Кейки Батыр (1871–1923 гг.)

Кейки (Нурмагамбета) Кокембайулы родился в 1871 году в местности Байтума Костанайской области и происходил из рода кыпчак Среднего жуза. Произносить вслух имя Кейки батыра в разных краях стали лишь с приходом независимости и гласности, когда были названы новые имена героев сопротивления – предводителей движения и рядовых участников, отдавших свою жизнь за освобождение казахского народа. А все потому, что он был зверски убит красноармейцами. Как свидетельствует история, Кейки батыр был сподвижником хана Абдигапара и всей душой поддерживал его идеи о единстве и независимости казахского народа. Это был умный, проницательный и авторитетный человек. Его армия если и не отличалась многочисленностью, то выигрывала качественно. Отряды обучались строю и ружейным приемам. Одновременно с улучшением армии, Абдигапар занимался организацией гражданского укрепления. Прежде всего, его власть не была единоличной. Он отказался от звания хана и принял титул эмира в знак того, что желает править не самодержавно, а с помощью народа в лице его представителей. При нем состоял совет из 20 человек, избранных волостями. Таким образом, вся власть перешла к местному населению в лице свободно избранных членов совета эмира. Подати шли на содержание администрации и национальной армии. Армией командовал Амангельды Иманов. Его лучшим другом был Кейки батыр — талантливый руководитель в отряде стрелков-тысячников во время национально-освободительного движения. Он был участником Торгайского восстания 1916 года. Отличился в Догалском сражении, в сражении на местности Куйик, в блокаде города Торгай. Революцию Кейки батыр не признал и к советской власти относился настороженно. Но поскольку слыл человеком храбрым и умным, то не стеснялся высказывать своего мнения. Поэтому власти невзлюбили его. После гибели Амангельды 18 мая 1919 года и смерти хана Абдигапара Кейки батыр был вынужден уйти в Улытау и Кызылкумы. А 22 апреля 1923 года зверски убит бойцами Красной армии. Видимо, в доказательство того, что суд над батыром свершился, убийцы обезглавили тело, отрубили обе руки и увезли с собой, а останки оставили лежать рядом с телами убитых родственников батыра – жены, не успевшей родить ребенка, и брата. Напуганные зверствами, местные жители бежали в степь, не похоронив убитых. Кто и в каком месте предал их земле – неизвестно и поныне.

Долгое время о Кейки батыре вообще запрещалось говорить. Тем не менее, за последние годы о его подвигах, храбрости и стремлении сделать свой народ счастливым и независимым написано немало книг, повестей, поэм и документальных рассказов. В честь 125-летия со дня рождения в Аркалыке ему был установлен бюст, а на его родине в селе Амангельды прошел той. Земляки радовались, что наконец-то все расставлено по своим местам и Кейки батыр теперь в одном ряду с историческими личностями края. Лишь одно огорчало: что нет у национального героя могилы.

Между тем, благодаря усилиям известного в республике ученого-историка Манаша Козыбаева, стало известно, что в 1926 году в связи с переездом столицы Казахстана из Оренбурга в Кзыл-Орду череп предводителя племени кулан-кипчаков Кейки батыра был передан в Кунсткамеру Ленинграда (Санкт-Петербурга). Подтверждением этому стал официальный ответ на запрос профессора М. Козыбаева и посольства Республики Казахстан в Москве в январе 1885 года из Министерства иностранных дел Российской Федерации.

В нем сказано, что «передача черепа Кейки Кокембайулы может быть рассмотрена российской стороной в случае, если просьба поступит от близких родственников (потомков), намеревающихся предать останки захоронению».

Этим работа по передаче черепа батыра на историческую родину не ограничилась. Конечно же, его немногочисленные родственники отправили свою просьбу в Россию. Проявили интерес и историки. На официальном уровне в сентябре 1996 года к вице-премьеру Российской Федерации обратился с письмом аким Торгайской области В. Барыкин: «В связи с предстоящими мероприятиями, посвященными 80-летию национально-освободительного движения, прошу оказать содействие в передаче черепа Кейки Кокембайулы его близким для предания земле по национальному обычаю казахов…»

На формальном уровне вопрос был разрешен. И за это спасибо родственникам батыра, ученым-историкам, землякам-журналистам. Дело было за денежными средствами, необходимыми для этого мероприятия. Родственники Кейки-батыра не столь богаты, чтобы нести все расходы по передаче черепа и его захоронения в селе Амангельды, где предполагается построить мавзолей Кейки батыра. Учредители фонда и его первые спонсоры обратились к братьям-землякам с просьбой оказать финансовую поддержку, которая будет воспринята как дань уважения и долга памяти великого сына Торгайщины. На сегодняшний день останки Кейки батыра так и хранятся в антропологическом фонде в Кунсткамере Санкт-Петербурга.

История Нового времени (XIX – XХ в.в.)
Исторические личности
Кейки Батыр (1871–1923 гг.)