Сегиз Сери (1818–1854 гг.)

Настоящее имя Сегиз Сери — Мухамедканапия Бахрамулы Шакшаков. Его предок Кожаберген был поэтом, певцом, батыром. Кожаберген участвовал в схватках с калмыками, возглавлял войско. Он — автор дастана и мелодии «Елiм-ай», которая является великим памятником скорбного для народа времени «Ак, табан шұбырынды». Отец Мухамедканапии Бахрам был не только батыром, но и религиозным, образованным человеком. Он сам учил сына грамоте по-мусульмански, стрелять из лука и ружья, владеть копьем, саблей, искусству наездника, обучал различным приемам борьбы. Когда Мухамедканапия вырос, стал мастером, умеющим все: плести камчи, делать для юрты все составляющие, сёдла, уздечки, конскую сбрую и пр.

«Сегиз» («восемь») — так прозвали его родственницы. Дело в том, что восьмилетний Мухамедканапия на охоте, куда он сам попросился, смог пристрелить бегущего сайгака. Позже к этому прозвищу добавилось «Сери», так как он с 13-ти лет играл на домбре и пел, а повзрослев, приохотился к ловчим птицам — беркутам, ястребам.

В 17 лет Сегиз сам поехал в аул старшего султана Чингиза Уалиханова, в Кусмурын нынешней Костанайской области. Чингиз, восхищенный мастерством талантливого юноши, назвал своего новорожденного ребенка в его честь — Мухамедканапия. Желая, чтобы его сын был так же талантлив, специально пригласил Сегиз Сери на празднество в честь рождения Шокана.

Русские власти Омска хотели использовать поэта для переговоров с главами казахских родов, влиятельными судьями. Поняв, что их главной целью является завладеть плодородными землями, Сегиз вначале выразил им устное недовольство; так как это никак не повлияло на исход дела, взялся за оружие. Собрав джигитов, он выступил против колонизаторов. Знавший военное искусство в совершенстве, он не боялся устраивать засады хорошо вооруженному войску, сам выслеживал их, не раз одерживал победы. Но силы были неравными. Царская власть распорядилась поймать бунтаря, чтобы сослать его в Сибирь, а в случае сопротивления убить. Сегиз был вынужден переехать вместе с верным другом Ниязом в сторону Сырдарьи.

На берегах Сырдарьи, где было много празднеств и ценителей искусства, дарование Сегиза обнаружилось в полную силу. Везде он был красой и душой общества, написал много стихов и песен в честь любимых девушек. Известный и ранее военными подвигами, он и здесь организовал отряд против вооруженных разбойников из Бухары, Хивы, грабивших скот у мирных жителей, неоднократно давал им отпор.

Тем не менее, и здесь нельзя было оставаться в связи с преследованиями царских властей. Вместе с сопровождавшими его джигитами он двинулся в Западный Казахстан. Здесь, на берегу Яика и в песках Нарына, начинали появляться очаги недовольства политикой насилия, проводимой царем и ханами. Сегиз легко вписался в местное общество, тем более что они приходились ему родней со стороны матери. Он давал военные советы восставшим во главе с Исатаем и Махамбетом.

И здесь поэт пробыл недолго, перебрался на Кавказ, участвовал в восстании мусульман, возглавляемом прославленным Шамилем (1837–1841). Он побывал в Иране, Афганистане. Через 4 года он вернулся на берега Сырдарьи. Все это описано им в дастане «Қашқын келбетi» («Облик беглеца»).

По прибытии в Акмечеть Сегиз стал налаживать связи с известными волостными и судьями через людей, которые приезжали из Арки на берега Сырдарьи. Получив прощение Омского генерал-губернатора через старших султанов и судей, имевших влияние на представителей власти, он вернулся в отчие края, в Гультубе-Маманай нынешнего Жамбылского района Северо- Казахстанской области. Вскоре поэт женился на понравившейся ему девушке Ырысбике, появились дети, он стал семейным человеком. В этот период Сегиз стал известен как певец, композитор, поэт, любитель веселья. В юности сам Биржан сал, Жаяу Муса, Укили Ыбырай, Нуржан Наушабаев, Ибрай Алтынсарин и другие получили напутствие Сегиза, переняли его искусство. Именно они распространяли среди народа песни Сегиза. Жаманкул Дандибайулы, один из многих его учеников, рассказывал: «Я сам познакомил людей с 55 песнями Сегиза. <… > В разных местах я сыграл 45 кюев Сегиза».

Судя по этим высказываниям, далеко не все песни Сегиза дошли до нас. Многие из них стали считаться народными или стали приписываться другим исполнителям, которые распространяли песни Сегиза. А его кюи вообще никто не изучал. В фонде древних рукописей Академии наук находятся рукописи его поэтических размышлений, дастаны «Ер Исатай», «Жорық», «Қашқын келбетi», «Өкiнiш», «Ақылсыз Шахзада», «Ақбұлақ». А его варианты таких поэм и дастанов как «Ер Tapғын», «Қз Жiбеқ», «Айман-Шолпан», «Қозы Көрпеш-Баян Сұлу», «Қамбар батыр» исполнял Жусупбек Шайхысламулы, разъезжая по Сары-арке. Шайхысламулы изложил их на бумаге и опубликовал в Казани под своим именем.

Лишения, перенесенные Сегизом во время военных походов, отразились на его здоровье. Поэт умер от воспаления легких в возрасте 36 лет. Нияз Сери, Биржан сал, Жаяу Муса, Нуржан и другие его ученики написали посмертные посвящения в виде песен и дастанов о жизни своего наставника. Они распространили среди народа поэму «Макпал-Сегиз».

Сегодняшние потомки еще не полностью ознакомились с творчеством Сегиз Сери и с его жизнью. Не будет ошибкой, если сказать, что Сегиз Сери — духовный наставник казахских сери и салов.

История Нового времени (XIX – XХ в.в.)
Исторические личности
Сегиз Сери (1818–1854 гг.)