержательно и глубоко, и слава о ней разнеслась по аулам. В отцовском доме она выросла в свободной беззаботной обстановке, была грамотной девушкой. Из ее стихов видно, что она развивала способности еще и сама, изучая письменные записи акынов.

В юные годы Улбике вместе с окружением известного бия Есмырзы из рода ошакты переезжает в окрестности Аулиеата. С этого момента поэтическое мастерство Улбике набирает высоту, она начинает вступать в состязания с признанными опытными акынами, такими как Кудери кожа, Майлы кожа, Мадели кожа, Серали кожа и др. Многие из них проиграли состязание с ней. Трудно было удержать ее стихотворный напор, победить ее в находчивости. По этому поводу Машхур Жусип Копеев, понимавший толк в словах, говорил так: "Раньше, взяв в руки домбру, спрашивали: «Знаешь ли ты кайым?» Так называли состязание двух акынов. В тот раз кайым исполняли Кудери кожа и Улбике. До этого, до них двоих, на айтысе исполняли лишь короткие стишки с пословицами… Совсем юным мальчиком Кудери кожа хотел было состязаться с Улбике. Отец его (акын Еркошек кожа) сказал: «Сын мой, если ты хочешь состязаться с Улбике, то вначале поезжай в Бухаруи поучись года три. А сейчас ты еще сыроват».

Из этих сведений М. Ж. Копеева видно, что Улбике была не просто непревзойденным акыном, но еще и одной из основателей айтыса, как вида искусства.

Улбике — акын, мысль которого стремительна, стихи красивы по форме и благородны по содержанию. Много рассыпала она остроумных и находчивых высказываний. Из этого богатого наследия до сегодняшнего дня сохранилось около тысячи куплетов. Это составляет всего лишь около 20 айтысов и небольшое количество стихов. М. Ж. Копеев, А. Диваев, В. В. Радлов и другие известные фольклористы приложили много стараний, чтобы собрать драгоценное наследие Улбике. А. Диваев писал: «120 лет назад появилась акын Улбике, которую никто не мог победить в поэтических состязаниях». В. В. Радлов издал в Петербурге произведения Улбике, а потом опубликовал русский и немецкий переводы. Такие ученые, как М. Ауэзов, С. Муканов, М. Жолдасбеков высоко оценили поэтическое мастерство Улбике.

Жизнь Улбике была короткой, но яркой. Вместе с поэтическим дарованием судьба подарила ей райскую красоту. Ее красоту акыны сравнивали с красотой лебедя. Но ее судьба повернулась так, что Улбике выдали замуж за человека, далекого от искусства, грубого и ревнивого. В самом расцвете своего творчества, когда ее стали признавать как акына далеко за пределами ее аула, Улбике убил муж в приступе ярости.

Наследие Улбике бессмертно, оно является духовным достоянием народа.

История Нового времени (XIX – XХ в.в.)
Исторические личности
Ханкелдыкызы Улбике (1825–1849 гг.)