Жолбарысулы Бактыбай (1842–1902 гг.)

Один из прославленных акынов Жетысу — Бактыбай — родился в июне 1842 года. У его деда, Анламаса, было трое сыновей — Аю, Жолбарыс, Уден. В те времена в горах возле Талдыкоргана водилось много дичи, диких зверей. Старик Анламас дал своим детям имена грозных животных в тайной надежде, что его дети станут батырами, такими же сильными, как лев и медведь. Но он не мог знать, что дети прославят его род не силой, а поэзией.

С самого начала судьба Бактыбая была сложна и интересна. С его рождением связана одна легенда: недоношенного семимесячного ребенка положили в старую шапку деда и на два месяца подвесили ее в юрте. Три дня он не брал материнскую грудь, его мать Шауке, чтобы приучить его к груди, дала ему пососать язык соловья, пойманного братом мужа, Уденом.

Родители Бактыбая умерли, когда ему исполнилось семь лет, и дальше его воспитывал дядя, брат матери. До десяти лет ребенок не умел разговаривать. В двенадцать лет дождливой осенней ночью он бежал в свой аул, боясь наказания за то, что он не уберег коз своего дяди от волков.

Продрогший, испуганный ребенок нашел в степи тлеющий очаг, сунул туда ноги в теплую золу и уснул. Во сне он увидел акына Кабана. И Кабан, якобы, спросил его: «Что ты выбираешь? Песню или веревку для овец?» Бактыбай выбрал песню, проснувшись, он заговорил и с тех пор стал смотреть на окружаю шее глазами акына.

Ребенок, одиноко бродивший в степи в поисках сородичей, встретил торговый караван узбеков, пообещавших ему помочь. Но вместо этого три года он был у них в батраках. Повзрослев и помня, что его сородичи находятся где-то на востоке, на берегу рек Каратал и Коксу, он однажды ночью сбежал. По дороге он встретил русского инженера и работал на него. Через год сбежал и от него. Преодолев трудности, он нашел все-таки родных, но теперь его ждали козы его дяди Аю. Хотя он и пас коз, сам научился игре на домбре. На тоях он пел песни, его стали узнавать. Благодаря своему умению петь и играть на домбре, он наконец избавился от коз. В 17 лет он поехал искать правителя Жетысу, прозванного в народе «ханом», полковника русской армии, внука Абылая — Тезека торе. Уже одно это показывает смелость акына.

Тезек торе жил на жайлау «Алман», его белая юрта находилась подальше от юрт обслуживающих его людей. Никто не имел права подойти к его юрте, если он сам не позовет. Тезек торе разговаривал в юрте с судьей Суаном Кожбамбетом, известным на всю Белую Орду (Ак: Орда) умом и ораторским искусством. Неожиданно появившийся Бактыбай, с ходу затянул песню, играя на домбре.

Хан, и сам был акыном, но без повода не проявлял своих дарований. То ли он захотел испытать беднягу, то ли смелость молодого акына, граничащая с наглостью, действительно вызвала у него гнев. Хотя парень вовсю и нахваливал его в стихах, хан приказал охранявшим его людям: «Прогоните прочь, если не уйдет, отрубите ему голову». От природы смелый Бактыбай сказал ханским прислужникам: «Я не ругал хана, а хвалил. Почему он приказал отрубить мне голову? Моя голова принадлежит не хану, а аллаху». Хан, находившийся в юрте, услышал его ответ и решил, видимо, испытать его с глазу на глаз. «Пусть войдет», — распорядился он. Молодой акын приветствовал его в стихах, играя на домбре.

После этого Тезек торе привлек его к состязанию загадок, но и здесь Бактыбай ни разу не ошибся, не ослабил свой стремительный натиск. В стихах его нет угодливости, все он высказывает смело, справедливо; сыплет примерами и фактами из жизни хана, не давая тому опомниться. Соблюдая правила айтыса, в конце концов, Тезек торе признал себя побежденным и сказал: «Я знаю двух акынов: первый Суюнбай, второй — Бактыбай; из ораторов я признаю только Болтирика, из рода ысты. Что ты хочешь, Бактыбай, скажи свое пожелание».

У молодого джигита не было ни кола, ни двора. В этот раз благодаря таланту вырос его авторитет перед таким могущественным правителем, как Тезек торе, который хорошо его наградил. После этого айтыса слава Бактыбая разнеслась среди народа.

У Бактыбая было много коротких стихов, размышлений в стихах. Не все удалось собрать, но даже по тем, что дошли до нас, видно насколько он был остер на язык, находчив, смел. Бактыбай никому из акынов-импровизаторов не дал возможности опередить себя.

Судьба иронизировала над ним с детства, позже ему с таким громадным талантом, чтобы выжить, пришлось копать арыки. И тут ему встретилась красавица Майке. С рождения обладающая даром импровизации и природным умом, красивая девушка из состоятельной семьи сама решила встретиться с Бактыбаем, о таланте импровизации которого она была наслышана. Она наизусть знала его стихи и айтысы. 17-летняя красавица, любимица родителей, сама прибыла к 40-летнему Бактыбаю, который жил с нелюбимой женой.

Чтобы понять друг друга, оценить поэтический дар и находчивость, они некоторое время состязались в импровизации. Майке уехала, поняв, что Бактыбай, слава которого гремела среди жалаиров, хоть и беден, но очень достойный, честный человек с глубоким внутренним миром. Она была засватана, за нее был выплачен калым. В айтысе у нее вырвалось: «Если было бы суждено, я бы вышла замуж за такого человека». Бактыбай ответил: «Ты была бы для меня подругой жизни». Майке, обрадовавшись, сказала: «Буду ждать обещания» и уехала.

Хоть и пообещал Бактыбай, но найти скот для калыма ему было нелегко. Помог знаменитый би Жалменде из рода байшегир племени жалаир. Уважая Бактыбая за дарование акына, он помог ему, обратившись на сходе ко всем почтенным, состоятельным людям. Так соединились два акына.

Бактыбай и Майке прожили счастливую жизнь, у них родились дочь Нурыш и сын Тусипбек. Бактыбай умер в возрасте 60 лет от тифа. Майке умерла позже, в 1932 году. До самой смерти, в течение 30 лет, она популяризировала творчество своего мужа, сберегла его домбру.

В настоящее время в ауле Бактыбай Талдыкорганского района на высоком холме им обоим установлен красивый памятник, символизирующий любовь сегодняшних потомков к людям, которым искусство помогло соединить сердца.

История Нового времени (XIX – XХ в.в.)
Исторические личности
Жолбарысулы Бактыбай (1842–1902 гг.)